p>б) Определение конкретных тотальных целей на заданный сравнительно короткий срок (период времени);
в)Определение путей и средств их достижения;
г) Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. 1. 7 Показатели эффективности производства на микроэкономическом уровне.
Эти показатели включают: 1) показатели по прибыли; 2) показатели рентабельности реализации продукции; 3) показатели рентабельности активов;
4) показатели рентабельности собственного и заемного капитала; 5) показатели доходности акционерного капитала.
1. Показатели по прибыли. — показатели подсчета валовой прибыли; — коэффициент валовой прибыли; — показатель подсчета чистой прибыли. а) показатель подсчета валовой прибыли: Валовая = чистые продажи — себестоимость прибыль реализованной продукции б) Коэффициент валовой прибыли = чистые продажи - с/с реали зованной продукции ------------------------------------ чистые издержки в) показатель подсчета чистой прибыли.
Чистая прибыль в стоимостном выражении исчисляется после выплаты налогов, дивидендов, процентов по облигациям, займам и кредитам, отчислений в пенсионные фонды. Она остается в распоряжении фирмы. Для анализа сравниваются абсолютные показатели и выявляется прирост или уменьшение чистой прибыли за отчетный период.
2. Показатели рентабельности реализации продукции. — коэффициент прибыльности продаж:
Характеризует степень рентабельности деятельности фирмы. Рассчитывается путем деления прибыли на стоимость реализованной продукции. Используются три показателя:
Показатель 1 валовая прибыль чистые продажи Показатель 2 чистая прибыль чистые продажи Показатель 3 операционная прибыль чистые продажи — коэффициент рентабельности продаж: себестоимость проданной продукции чистые продажи 3. Показатели рентабельности активов. — коэффициент рентабельности активов: Показатель 1 чистая прибыль активы Показатель 2 прибыльность продаж * обора чиваемость активов Показатель 3 чистая прибыль * чистые продажи * чистые продажи среднегодовая стоимость активов Показатель 4 чистые продажи активы
Характеризует степень рентабельности использования оборотного и необоротного капиталов.
— коэффициент рентабельности реального основного капитала: Показатель 1 чистая прибыль реальный основной капитал Показатель 2 чистые продажи реальный основной капитал
Характеризует эффективность использования средств, вложенных в материальные ресурсы. 4. Показатели рентабельности собственного и заемного капитала. — коэффициент рентабельности собственного и заемного капитала: чистая прибыль
собственный капитал
Характеризует эффективность использования собственных источников финансирования или рентабельность.
— коэффициент эффективности инвестированного капитала: Показатель 1
прибыль до вычета налогов + выплачиваемые проценты +собственный капитал долгосрочный заемный капитал
Показатель 2 чистая + долгосрочный заемный прибыль капитал
Характеризует конечный результат эффективности использования всего инвестированного
за длительный срок капитала. 5. Показатели доходности акционерного капитала. Эти показатели включают: — коэффициент доходности капитала. Показывает уровень доходности вложений акционеров фирмы. чистый доход акционеров среднегодовая стоимость акцио нерного капитала — прибыль на одну акцию чистый доход акционеров среднее число обращающихся акций
— Показатель отношения рыночной цены акции к доходу на одну акцию. цена акции
прибыль на одну акцию
Цена акции —это отношение суммы проданных акций к общему количеству акций, находящихся в обращении. Показатель показывает, какую часть дохода на одну акцию фирмы инвесторы могут заплатить, и определяет мнение о перспективах развития фирмы на фондовой бирже.
— Коэффициент выплаты дивидендов: дивиденды чистая прибыль
Показывает долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в виде дивидендов, или же долю дохода, выплачиваемого как дивиденды.
— Коэффициент покрытия процентов по облигациям: доходы до выплаты налогов процентные платежи по облигациям
Показывает, во сколько раз имеющиеся доходы фирмы превышают сумму процентных платежей по облигациям.
