реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Москва

реферат

сложившуюся архитектурную среду Кремля, не подавляя ансамбль Соборной

площади, а, наоборот, уступая ему первенство.

В 1873-1877 гг. архитекторы И. А. Монигетти и Н. А. Шохин применили

«русский стиль» для здания Политехнического музея, обогатив постройку

кирпичным орнаментом. Примерно тогда же на Красной площади архитекторы В.

О. Шервуд и А. А. Семенов возвели здание Исторического музея. Зодчие

копировали детали декора из древнерусских рукописей, архитектуры

Останкинской церкви, Коломенского дворца и даже предлагали украсить фасад

изразцовым ковром.

Вслед за Историческим музеем были возведены новые Верхние торговые ряды

(ныне ГУМ). В 1888 г. на конкурсе, устроенном московскими купцами, победил

проект архитектора А. Н. Померанцева. Вдоль трёх широких проходов он

разместил в два этажа около тысячи магазинов. Эти пассажи были перекрыты

стеклянными крышами. Декоративная отделка напоминала старинные постройки

Ростова Великого.

МОДЕРН

На рубеже XIX—XX вв. возник стиль модерн, заметно потеснивший эклектику.

Эти два направления сосуществовали и накладывались одно на другое. В России

модерн оказался явлением чисто московским и оставил в старой столице

настоящие шедевры.

Авторы модерна проектировали здание «изнутри наружу», облекая комнаты,

лестницы, кухни и залы оболочкой внешних стен. Одним из первых московских

сооружений в стиле модерн стала гостиница «Метрополь». Её построили в

1899—1905 гг. но проекту архитекторов В. Ф. Валькота и Л. Н. Кекушева.

Красный гранит цоколя оттеняет гладкие оштукатуренные стены верхних этажей,

завершенных огромным панно—живописной майоликовой картиной М. А. Врубеля

«Принцесса Грёза». Небольшие готические башенки венчают фасад.

Обращение к прошлому в модерне мыслилось как ряд неуловимых намёков, а не

цитирование исторических образцов. Поэтому архитекторы, работавшие в этом

стиле, стремились эмоционально истолковать древнерусское зодчество. В

1900—1905 гг. но проекту художника В. М. Васнецова было возведено здание

Третьяковской галереи в неорусском стиле. Её фасад увенчан крупным

белокаменным гербом Москвы с изображением Георгия Победоносца. Художник

создал фантазию на древнерусскую тему, напоминавшую, по словам

современников, заставку из средневековой летописи.

-20-

КОНСТРУКТИВИЗМ

Уже в первые годы советской власти стала складываться школа архитектурной

молодёжи, жаждавшей решительно порвать с традициями «буржуазного»

зодчества. Язык нового направления возник в условиях жесточайшего дефицита

средств и строительных материалов. «Нам приходилось снижать стоимость

каждого кубометра стройки, — писал о той поре советский архитектор В. А.

Веснин, — экономить каждую бочку цемента, каждый фунт гвоздей». Новый

архитектурный стиль — конструктивизм — оставил неизгладимый след в облике

Москвы 20-х гг.

Конструктивисты считали, что новое искусство должно создавать материальную

среду для жизни. Полезность вещи приравнивалась к её красоте. Широкое

обсуждение вызвал проект монумента третьего интернационала работы

В.Е.Татлина (1919-1920гг.). Он был выполнен в виде башни. Её составляли две

громадные спирали, на каждом витке пересекающие наклонную металлическую

мачту. Татлин утверждал, что сталь и стекло — наиболее подходящие материалы

для современной архитектуры. Подобная мысль была близка многим деятелям

искусства. Создавать строения будущего, по словам поэта Велимира

Хлебникова, следовало «азбукой согласных из железа и гласных из стекла».

Во второй половине 20-х гг. при каждом крупном предприятии Москвы

открывался рабочий клуб. Наиболее ярким примером пролетарского

конструктивизма стало здание Клуба коммунальников (ныне Дом культуры имени

И. В. Русакова) на Стромынской площади, построенное К. С.. Мельниковым в

1927— 1929 гг. Архитектор разделил зрительный зал на секции, которые легко

могли превращаться в отдельные аудитории. Снаружи здание напоминает

огромным болт вкрученный в землю. В 1929— 1930 гг. по проекту Мельникова

был построен клуб кожевников «Буревеетннк» на Рыбинской улице в

Сокольниках. По мысли создателя, фойе могло переоборудоваться в

плавательный бассейн, при этом партер убирался, пол раскрывался, а ряды

кресел в боковых частях зала становились трибунами.

