реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клинические основы интеллектуальных нарушений

реферат

Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков

детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость,

неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая

истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления

инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом

инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой

обстановке.

Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма (В.

В. Ковалев, 1973). В структуре личности при этом также выражены

астенические радикалы психического инфантилизма: повышенная тормозимость,

робость, пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная

привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений.

Изучение катамнеза таких детей (М. И. Буянов, 1973; М. Г. Рейдибойм, 1974)

показывает, что при неблагоприятных условиях воспитания и обучения при

невропатическом инфантилизме обнаруживается выраженная тенденция к

закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта

патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления

астенической психопатии.

Задержка психического развития

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются

педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) У

детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие

отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка»

подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития

возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный

характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем

раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия

воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные)

органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во

внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка

психического развития возникает и в результате ослабленное™ ЦНС инфекциями,

хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного

мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР

существенную роль играют конституциональные факторы, органическая

недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные

неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы

усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или

главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность

формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и

работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение

внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно

неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь

после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются

дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении

внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и

кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая

продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при

большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение

при его осуществлении интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально

развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало,

что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих

словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается

нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает

наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща

недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно

сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР,

решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные

даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка,

вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд

особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен,

понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще

отсутствует.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-

психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного

происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического

генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в

развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический

инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При

данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-

волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает

эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость

личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических

функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость

для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто

сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему

психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу

возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются

факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может

быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой

формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем

отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для

них нерационально.

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической

астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие

длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические

инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки

внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая

роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и

психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к

появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость,

капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние

ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится.

Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-

педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое

пребывание в санатории.

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по

невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего

возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная

или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии

развития не исключает ее первоначально патологической структуры.

Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие

травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких

отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь

отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в

ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка

интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном

развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном

явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности

(гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется

развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы.

Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с

недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в

условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у

него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность

самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР

не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма

поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок

оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно

нуждаться в помощи.

Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у

детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность,

жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей,

лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая

активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования

познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая

дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки

психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью

и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной

деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на

психологическую структуру этой формы ЗПР.

Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует

сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™ ряда

психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются

при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности

сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции

высших форм произвольной деятельности.

В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и

повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологичес-ких варианта ЗПР

церебрально-органического генеза. При первом варианте — у детей

обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического

инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства,

признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур).

Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер,

обусловленный их недостаточной сформиро-ванностью и повышенной

истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

При втором варианте — доминируют симптомы поврежденно-сти: выраженные

церебростенические, неврозоподобные, психопа-топодобные синдромы.

Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и

значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейро-

динамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитар-

ность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция

регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.

При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более благоприятен и в

хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким детям можно

рекомендовать пребывание в кругу учащихся школ общего назначения в

сочетании с квалифицированной педагогической и психологической помощью.

При втором варианте этой формы дефекта дети нуждаются в существенной

психолого-педагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев может

быть обеспечена только в условиях специальных учреждений для дошкольников и

школьников с ЗПР или в специальных группах детского сада или классов

коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения.

ЗПР могут возникать и вследствие иных причин. В зависимости от

особенностей проявления задержки психического развития строится

коррекционная работа.

В нашей стране к этой категории детей не относят ни педагогически

запущенных детей, ни детей со специфическими отклонениями в эмоционально-

волевой сфере и поведении.

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.