2. План производства и сбыта продукции
2. 1 План сбыта - основополагающий раздел внутрифирменного плана. Существенное место в системе внутрифирменного планирования занимает политика организации каналов товародвижения или сбытовая политика. Ее назначение организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, определения маршрутов товародвижения, организации транспортировки, работ по отгрузке и погрузке, вопросы логистики, создание системы снабжения и т. д. Планирование товародвижения - это систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи права собственности на товар и услугу от производителя к потребителю. Во многих случаях выбор канала сбыта - наиболее важное решение для предприятия, так как выбор сказывается и на расходах и прибыли. Фирмам, берущая на себя все функции, должна их оплачивать и получать все доходы. Фирма, использующая независимые каналы, может уменьшить относительные издержки товародвижения, но у нее меньше прибыль. Для ряда категорий продукции существуют традиционные каналы сбыта. Так, в пищевой промышленности производители обычно продают товар через оптовиков, которые имеют дело с розничными магазинами, производители оборудования и машин - через дилеров. При выборе каналов товародвижения следует учитывать ряд основных факторов: —потребители: характеристики, количество, концентрация, размер средней покупки, потребности, размещение торговых точек, ассортимент, условия кредита, мотивации и поведение;
— предприятие/фирма: цели, контроль, сбыт, прибыль, время; — ресурсы: уровень, гибкость, потребности в сервисе; — опыт: методы продвижения, отношения в системе сбыта; — знания: функции, специализация, эффективность;
—товар/услуга: стоимость, сложность, техническая сторона, сохранность, частота отгрузок, объем, разделяемость и т. д. —конкуренция: характеристики конкурентов, концентрация, ассортимент, методы товародвижения, взаимоотношения в системе сбыта; Планируя сбытовую политику в рамках маркетинга, а затем и в ВП, фирма должна решить ряд важных вопросов: —определить стратегию сбыта во взаимоувязке с основными глобальными задачами маркетинговой стратегии; —определить каналы товародвижения: прямой, косвенный, традиции, монопольные договоренности, территориальные ограничения, юридические аспекты. —определить методы и типы канала товародвижения, их сочетания по различным товарным группам; —определить число уровней канала (длину и протяженность канала) по всей цепочке производитель - потребитель; —выбрать систему руководства канала товародвижения и форму установления правовых и организационных отношений; — определить главенствующую роль фирмы- продуцента или торговой фирмы; — сформулировать уровень интенсивности канала (селективный сбыт, избирательный опыт, интенсивный сбыт и т. д. ) ; —определить целесообразность использования простых и двойных каналов или сложных каналов сбыта; —определить оптимальную структуру комбинирования и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему товарному ассортименту выпускаемой продукции. Только после этого анализа фирма принимает решения о типе используемого канала, его интенсивности и использовании двойных каналов. В товародвижении понятие длины канала касается числа независимых участников - посредников. При сокращении длины канала, т. е. объединении с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция, что позволяет получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, усилить контрольные функции и координацию по всей цепочке продукт - рынок. Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе товародвижения. В узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта, при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то имеет место горизонтальная интеграция, позволяющая увеличить рыночную долю и эффективнее использовать методы распределения и сбыта. Между участниками каналов сбыта существуют контрактные отношения, где делается упор на ценовую политику, условия продажи, территориальные права, структуру услуг. Расходы на товародвижение сильно колеблются по отраслям, а следовательно, и по товарным группам: товары индивидуального потребления, товары производственного назначения, комплексные товары—объекты капитального строительства ( ОКС), высокотехнологическая продукция и т. д.
В этой связи расчет выглядит так: Д = Т + Ф + В + С, где Д — сумма издержек товародвижения; Т — транспортные расходы; Ф — складские расходы (const); С — стоимость заказов, не выполненных в гарантийный срок.
После расчета вариантов с детальными обоснованиями фирма может использовать традиционную, вертикальную, горизонтальную и многоканальную сбытовые маркетинговые системы, которые будут выполнять разнообразные функции: распределение и сбыт, закупку сырья и материалов, маркетинговые исследования, установление контактов с потребителями и т. д. Такой широкий спектр функций обеспечивает эффективный сбыт, то есть быстроту доведения товара до потребителя с минимальными по возможности издержками на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта (прямом маркетинге). 2. 2 Составляющие плана сбыта. Количественные и стоимостные показатели.
План сбыта состоит из следующих разделов: а) каналы распространения товаров; б) организация сбыта; в) методы сбыта;
г) торговая агентура: размеры, степень компетенции, мотивации; д) надежность поставок;
е) запасы товаров: объем, место расположения, оборот; ж) торговые издержки: объем, тенденции.
Концепция сбыта - это поиск таких характеристик продукции, к-рые фирма в состоянии обеспечивать. Маркетинг - это комплексная система управления с производством и сбытом продукции, ориентированная на рынок, покупателей.
Основные элементы плана- маркетинга: — схемы распространения товаров; — ценообразование; — реклама; — методы стимулирования продаж; — организация послепродажного обслуживания; — формирование общественного мнения о фирме и товарах. 2. 3 Исходные данные производственного плана.
В основе планирования сбыта и производства продукции лежит маркетинговая программа развития фирмы. Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно практического исследования: анализа маркетинговой среды, комплексного исследования требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, всех действий конкурентов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей, оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей, а также финансовых проблем. В этой связи программа маркетинга включает в себя разделы:
— преамбула; — стратегия развития целевого рынка ( сбор и прогноз);
Страницы: 1, 2, 3, 4
|