Совсем новым типом здания научно-просветительского характера стал

Планетарий на Садовй-Кудринской улице, построенный в 1927—1929 гг.

архитекторами М. О. Барщем и М. И. Синявским. Теоретик конструктивизма А.

М. Ган назвал Планетарий «оптическим научным театром». Над круглым залом

был сооружен железобетонный параболический купол, который с тех пор

сделался символом научного знания и технического прогресса.

Необычным явлением для архитектуры 20-х гг. с её культом обобществления

быта был особняк. Но именно тогда, в 1927—1929 IT., в Москве, в

Кривоарбатском переулке, появилась одна из самых удивительных жилых

построек — дом архитектора К. С. Мельникова, созданный по его проекту. Это

сочетание двух врезанных один в другой цилиндров с плоской, полностью

остекленной гранью со стороны фасада. Заднюю часть дома составляет сетка из

шестиугольных окон.

ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ

В самом начале 30-х гг. в Москве был проведён конкурс на план реконструкции

города. Большая часть проектов основывалась па радикальной ломке уже

существующих зданий. Немецкий архитектор и градостроитель Э. Май предлагал

отказаться от единого города и заменить его системой «городов-коллективов».

Французский архитектор и теоретик архитектуры III. Э. Ле Корбюзье считал,

что в Москве почти нет ценных памятников архитектуры, поэтому город следует

снести и освободит место для нового, с жёсткой прямоугольной планировкой.

Требование жюри, «чтобы проект учитывал окружающие исторические памятники и

не вступал с ними в кричащее противоречие», вызывало бурю возмущения многих

архитекторов и критиков. Им «кричащее противоречие» виделось в том, что

«памятники социалистического строительства» могут войти в единый ансамбль с

«древними, носящими печать классово чуждой эпохи».

Реальная перепланировка Москвы началась задолго до утверждения какого-либо

проекта. Вместе с завершением строительства каменного Мавзолея В. И. Ленина

в 1930 г. была

-21-

проведена реконструкция всей Красной площади. По обеим сторонам мавзолея

воздвигли трибуны для гостей в виде пологих ступеней. Первоначально они

были бетонными, и лишь в 1974 г. их заменили гранитными. Саму площадь

вымостили брусчаткой из диабаза, сменившей булыжник. Пaмятник Кузьме

Минину и князю Дмитрию Пожарскому перенесли к Покровскому собору (храм

Василия Блаженного). В следующем, 1931 году снесли Воскресенские ворота,

мешавшие движению демонстраций, а еще через пять лет — целый квартал за

храмом Василия Блаженного.

В 1933 г. работу планировочной мастерской, создававшей проект Генерального

плана реконструкции Москвы, возглавили архитекторы В. Н. Семенов и С. Е.

Чернышёв. Их план был утвержден в 1935 г. Он предусматривал произвести

крупные изменения центра города: расширить и выпрямить многие улицы,

перенести дома вглубь, проложить новые проспекты параллельно Арбату и улице

Кирова (ныне Мясницкая), для того чтобы снять транспортную нагрузку со

старых улиц. На архитекторов давила инерция отрицательного отношения к

зодчеству прошлого, столь характерная для 20-х гг. Отвечая своим оппонен-

там, требовавшим немедленно сломать все дореволюционные сооружения, Семенов

писал: «Для реконструкции нужны решительные меры. Нужна хирургия. Но когда

нужен хирург, не приглашают палача». Даже при таком «мягком» для того

времени подходе Москва потеряла очень много памятников русской архитектуры

XVI—XVII вв. Были снесены Сухарева башня, возвышавшаяся посреди Колхозной

площади (ныне Сухаревская) и мешавшая проезду; палаты Голицына; многие

церкви: Успения на Покровке, Николая Чудотворца Большой Крест на Ильинке,

Казанский собор на Красной площади (ныне восстановлен) и др.

В 1932 г. был реконструирован Охотный Ряд, между Моховой улицей и

Александровским садом оказались снесены кварталы обветшавших лавок. На их

месте появились Дом совета труда и обороны (ныне Государственная дума),

гостиницa Моссовета (ныне «Москва»). В 1934 г., после сноса значительной

части Китайгородской стены. Театральный и Китайгородский проезды

превратились в магистрали. Были расширены и перепланированы такие старинные

московские улицы, как 1-я Мещанская, Болышая Калужская, Большая

Дорогомиловская и др. Особенно серьёзную реконструкцию пережила улица

Горького (ныне Тверская), многие дома которой всего за одну ночь были

передвинуты. Благодаря этому ширина улицы увеличилась с 16 до 60 м.

