реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Бегство от свободы

реферат

какого-то сотрудничества с другими. Есть еще одна причина, которая

становится к общности столь насущно необходимой: это субъективное

самосознание. Если его жизнь не приобретает какого-то смысла и

направленности, он чувствует себя пылинкой и ощущение собственной

ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к

какой-то системе.

Резюмируя подход к проблемам социальной психологии: человеческая натура

– это не сумма врожденных, биологических закрепленных побуждений, но и не

безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической

эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.

Натуре человека присущи некоторые неизменные факторы: необходимость

удовлетворять физиологические потребности и необходимость избегать

морального одиночества.

В процессе адаптации к этому образу жизни в индивиде развивается ряд

мощных стимулов, мотивирующих его чувства и действия. Возникнув, эти

стимулы требуют удовлетворения, стремление к удовлетворению этих

потребностей воздействует на процесс общего развития.

Человек должен суметь воссоединится с миром в спонтанности любви и

творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с

этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность.

Глава 2. Обособление индивида и двойственность свободы

Определяя значение свободы для современного человека, Фромм обсуждает

концепцию: свобода определяет человеческое существование как таковое, а

кроме того понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания

человеком себя самого как независимого и отдельного существа.

Процесс обособления индивида от первоначальных связей – он определяет

это как процесс «индивидуализацией» – этот процесс достиг наивысшей стадий

в новое время, т.е. от эпохи возрождения и до наших дней.

Процесс индивидуализации проводит к полному обособлению индивида

«первыми узами» являясь естественным фактором нормального человеческого

развития, они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивид

уверенность и жизненную ориентацию.

1 аспектом растущей индивидуальности является развитие личности.

Границы роста определяются условиями в основном социальными.

2 аспект процесса индивидуализации – растущее одиночество.

Пока человек был неотъемлемой частью мира, пока не осознавал ни

возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и

боятся его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим

миром, ошеломляющим и грозным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, подобрать

чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим

миром. Подчинение – не единственный способ избавится от одиночества и

тревоги. Другой способ – единственный продуктивный, не приводящих к

неразрешимым конфликтам – это путь спонтанных связей с людьми и природой,

т.е. таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его

индивидуальности. Итак, растущая индивидуальность приводит либо к

подчинению, либо к спонтанной активности.

Указывается общий принцип: процесс, который развивается на основе

растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, являющейся

диалектическим. Процесс индивидуализации – это процесс усиления и развития

его личности его собственного «я», но в ходе этого процесса утрачивается

идентичность с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести

к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную

тревогу и неуверенность. Процесс индивидуализации происходит

автоматический, развитие личности сдерживается рядом психологических и

социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому

чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие

психические механизмы: механизмы избавления, бегства.

Человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы.

«Свобода отчего-то – свобода от инстинктивной предопределенности действий».

Такая свобода представляет весьма сомнительное преимущество. Человек

рождается без врожденной способности к необходимым действиям, которые есть

у животных. Этот человек беспомощен и именно эта беспомощность явилась

почвой, на которой развился и вырос человек: биологическое несовершенство

человека обусловило появление цивилизации, «свобода от» не идентична

позитивной свободе. Акт неподчинения, кат свободы прямо связывается с

началом человеческого мышления.

Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический

характер, какой процесс индивидуального роста. С одной стороны это процесс

развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепление

человеческой солидарности. С другой стороны – усиление индивидуализации

означает и усиление изоляции, неуверенности, а следовательно, становится

все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.

С точки зрения двойственного смысла свободы – упоминается как период

реформации. Реформация – это один из источников идей свободы и автономии

человека в том виде, как эта идея представлена в современных демократиях.

Говоря о реформации, забывается ее аспект: ее акцент на прочность

человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на

необходимость подчинения индивида внешней силе.

Глава 3. «Свобода в эпоху реформации»

«Средневековая предистория и возрождение».

Современный рационализм рассматривал средние века как мрачный период

истории. Вместе с тем средние века идеализировались. Акцентировалось

внимание на прямоту и конкретность человеческих отношений, чувство

уверенности, которое было свойственно человеку средних веков. Единственное

отличие средневекового общества от современного – отсутствие личной

свободы, каждый человек был прикован к своей роли в социальном порядке. Но

хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был одинок и

изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место в

социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-то

структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена

смыслом. Что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность

отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, рыцарь или кто-

то еще, но не индивид занимающийся делом выбранным самим.

