реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Бегство от свободы

реферат

Но мы отбросили лишь одну сторону картины, а была еще другая:

капитализм освободил индивида. Он устранил регламентами корпоративной

системы, позволил человеку встать на собственные ноги и испытать свое

счастье. Человек стал хозяином своей судьбы; он рисковал, но мог и выиграть

собственные усилия могли привести его к успеху и к экономической

независимости. Деньги доказали, что они сильнее происхождения и касты, и

тем самым превратились в великого уравнителя людей.

Но и здесь свобода двойственна как и раньше. Индивид освобождается от

экономических и политических основ. Он приобретает и позитивную свободу

вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой

системе, но при этом освобождается от связей, давших ему чувство

уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить

всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал

безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире,

человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни и на него обрушились

сомнения: кто он, что он, зачем он живет? Ему угрожают мощные силы, стоящие

над личностью, - капитал и рынок.

Не имея богатства и власти, какие были у капиталистов эпохи

Возрождения, потеряв чувство общности с людьми и миром, человек подавлен

ощущением совей ничтожности и беспомощности. Рай утрачен; индивид стоит

один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода

неизбежно вызывает ощущения неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества

и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать, человек должен как-то

избавиться от этого.

2.Эпоха реформации.

Именно на этой стадии развития и возникли лютеранство и кальвинизм. Они

были обращены именно к этим слоям населения, потому что выражали и новое

чувство свободы и независимости, и чувства бессилия, неуверенности и

тревоги, которыми были охвачены представители низших классов.

Что может психологический анализ доктрин, так это показать субъективные

мотивы, приводящие человека к осознанию каких-либо проблем и вынуждающие

его искать ответы в определенном направлении.

Проблема – это изучение психологических мотивов, присущих не создателю

учения, а той социальной группе, к которой это учение обращено.

Разумеется, эти проблемы близки друг к другу, поскольку психология

лидера и психология его последователей схожи.

Во-первых, его социальное положение может быть типичным для целой

группы, условия жизни которой формируют характеры определенного склада. Во-

вторых, случайные обстоятельства его воспитания и личного опыта могут

развивать у лидера черты характера, возникающие целой социальной группы в

результате ее общественного положения даже в том случае, если сам лидер к

этой социальной группе не принадлежит. И наконец, может произойти наложение

обоих этих факторов.

Мы знаем, что человек может пытаться устранить противоречия в своих

чувствах с помощью идеологической конструкции или прикрыть подавляемую им

мысль такой рационализацией, в которой выражается прямо противоположная

идея.

Анализ идей должен ответить на два вопроса: во-первых, каков

относительный вес определенной идеи во всей идеологической системе в целом:

во-вторых, не имеем ли мы дело с рационализацией, которая отличается от

подлинного содержания мысли. Мы утверждаем, что его отношение к богу – это

отношение подчинения, основанное на ощущении бессилия. Сам он говорит об

этом подчинении как о добровольном акте, вытекающем из любви, а не из

страха. Логически здесь можно возразить, что в таком случае это уже не

подчинение. Но психологически из всей структуры мышления Лютера вытекает,

что его любовь или вера на самом деле является подчинением; сознательно он

рассуждает о своей «покорности» богу в терминах добровольности и любви, на

самом же деле переполняющие его чувства бессилия и злобы превращают его

отношение к богу в отношение подчинения. (Точно так же мазохистская

зависимость одного человека от другого часто маскируется в сознании как

«любовь».) Поэтому то, что Лютер говорит, никоим образом не опровергает

того, что он – с точки зрения психоанализа и по нашему убеждению –

подсознательно имеет в виду. Мы полагаем, что определенные противоречия в

его системе можно понять лишь с помощью анализа психологического смысла его

концепций. Если мы хотим понять, что было нового в доктринах Реформации, то

сначала нам необходимо рассмотреть существенные теологические принципы

средневековой церкви. Несмотря на все общие элементы старой и новой

теологии, дух католической церкви существенно отличался от духа Реформации,

особенно в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на

значение поступков человека в определении его судьбы.

В течение долгого периода, предшествовавшего Реформации, католическое

богословие придерживалось следующих принципов: человеческая природа – хотя

и испорчена грехом Адама – внутренние стремится к добру; человеческая воля

свободна в этом стремлении к добру; человеческая воля свободна в этом

стремлении к добру; собственные усилия человека способствуют его спасению;

церковное причастие, основанное на искупительной смерти Христа, может

спасти даже грешника.

Некоторые из наиболее выдающихся теологов – такие, как Августин и Фома

Аквинский, - придерживаясь этих взглядов, в то же время выдвигали доктрины,

проникнутые совсем иным духом.

О свободе воли Фома говорит, что предположение, будто человек не

свободен решать, противоречит самой сущности бога и природе человека.

Человек свободен даже отвергнуть благодать, предложенную ему господом.

В течение XII,XIV и XV веков тенденция подчеркивать свободу воли

усиливалась в системах Дунса Скотта, Оккама и Биля. Это особенно важно для

понимания нового духа Реформации, так как Лютер яростнее всего нападал

именно на схоластов позднего средневековья, называя их «свиньям-

богословами».

Биль и Окам подчеркивали значение собственных заслуг человека для его

спасения; хотя они говорят и о помощи божьей, в их учениях эта помощь

утрачивает доминирующую роль, какая приписывалась ей в прежних доктринах.