Архитекторов увлекла сама масштабность идеи — улицы, как тогда считалось,

должны были стать проходимыми не только для машин, но и для садящихся и

взлетающих самолётов. Эта часть плана, конечно, не осуществилась, но

благодаря её «широкому замаху» полтораста московских улиц покрылись

асфальтом и брусчаткой, на них появилось электрическое освещение.

Принципам Генерального плана реконструкции Москвы 1935 г. следовали многие

градостроители второй половины XX в., например английский архитектор П.

Аберкромби при проектировании послевоенной реконструкции Лондона.

«ЛЕДЯНЫЕ ГЛЫБЫ», ЧАСЫ И КУПОЛА

После XX съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина архитектура

советского «классицизма» с её монументальными формами и дорогими

отделочными материалами ушла в прошлое. Вновь, как в 20-х гг., она

уступила место предельно дешёвой и лишённой внешнего декора застройке. В

поисках выразительных средств архитекторы 60-х гг. обратились к опыту

латиноамериканских инженеров, создавших стиль «ледяных глыб». К концу 50-х

гг. он уже широко применялся в Западной Европе и США при строительстве

стеклянных небоскрёбов. Московские строители также пришли к идее

использовать большие поверхности остекления, чтобы при минимальных затратах

придавать зданиям нарядный облик.

Эталоном монументального здания новой эпохи стал Кремлёвский дворец съездов

(ныне Государственный Кремлёвский дворец) в Московском Кремле (архитекторы

М. В.

-22-

Посохни, А.А.Мидоянц, Е. Н. Стамо, п. П. Штеллер, Н. Н. Щепетильников).

Открытие этого сооружения было приурочено к XXII съезду КПСС в 1961 г. Его

место в ансамбле Кремля до сих пор вызывает ожесточённые споры, поскольку

дворец выглядит чужаком в окружении старинных и древних зданий. Однако

благодаря стеклянной облицовке, в которой отражаются стены Кремля и главы

соборов, окружающие здания словно «входят внутрь» дворца.

В 1963—1968 гг. целый коллектив архитекторов (М. В. Посохни, А. А. Мндоянц,

Г. В. Макаревич, Б. И. Тхор, И. А. Покровский и др.) трудился над

прокладкой проспекта Калинина между Арбатской площадью и Садовым кольцом.

По южной стороне проспекта возвышаются четыре 26-этажных административных

здания в форме приоткрытых книг. Их цоколи имеют два подъемных и два

наземных этажа, в которых размещаются универмаги, рестораны,

парикмахерские, авиакассы. По северной стороне расположены пять 25-этажных

жилых домов. Проспект рассчитан на наблюдение из окна автомобиля — его

высотные здания создают ритмичный рисунок улицы. Однако это впечатление

теряется при пешей прогулке.

За Садовым кольцом у Москвы-реки расположен один из самых выразительных

московских «небоскрёбов» — административное здание Совета экономической

взаимопомощи (СЭВ), возведённое в 1964— 1968 гг. архитекторами М.

В.Пocoхиным, А. А. Мидоянцем, В. А. Свирским. 31-этажный корпус в виде

книги с растрёпанными ветром страницами образован двумя изогнутыми

пластинами. Сплошной блеск стеклянных окон дополняет облицовка светло-

сиреневой керамической плиткой, которая мерцает на солнце.

В 70-х — начале 8O-x гг, архитекторы вновь начинают использовать

дорогостоящие материалы — мрамор и гранит. Теперь декору зданий отводится

важное место. Усиливается стремление выразить внутреннюю сущность постройки

рисунком её внешних форм. Так, в 1977 г. было возведено здание ТАСС

(Телеграфное агентство Советского Союза) на площади у Никитских ворот, с

окнами высотой в два этажа, напоминающими экраны телевизоров. В 1971 г.

было завершено здание нового цирка на проспекте Вернадского. Особую

выразительность ему придал складчатый купол,

напоминающий шатёр передвижного цирка шапито.

К летней Олимпиаде 1980 г. в Москве появилось немало новых спортивных

зданий. Велотрек в Крылатском, построенный в 1976—1979 гг. архитекторами Н.

И. Ворониной и А.Г. Оспенниковым, отличает пологий купол с приподнятыми

краями, напоминающий плывущего ската. Морскую тему продолжает универсальный

спортивный зал «Дружба» в Лужниках, возведённый в те же годы. Благодаря

железобетонному шатру зал похож на гигантскую морскую звезду.