Было много страданий, но была и церковь, которая в какой-то степени

обеспечивала эти страдания, объясняя их как расплату за грех Адама и

собственные грехи каждого из нас. И крестьянин, и горожанин редко выходили

за пределы небольшой географической области, где протекала их жизнь. Мир

был ограничен и понятен: земля и человек были в центре этого мира, в

будущей жизни каждого ожидая или рай или ад, и вся жизнь от рождения до

смерти была ясна и понятна в причинной взаимосвязи поступков человека.

Таким образом, средневековое общество, с одной стороны было

структурировано и давало человеку ощущение уверенности, а с другой –

держало его в оковах. Однако эти оковы имели совсем не тот характер, какой

присущ авторитаризму и угнетению последующих веков. Средневековое общество

не лишало индивида свободу уже потому, что «индивида» как такового не было.

Недостаток самосознания индивида в средневековом обществе нашел

классическое выражение в описании средневековой культуры, которую дал Яков

Буркхардт. «В средневековые века обе стороны самосознания по отношению к

внешнему миру и своему внутреннему «я» как бы дремали под одним общим

покрывалом».

В позднем средневековье структура общества и личности стала меняться,

развиваться новый денежный класс. Во всех классах общества было заметно

развитие индивидуализма. В Италии человек в первые вырвался из феодального

общества и разорвал те узы, которые одновременно и придавали ему чувство

уверенности, и ограничивали его. Италия, по словам Буркхардта, принадлежит

«первородство в отношении развития личности в европейской семье», а

итальянец – это первый индивид.

Простой народ, которому не досталось ни богатства, ни новой власти

превратились в безликую массу. Все человеческие отношения были отравлены

этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатство. Индивид был

охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой власти и богатства. В

результате было отравлено чувство уверенности в себе и ощущения

безопасности.

Есть основания для сомнения в том, что полновластные хозяева

капитализма эпохи возрождения были так счастливы и уверены в себе, как это

часто изображают. По-видимому, новая свобода принесла им не только

возросшее чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм, и

как результат всего этого тревогу. Эта внутренняя уверенность, происходящая

из положения изолированного индивида во враждебном мире, по-видимому,

объясняет возникновение новой черты характера, которая, как указывает

Буркхардт, стала свойственна индивиду эпохи Возрождения, в то время как у

члена средневековой социальной структуры ее не было или по крайней мере она

была выражена гораздо слабее. Речь идет о страстном стремлении к славе.

Если смысл жизни стал сомнительным, если отношение с другими и с самим

собой не дают уверенности, то слава становится одним из средств, способных

избавить человека от сомнений.

В эпоху возрождения зародился современный индивидуализм. Но хотя идея

возрождения и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие

европейской мысли, однако основные корни современного капитализма, его

экономической структуры и его духа мы находим не в итальянской культуре

позднего средневековья, а в экономической и общественной ситуаций.

Культура Возрождения представляла общество сравнительного капитализма:

небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла этим

обществом, составляла социальную базу философов, выражавших дух этой

культуры. Реформация была главным образом религии крестьянства из низших

слоев городского общества.

В соответствии с совершенно различной социальной основой возрождения и

реформации естественно различие духа этих движений. Рассматривая теории

Лютера и Кальвина – протестантство и кальвинизм, давая выражение новому

чувству свободы, в то же время представляли собой бегство от бремени этой

свободы.

В средневековом обществе экономическая организация городов была

сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены

в цехи; мастера были такие, что с трудом зарабатывали себе на жизнь, но в

общем член цеха мог быть уверен, что его работа его прокормит. Если он

делал хорошие стулья, и т.д., то этого было достаточно, чтобы обеспечить

ему жизненный уровень, полагавшийся по традиции его сословию. Отсюда видно,

что цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали своим

членам относительную гарантию существования.

К концу средних веков жизнь стала насыщаться духом беспокойства.

Возникло современное понятие времени, минуты приобрели ценность. Труд все

больше превращался в наивысшую ценность. Развивалось новое отношение к

работе – настолько требовательное, что в среднем классе возникло возмущение

экономической неэффективности церковных учреждений. Средневековая

социальная система была разрушена, а в месте с нею и та стабильность и

относительная безопасность, которую она давала индивиду. Индивид стал

одинок; все теперь зависело не от гарантий традиционного статуса, а от его

собственных усилий.

Капитал приобрел решающую роль. «Он перестал быть слугой и стал

хозяином». С развитием капитала, эти средневековые принципы мало-помалу

уступили место принципу частной инициативы. Каждый должен идти вперед и

испытать свое счастье: выплыть или утонуть. И теперь другие уже не были

связаны с ним общим делом, они превратились в конкурентов, и часто человек

стоял перед выбором: уничтожить их или быть уничтоженным самому.

Но все существенные элементы современного капитализма к тому времени

уже возникли и начали оказывать психологическое воздействие на людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.