реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Агрессия как социально-психологический феномен

реферат

себя, действительно имеют под собой основания.

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было

направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск

средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение

дед можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в

том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения

агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о

том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов,

способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с

имеющимися эмпирическими данными.

Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством

предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в

состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать,

достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и

если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего

совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент

считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за

совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением

всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в

системах уголовного законодательства большинства стран, и потому наказание,

как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно.

Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в

ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой

форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем

самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально

опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих

предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий,

включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке

эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения

подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может

привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего

момент аверсивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные,

подтверждающие вторую часть «катарсической» гипотезы — то есть положение о

том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу,

своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность

совершения им в будущем серьезного правонарушения — менее убедительны.

Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения

непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения.

Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть

весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность

катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно

переоценивалась.

Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет

о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность

и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других

способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести

или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения

может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных

проявлений агрессии.

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное

влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции

индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени

будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того,

какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые

индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в

тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается

индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о

принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может

оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной

реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит

упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда

они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто

эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного

взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное

объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.[23]

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также

индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или

открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой

агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в

результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической

стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция

несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в

производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции

несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок,

ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают

в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков

общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков

общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют

добиться весьма ощутимых результатов.

Заключение.

Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества

на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки

зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная

проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому

неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой

агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало

больше вопросов чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня

мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии.

Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно

рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.

Человек - весьма агрессивное существо, Ребенок проявляет первые признаки

агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность

подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым.

Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая

политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда

государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором

для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием,

это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира

может повиснуть на волоске.

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере

присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные,

доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в

деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку

предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление

агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя

сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное

русло.

Список используемой литературы.

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы

психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.

2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с.

3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.

4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.

5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //

Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.

6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.

7. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры

собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. –358с.

8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.

9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-

21.

10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.

11. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. –

656с.

12. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной

личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.

– 1996. - №5. – С.3-18.

14. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у

подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -

1999. - №3. - С.6-7.

15. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -

№5/6. – С.35-40.

16. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения

подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.

17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

-----------------------

[1] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.26.

[2] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.29.

[3] Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.

[4] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. – С.93.

[5] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.95.

[6] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.97.

[7] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.104.

[8] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.105.

[9] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры

собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283.

[10] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения

подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.114.

[11] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения

подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.

[12] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании

структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.,

1996.- С. 295.

[13] Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной

личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.14.

[14] Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной

личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. - №2. – С.16.

[15] Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у

подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов.

–1999. - №3. – С.6.

[16] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. –

С.471.

[17] Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы

психологии. – 2000. - №6. – С.117.

[18] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – С.257.

[19] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.258.

[20] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.261.

[21] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.262.

[22] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.298- 299.

[23] Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -

№5/6. – С.37.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.