В 70-х — начале 80-х гг. XX столетия Москва пережила настоящий строительный

бум: её новые общественные сооружения с размахом и помпезностью

подтверждали статус одной из крупнейших столиц мира. Именно тогда были

возведены здания Совета министров на Краснопресненской набережной (1981 г.)

и Агентства печати «Новости» на Зубовском бульваре (1977—1980 гг.),

гостиничный комплекс « Измайлово» (1980 г.) и гостиница «Космос»

(1976—1979 гг.). Их объединяет ощущение стабильности и достатка, выраженное

в мощных формах построек и дорогой облицовке, далёкой от декоративности.

-23-

Список используемой литературы.

1.Энциклопедия «Российские столицы Москва и Санкт-Петербург», М.,

Аванта+2001г.

2. Астафьева - Длугач М.И. Рассказы об архитектуре Москвы. – М., 1997г.

3. Бусева – Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве.-

М.,1996г.

4.Лихачев Э.А. О семи холмах Москвы. – М.,1990г.

5.Сытин П.В. История планировки Москвы. – М., 1950г.

6.Памятники архитектуры Москвы. – М., 1997г.

7.Николаев Е.В. Классическая Москва. – М., 1975г.

-1-

План.

1.Введение………………………………………………………………………………стр.2.

2.План «града небесного». Градостроительство в русской

столице….….……..стр.3.

а) На бойком месте…………………………………………………………………..стр.3.

б) В кольце стен……………………………………………………………………...стр.3.

в) Небесный Иерусалим……………………………………………………………..стр.5.

г) «Прожектированный городу Москве план»……………………………………..стр.6.

д) Москва после пожара……………………………………………………………..стр.6.

е) «Град будущего» первых пятилеток……………………………………………..стр.7.

ж) «звезда» в кольце «спутников»………………………………………………….стр.8.

3.Сорок сороков. Московские храмы и монастыри……………………………….стр.8.

а) Свято-Данилов монастырь……………………………………………………….стр.8.

б) Новоспасский монастырь………………………………………………………...стр.9.

в) Спасо-Андроников монастырь…………………………………………………...стр.11.

г) Симонов успенский монастырь………………………………………..…………стр.11.

д)Донской монастырь………………………………………………………………..стр.12.

4.Калейдоскоп стилей……………………………………………………………….…стр.13.

а) Кремль……………………………………………………………………………...стр.13.

б) время «русского одиночества»…………………………………………………...стр. 14.

в) московское барокко…….………………………………………………………….стр.15.

г) московский классицизм……………………………………………………………стр.16.

д) Василий Баженов…………………………………………………………………..стр.17.

е) Матвей Казаков…………………………………………………………………….стр.17.

ж) эклектика…….……………………………………………………………………..стр.18.

з) Русско-Византийский стиль………………………………………………………стр.19.

и) модерн………………………………………………………………………………стр.19.

к) конструктивизм……………………………………………………………………стр.20.

л) план реконструкции Москвы…………………………………………………..…стр.20.

м) «ледяные глыбы», часы и купола…………………………………………..…….стр.21.

5.Заключение……………………………………………………………………………..стр.23.

-2-

Введение

На нашей земле есть немало древних городов, история которых интересна и

поучительна, но Москва – город особенный, это сердце России, ее срединный

город. Здесь в междуречье Оки и Волги, возглавила она процесс складывания

русской государственности. Все наше государство нередко именовали тогда

Московией, а жителей – московитами. Москву в середине века часто сравнивали

с Лондоном и Парижем, но она была и осталась Москвой со своими, только ей

присущим обликом и неповторимой судьбой.

Ключевые события истории нашего Отечества чаще всего происходили в

Москве. За свою более чем восьмивековую историю Москва видела и нашествие

завоевателей, и праздничные салюты побед, и казни предводителей народных

восстаний, и революционные потрясения. В Москве история как бы окружает

нас, каждый шаг вызывает в памяти ее отдельные страницы.

Неповторимые творения выдающихся зодчих, воплощенные в архитектурных

ансамблях не могут никого оставить равнодушными. В Москве увидела свет

первая русская печатная книга, был открыт первый русский университет; в

московских домах жили люди, составившие славу и гордость не только

отечественной, но и мировой культуры. Все это заставляет нас внимательнее

всматриваться в черты, присущие только Москве, будь то название улицы или

церкви, пышный дворец или неказистый купеческий дом.

