столичной знати, попытался создать в Москве новый городской центр. Он
переместил его из боярского Кремля в отдалённое Лефортово. На берегу Яузы
разбил парк, а возле него возвели здание Сената, военный госпиталь,
несколько дворцов ближайших сподвижников молодого царя. Благодаря этому
местность вокруг Немецкой слободы, где раньше жили только иностранцы,
начала быстро застраиваться.
Однако в 1713 г. царская резиденция окончательно обосновалась в Санкт-
Петербурге, из Москвы уехали многие жители, традиционно обслуживавшие двор.
Домовладельцы покидали свои земли, а соседи превращали их в свалки.
Ocтавленные дома часто горели, некому было поддерживать в порядке
деревянную мостовую перед ними. Полиция деся-тилетиями разыскивала
съехавших хозяев пустошей, надеясь заставить их мостить свои участки улицы.
Лишь к середине века отчаявшиеся московские власти начали отдавать
выгоревшие подворья любому, кто обещал поддерживать чистоту перед своим
владением.
В 1775 г. Екатерина II утвердила «Прожектированный городу Москве план» —
первый регулярный проект реконструкции и застройки старой столицы. Этот
документ строго делил Москву на город, ограниченный чертой стен Белого
города, и предместье, которое располагалось между Бульварным кольцом и
Земляным валом. В городе разрешалось строить только каменные дома, а улицы
следовало мостить и освещать фонарями.
Исполнение проекта затянулось до начала XIX в. В результате через центр
старой столицы параллельно Москве-реке в 1786 г. построили Водоотводный
канал, возникли Кремлевская и Москворецкая на бережные, через реку были
перекинуты деревянные мосты — Никольский (позднее на его месте построен
Крымский) и Краснохолмский. Неглинную заключили в выложенный кирпичом
канал. В 1804 г. начал действовать первый московский общественный
водопровод, по которому ключевая вода из Мытищ поступала в пять городских
бассейнов. Были снесены обветшалые Белого города, на месте одного из
участков появился Тверской бульвар. Камер-Коллежский вал и его 16 застав
окружили Москву, увеличив ее площадь в четыре раза. Этот вал служил
таможенной границей города, на его заставах взимали пошлину и проверяли
путевые документы — подорожные грамоты.
МОСКВА ПОСЛЕ ПОЖАРА
После страшного пожара I812 г., в котором из 9 тыс. домов уцелело лишь
около 2,5 тыс., из Петербурга был прислан проект перепланировки Москвы.
Однако московские архитекторы А. Г. Григорьев и О.И. Бове ученики М. Ф.
Казакова, руководившие Комиссией для строений Москвы, пренебрегли им и
начали восстанавливать город по старым чертежам. Они проложили проезды
вдоль стен Китай-города, срыли Земляной вал и разместили на его месте новую
кольцевую улицу. Сначала ее ширина составляла 60 м, по городскому бюджету
стало трудно поддерживать такую большую дорогу: освещать ее, убирать и
мостить. В результате ширина первой московской «магистрали» сократилась
-7-
более чем вдвое, а свободную землю по ее сторонам раздали домовладельцам,
которые разбили перед домами сады. Отсюда и название — Садовое кольцо.
На расчищенных от развалин местах Бове и Григорьев создали две новые
центральные площади — Театральную и Манежную, а вдоль Кремлёвской стены
разбили Александровский сад. На Красной площади засыпали старый ров. Реку
Неглинную перекрыли сводами, над ней прошла улица.
К середине XIX в. центром торгово-финансовой жизни старой столицы стал
Китай-город. За его древними стенами выросли здания банков и торговых
домов. Рядом с Гостинным двором возникла Биржа.
3а короткое время в каменных «ущельях» Китай-города не осталось зелени,
дома громоздились вплотную друг к другу, росли вверх этажи. Китай-город
получил славу московского Сити, где «делали деньги». В этом районе жителей
становилось все меньше, зато росло количество контор, оптовых складов и
магазинов.
В черте Бульварного и Садового кольца, наоборот, строили многоэтажные
доходные дома с квартирами для найма. Это вызвало рост цен на землю. Если в
I863r. квадратная сажень (4,54 м2) земли у Красных ворот стоила 10 рублей,
то в 1911-м - уже 150 рублей. В народе даже появилась шутка, что
московские мостовые покрывают не землю, а чистые деньги.