Человек, каким его изображают Оккам и другие поздние схоласты, уже не похож

на несчастного грешника: это – свободное создание; сама его сущность делает

человека способным к добру, а его воля свободна от любых внешних сил.

Практика покупки индульгенций, игравшая все большую роль во время

позднего средневековья и вызывавшая особенно яростные нападки Лютера, была

связана с ростом влияния этих идей о свободной воле челове4а и о ценности

его усилий.

Действие индульгенции было основано на том, что их покупатели

исповедовались и каялись во всех грехах.

Эти идеи, столь резко противоречащие духу Реформации. В них проявляется

дух утверждения человеческого достоинства, признание законности проявления

всех качеств человека.

В общем, средневековая церковь подчеркивала достоинство человека,

свободу его воли, ценность его усилий; она подчеркивала богоподобие

человека и его право быть уверенным в любви бога. Теология Лютера выражала

чувства среднего класса, который, борясь против власти церкви и возмущаясь

новым денежным классом, ощущал угрозу растущего капитализма и был охвачен

чувством беспомощности и ничтожности.

Лютеранское учение, насколько оно отличалось от католической традиции,

имело две стороны. Лютер дал человеку независимость в вопросах религии; что

он лишил церковь ее власти и отдал эту власть индивиду; что его концепции

веры и спасения – это концепции собственных заслуг индивида, где вся

ответственность лежит на самом человеке, а не на власти, которая могла бы

дать ему то, чего он не добился сам. Эта сторона учений Лютера и Кальвина

заслуживает самой высокой оценки, поскольку они явились одним из источников

развития политической и духовной свободы в современном обществе, того

развития, особенно в англосаксонских странах, которое неразрывно связано с

идеями пуританства.

Другой аспект современной свободы – это изоляция и бессилие, которые

она принесла индивиду; и этот аспект тоже уходит корнями в протестантство,

как и аспект независимости. Поскольку эта книга посвящена главным образом

восприятию свободы как бремени и опасности, дальнейший анализ,

преднамеренно односторонний, будет подчеркивать ту сторону учений Лютера и

Кальвина, в которой лежат истоки этого негативного аспекта свободы: их

учение о том, что человек по природе своей порочен и бессилен.

Богобоязненный человек не имеет «свободно воли»: он пленник, раб и

слуга воли Господа или воли сатаны».

Страстное стремление к уверенности, какое мы находим у Лютера, отражает

не искреннюю веру, а необходимость подавить невыносимое сомнение. Лютер

искал уверенность в безоговорочной покорности богу. Психологически вера

может иметь два совершенно разных содержания. Она может быть утверждением

жизни, выражением внутренней связи с человечеством; но может быть и

продуктом реакции на сомнения, возникшие из чувства изолированности

индивида и его неприятия жизни.

Чрезвычайно важно понять эту проблему сомнений и попыток их подавления,

потому что она не только относится к теологии Лютера, а также и Кальвина,

но и остается одной из основных проблем современного человека до сих пор.

Сомнение – это исходная точка современной философии. Нынешние попытки

заглушить сомнения – состоят ли они в ненасытном стремлении к успеху, или в

убежденности, что безграничное знание факторов может удовлетворить

потребность в уверенности. Сами же сомнения не исчезнут до тех пор, пока

человек не преодолеет свою изоляцию, пока его положение в мире не

приобретает какого-то смысла и значения, удовлетворяющего его человеческие

потребности.

Как мы уже видели, старый порядок рушился. Индивид потерял гарантию

уверенности, ему угрожали новые экономические силы – капиталисты и

монополии, корпоративный принцип сменился конкуренцией, низшие классы

ощущали гнет усиливавшейся эксплуатации. В целом разрушение феодального

порядка и развитие капитализма больше угрожали среднему классу, чем

помогали ему.

Представление Лютера о человеке отражает именно эту дилемму. Человек

свободен от всех уз, которыми связывала его духовная власть, но именно эта

свобода делает его одиноким и растерянным, подавляет его чувством

собственной ничтожности и бессилия. Свободный, изолированный индивид

сломлен ощущением своей убогости, и теология Лютера выражает это чувство

бессилия и сомнения. Облик человека, изображенный им в религиозных

терминах, отражает положение индивида, возникшее в результате происходящих

социально-экономических перемен. Представитель среднего класса был так же

беспомощен перед лицом новых экономических сил, как обрисованный Лютером

человек перед лицом бога.

Лютер не только выразил чувство ничтожности, охватившее социальные

группы, к которым он обращался, но и предложил им выход. Таким образом,

освобождая людей от власти церкви. Лютер заставил их подчиниться гораздо

более тиранической власти: власти бога, требующего полного подчинения

человека и уничтожения его личности как главного условия его спасения.

«Вера» Лютера состояла в убеждении, что любовь дается ценой отказа от

собственной воли; это решение имеет много общего с принципом полного

подчинения индивида государству или вождю.

Двойственное отношение к власти проявляется не только в учении, но и в

личности Лютера. С одной стороны, он преклоняется перед властью светских

князей и тиранического бога, с другой – восстает против власти церкви. Ту

же двойственность он проявляет в своем отношении к массам. Пока они бунтуют

в установленных им самим пределах, он с ними; когда же они нападают на ту

власть, которую он одобряет, на передний план выходят его ненависть к

массам и презрение к ним. Лютер лишал человека уверенности в себе, отнимал

у него чувство собственного достоинства, а без этого невозможно никакое

сопротивление светским властям, угнетающим человека. В ходе исторического

развития проповедь Лютера привела к еще более серьезным последствиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.