В своем реферате я хочу более детально рассмотреть территориальное

развитие Москвы и историю создания ее архитектурных построек.

-23-

Заключение.

Со времен собирания русских земель никогда не теряла Москва ведущих

позиций в экономической, политической и культурной жизни страны, даже если

становилась вторичной столицей. История Москвы и московской архитектуры

типична для крупного русского города. Типичность Москвы в том, что все

происходящее в ней повторяется (разумеется, в ином масштабе) в других

крупных русских городах. И все же Москва неповторима.

С известной долей условности можно сказать, что облик современной

Москвы имеет как бы три «лица». Во-первых, это Кремль, Китай-город, Арбат,

Замоскворечье, т. е. та Москва, от которой «веет древностью благоуханной».

Во-вторых, это ансамбли и сооружения 1930 – 1950-х гг. – Тверская улица,

набережные и парки, новые предприятия, высотные дома.

Третья составная часть нашего города (самая большая) – это огромные

районы в общем-то однотипных жилых домов, занявших все свободное

пространство.

Таким мы - москвичи 21в.- видим наш столичный город.

Средняя общеобразовательная школа № 741

РЕФЕРАТ

На тему: «Архитектура Москвы»

Выполнила ученица 11 класса

Прусыкина Ксения

Научный руководитель Жирикова Л.В.

Москва 2001г.

Средняя обще образовательная № 741

РЕФЕРАТ

На тему: «Ранние формы искусства: наскальная живопись»

Выполнила

ученица 11 класса

Прусыкина Ксения

Научный руководитель

Жирикова Л.В.

Москва 2001г.

Список используемой литературы.

1.Неклюдов С.Ю. «Ранние формы искусства», М., 1975г.

2.Абрамова З.А. «Палеолитическое искусство на территории СССР», М., 1962г.

3.БадерО.Н. «Капова пещера. Палеолитическая живопись», М., 1965г.

4.Замятин С.Н. «Очерки по палеолиту», М., 1961г.

5.Окладников А.П. «Утро искусства», М., 1967г.

6.Столяр А.Д. «О роли «натурального макета» как исходной формы

изобразительного творчества», М., 1999г.

7.Абрамова З.А. «Изображение человека в палеолитическом искусстве

Евразии», М.,1998г.

План.

1.Введение…………………………………………………………………………………стр.2.

2.Древнейшие формы изобразительного искусства

(Археологический анализ палеолитического искусства)………………………………стр.3.

3.О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении

сознания………………………………………………………………………………….…стр.13.

4.Образ зверя……………………………………………………………………………….стр.18.

5.Образ женщины………………………………………………………………………….стр.24.

6.Роль палеолитического творчества в генезисе сознания Становление

искусства….стр.31.

7.Заключение…………..………………………………………………………………….стр.35.

-2-

Введение.

Цель этого реферата – рассказать о рождении искусства, о его истоках и

становлении. Свидетельства того древнейшего периода, когда еще только

происходило видовое обособление устно-поэтического и музыкального

творчества, делало первые шаги изобразительно-пластическое искусство, когда

в творчестве первобытного человека в рамках мифологического мировоззрения

были неразрывно слиты начала эстетические и утилитарные, очень не

однородны. Раннее изобразительное творчество известно нам по памятникам

палеолита и неолита, времена, которые трудно представить нам – жителям 21в.

Нас окружает множество музеев и выставок. Перед нашими глазами полотна,

таких

величайших живописцев как Рембрант, Рафаэль Санти, Боттичелли, Леонардо да

Винчи, В.Суриков, И.Крамской и другие. Нам трудно представить, что когда-то

человек, на ранней стадии своего развития, умел только вычерчивать контуры,

необходимые для передачи информации.

Хронологические дистанции, отделяющие нас от того времени, огромны,

однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему

составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

-35-

Заключение.

И так, в своем реферате я попыталась рассмотреть наиболее (на мой взгляд)

важные моменты в искусстве первобытного человека. Попыталась рассказать о

становлении его сознания, в связи с изменением его жизненных условий.

Выделила два основных образа в рисунках первобытного человека и проследила

развитие изображений зверя и женщины в период палеолита.

В моем реферате много иллюстраций: таблиц и рисунков, я считаю, что это

поможет еще больше проникнуть в ту атмосферу жизни древних людей и

разобраться в их сознании.

По- моему мнению, очень важно знать то, с чего начиналось формирование

человеческого сознания. После детального рассмотрения древнейшей живописи ,

у меня возник большой интерес к тем далеким временам, когда делало свои

первые шаги раннее искусство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.