реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Агрессия как социально-психологический феномен

реферат

агрессии. Это явление получило название регрессивного расизма.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может

восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная — все зависит

от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние

стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное

влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания.

Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к

агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот,

удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к

такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые

демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть

не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще,

чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время

как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в

супружеских отношениях. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются

влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют

определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как

детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе

противопоставление гендерных ролей (то есть представление о том, что

мужчины «круче»), является очень важным фактором. Кроме того, даже если

гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то

степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не

означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий

уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих

формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих

средств.

Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации,

которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих

детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так,

например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления

агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного

аффекта по Беллу и Бэрону, умеренно высокие температуры, по сравнению с

низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению

агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура воздуха усиливает

негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает

вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если

дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень

силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство,

поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать

дискомфортные переживания.

Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант

агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует

возрастанию агрессии. Некоторые (впрочем, пока еще довольно скудные) данные

свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать

агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в

том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты

(например, сигаретный дым, неприятные запахи).[16]

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так

называемые посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к

актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из

множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора

некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто

ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие

также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен

насилия в масс-медиа.

И наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех

аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного

самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной

реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном

самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных

мыслях и переживаниях — говорят о приватном самоосознании. Любой из двух

указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности

проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня

личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов

дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии.

Биологические предпосылки формирования агрессивности.

Каков соотносительный вклад генотипа и среды в вариативность

агрессивности у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на

межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические

механизмы могут опосредствовать такое влияние — эти и некоторые другие

вопросы, касающиеся источников агрессивности и ее места в структуре

индивидуальности, являются предметом психогенетических исследований.

Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение

соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в

агрессивности, на первый взгляд, противоречивы. Так, Р. Бэрон и Д.

Ричардсон в своей монографии «Агрессия» ссылаются на семь близнецовых

исследований агрессивности, результаты которых были опубликованы в 80-е

гг.; в трех из них было обнаружено влияние генотипа на выраженность этого

психологического свойства, а в четырех других — нет. Согласно Ф. Вернону,

оценки наследуемости для разных показателей агрессивности, полученные в

девятнадцати работах 80-х и 90-х гг., колеблются от 0 до 98 %. Такое

расхождение результатов обусловлено различиями в величине использованных

выборок (от 18 до более 700 пар близнецов или приемных детей), в возрасте

испытуемых (от четырехлетних детей до взрослых) и способах измерения

агрессии. Изучение агрессивности у детей как правило указывает на вклад и

генотипа, и общей среды (под последней подразумевают все ненаследственные

факторы, которые делают сравниваемых родственников похожими) в изменчивость

данной черты; с возрастом влияние генетических факторов повышается, а

факторов общей среды — снижается. Такая закономерность имеет место в случае

измерения агрессии с помощью самооценки или оценок родителей. Напротив,

индивидуальные различия в агрессивности, наблюдаемой в лабораторных

условиях, в существенной степени детерминированы общей средой, а влияние

наследуемости в этом случае пренебрежимо мало.

Результаты, полученные Ф. Верноном с коллегами, так же как и данные

некоторых других авторов, указывают на существование в структуре

индивидуальности генерального фактора агрессивности. Однако многие

исследователи полагают, что связь между наследственными биологическими

особенностями индивида и склонностью к агрессивному поведению

опосредствуется констелляцией ряда самостоятельных, имеющих собственные

генетические предпосылки и биологические механизмы черт темперамента. Так,

в лонгитюдном исследовании 759 близнецовых пар было показано, что

агрессивному поведению детей предшествовали высокие оценки эмоциональности

и активности на более ранних этапах онтогенеза, причем между агрессивностью

и эмоциональностью имели место существенные генетические корреляции. Еще

одной важной индивидуально-психологической характеристикой, связанной с

агрессией, является импульсивность. (В биологических исследованиях широко

используется дихотомия «импульсивная ух спланированная агрессия».) Согласно

данным близнецового исследования А.Д. Серожинского с коллегами,

импульсивность коррелирует с различными видами агрессии, измеряемыми

соответствующими субшкалами. Наибольшие фенотипические корреляции

обнаружены между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как

раздражительность. Кроме того, импульсивность и раздражительность, как

оказалось, в большей степени связаны с действием одних и тех же

генетических и средовых эффектов, чем импульсивность и другие аспекты

агрессии.

К внешним проявлениям агрессии имеют различные биологические процессы и

нейроструктуры. Действительно, можно говорить о наследуемой склонности к

криминальному поведению, это отнюдь не означает, что агрессия как таковая

просто передается из поколения в поколение. Половые гормоны, и особенно

тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях,

связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали,

что степень их влияния довольно ограниченна. Более того, есть все основания

думать, что и механизм наследования предрасположенности к агрессии, и

механизм влияния половых гормонов на степень агрессивности человеческого

поведения могут иметь общую природу. То есть не исключено, что существуют

некие биологически детерминированные личностные характеристики или

диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной

стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость

существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности

к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время

возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным

поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает,

что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней,

что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением

при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного

интеллектуального развития, которые нередко сопутствуют аномалиям половых

хромосом.

Хромосомные аномалии — изменения числа хромосом или их структуры —

вызывают обычно целый комплекс нарушений в строении и функциях различных

органов, а также поведенческие и психические расстройства. Среди последних

нередко обнаруживается ряд типичных особенностей, таких как умственная

отсталость той или иной степени, аутистические черты, неразвитость навыков

социального взаимодействия, невнимательность, а также повышенная

агрессивность. Каково место повышенной агрессивности в структуре некоторых

синдромов, показано в таблице.

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными

аномалиями.

|Синдром |Проявления |Некоторые другие |

| |агрессивности |типичные нарушения|

| | | |

|Увеличение |Некоторые авторы |Высокий рост, IQ |

|числа |отмечают |сдвинут к более |

|У-хромосом |пассивно-агрессив|низким значениям |

|(типичный |ное поведение, |(в среднем 80—88),|

|кариотип - |другие считают |повышена частота |

|ХУУ) |лиц с данным |антисоциального |

| |синдромом |поведения |

| |спокойными и | |

| |законопослушными.| |

| | | |

|Варианты | |Степень умственной|

|синдрома |Повышенной |отсталости |

|Клайнфельтера.|агрессивности не |пропорциональна |

|Увеличение |наблюдается |числу Х-хромосом, |

|числа | |часты различные |

|Х-хромосом | |психические |

| | |аномалии |

| | | |

|Синдром |Гетеро- и |Умственная |

|кольцевой |аутоагрессивное |отсталость, |

|X-хромосомы |поведение не |импульсивность, |

| |коррелирует со |невнимательность, |

| |снижением |аутистические |

| |интеллекта |черты |

|Синдром | | |

|«кошачьего |Наблюдается |Приступы плохого |

|плача» (5р-, |агрессивное |настроения, |

|участка |поведение, причем|самоповреждающее |

|хромосомы 5) |агрессивность |поведение, |

| |коррелирует со |стереотипии и |

| |снижением |аутистические |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.