Тогда же в старой столице сложились крупные промышленные районы. Фабрики и
заводы строили главным образом в Лефортове, у Преображенской и Рогожской
застав, на Пресне, в Замоскворечье и Симоновой слободе. Они тяготели к
железным дорогам, Москве-реке и Яузе.
Рядом с предприятиями росли рабочие кварталы. Именно там, а также в
трущобах вокруг Хитрова рынка время от времени вспыхивали эпидемии холеры.
Самые известные пришлись на 1875, I879, 1884 гг. и объяснялись
антисанитарными условиями в ночлежных домах и рабочих казармах. В 90-х гг.
XIX столетия вдоль Варшавского шоссе поднялись кирпичные дома с узкими
окнами — спальни для рабочих текстильной Даниловской мануфактуры В. Е.
Мещерина, где в громадных сырых залах жило по 300 человек.
«ГОРОД БУДУЩЕГО» ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК
В 1918 г. Москва снова стала столицей. Ещё накануне Первой мировой войны
её площадь достигала 170 км2. Революция и Гражданская война замедлили темны
роста города. Лишь к началу 30-х гг. трамвайные пути связали центр с
окраинами, на улицах появились автобусы и такси. Тогда же поднялись новые
рабочие поселки па Красной Пресне, в Усачевке, Дубровке, Ленинской слободе,
Текстильщиках, которые застраивались четырёх-пятиэтажными домами с газом и
водопроводом.
Постоянный приток населения в столицу привёл к тому, что город стал
задыхаться в старых границах. Требовалась его перепланировка. Но
возникавшие в годы первых пятилеток проекты молодых советских архитекторов
по реконструкции столицы приводили москвичей в ужас. Предлагалось
превратить город в новую Венецию, создав водные магистрали вместо улиц;
полностью взорвать центр, заменить существующие лучевые и радиальные улицы
шахматной сеткой прямых дорог; придать городу форму
кометы с огромным хвостом вдоль Ленинградского шоссе...
В этих условиях Генеральный план реконструкции, принятый в 1935 г., был
далеко не самым радикальным. Он определил новое направление роста столицы —
на юг, юго-запад и юго-восток. В 1939 г. на Международной выставке в Нью-
Йорке в советском павильоне демонстрировалась электрическая карта-макет
реконструкции столицы, на которой можно было увидеть старый план Москвы,
уже произведённые перестройки и конечный вариант «города будущего». Перед
войной были заново спланированы и почти полностью перестроены улицы
Горького (ныне Тверская), Охотный Ряд, Большая Калужская, 1-я Мещанская и
Новослободская, Садовое кольцо, шоссе Энтузиастов, Ленинградское,
Можайское, Ярославское шоссе.
-8-
Разрешить проблемы громадного города помогли три важнейших сооружения тех
лет. Метрополитен снял остроту нехватки транспорта. Канал Москва — Волга
(ныне имени Москвы) в значительной мере помог с водоснабжением новых
районов, а газопровод Саратов — Москва обеспечил столицу топливом.
«ЗВЕЗДА» В КОЛЬЦЕ «СПУТНИКОВ»
После Великой Отечественной войны о Генеральном плане реконструкции Москвы
на время забыли и лишь в 1951 г. к нему вернулись вновь. Именно тогда
возникли новые столичные районы между Ленинградским и Хорошёвским шоссе, в
Измайлове, на Бутырском хуторе и Октябрьском ноле. Почти полностью были
перестроены Пресня, Большая Грузинская улица, Марьина Роща, где раньше
теснились домики рабочих окраин. Тогда же завершились работы по
реконструкции каменных набережных Москвы-реки и Яузы, строительство
Новоарбатского и Автозаводского мостов.
В 50-х гг. Москва «перешагнула» через старые заставы. Новые кварталы и
парки перекинулись за линию Окружной железной дороги, построенной и
1902—1908 гг. за границами самых отдаленных окраин. В черте города
оказались бывшие деревни и сельские усадьбы Останкино, Кусково, Перово,
Измайлово. Еще через десять лет к ним присоединились Дегунино,
Зюзино,Ленино-Дачное, Haгатино. Москва ни в чем не изменила себе - точно
так же в 18 в. она поглотила Нескучное и многие, другие имения знати.
За много километров от столицы появились города-спутники, нерасторжимо
связанные с ней единой сетью снабжения: Зеленоград, Подольск, Бабушкин,
Люблино, Мытищи. Они все теснее срастались с Москвой, поскольку сотни
тысяч их жителей каждое утро отправлялись сюда на электричках на работу и
каждый вечер возвращались назад.
Пo сути, эти самостоятельные города со временем почти все превратились в
гигантские «спальные» районы. В 70-х гг. московское городское «созвездие»
охватило Волоколамск, Клин, Дмитров, Дубну и Загорск, располагавшиеся на
расстоянии более 100 км от столицы.
В 1971 г. но новому Генеральному плану реконструкции Москвы дальнейшее
строительство заводов и фабрик в столице было запрещено. Громадная
территория города разделилась на восемь зон с населением около 1 млн
человек; главную из них образовала историческая часть в пределах Садового
кольца. Старая радиально – кольцевая планировка улиц была дополнена
скоростными дорогами: Ховрино— Борисово, Тёплый Стан — Владыкино, Очаково —
Мытищи и Татароно — Бирюлёво, благодаря чему зна-чительно сократилась
автомобильная нагрузка на центр. Современная Москва обрела на картах
очертания гигантской звезды, лучами которой служат расходящиеся от центра
магистрали; между ними глубоко в тело города вклинились зелёные парки и
леса.
СОРОК СОРОКОВ.
МОСКОВСКИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ
Московские монастыри-крепости издревле играли роль небесных и земных
сторожей Руси, охраняя её от мирских и духовных бед. Все столичные обители
были окружены мощными каменными стенами и соединялись в одну большую
систему укреплений на главных дорогах. Восточная линия обороны замыкалась
Спао-Андрониковым, Покровским и Новоспасским монастырями; южная -
Симоновым, Даниловым, Донским и Андреевским; западная — Новодевичьим,
Саввиным и Новинским; северная линия — Страстным, Высокопетровским,
Рождественским и Сретенским. Каждый из них имеет богатейшую историю,
сохранил уникальные архитектурные ансамбли и овеян множеством легенд.
СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ
Первым в Москве был основан Данилов монастырь. Его строительство
приписывают московскому князю Даниилу, сыну Александра Невского,
заложившему обитель в конце
-9-
XIII в. Сам Даниил был погребен здесь же. Позднее Иван Калита перенёс
монастырь в Кремль, и место это забылось. По преданию, великий князь Иван
III ехал однажды по берегу Москвы-реки. Под одним из его отроков споткнулся
конь, и юноша увидел скорбную тень, сказавшую: «Я господин месту сему,
князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты
сам себя утешаешь, а меня забыл!». С этого времени московские князья стали
отправлять панихиды по предку, а царь Иван Грозный в 1560 г. возобновил
монастырь на месте погребения Даниила.
В 1652 г., при царе Алексее Михайловиче, были обнаружены мощи Даниила. Их
поместили и храме Семи Вселенских соборов. Каменные стены монастыря
возведены ещё и XVI в., а столетием позже они серьёзно подновлялись.
Недалеко от Данилова монастыря находилось древнейшее в столице иноверческое
кладбище, место которого с годами было забыто. Лишь в середине XIX в. при
ремонтных работах из-под основания башен было извлечено 20 каменных плит,
относящихся ко второй половине XVI в., с надписями на латинском, немецком,
французском и греческом языках. Теперь они хранятся в монастыре.
Гроза 1812 г. пощадила Данилов монастырь. Французские офицеры и солдаты,
занявшие братские кельи, повели себя на редкость миролюбиво. Они не
воровали ризнице и не обижали монахов. Французы ходили по территории
монастыря, осматривая храмы, но ничего не трогали. Когда же пришло
известие, что прибывают 80 конных артиллеристов, офицер сказал священнику
по-латыни, чтобы монахи спрятали ценные вещи, поскольку придут люди
нечестные и склонные к грабежу. Офицеры помогали прятать и зарывать в землю
церковную утварь. Прибывшие французские артиллеристы разграбили раку (ларец
для хранения мощей) князя Даниила, поснимали с икон драгоценные оклады и
разобрали красивые церковные облачения.
После Октября 1917 г. Данилов монастырь стал прибежищем для насильно
изгнанных из своих епархий епископов и был закрыт одним из последних в
Москве, в 1930 г. В нем создали изолятор для детей репрессированных
граждан. Уже через год руководство детской колонии подняло вопрос о сносе
кладбища, поскольку из-за чрезвычайного многолюдства заключенным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|