пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной
Европе, США и Японии.
СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал
оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил
погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен
Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во
время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи
советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР
были оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР
заключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из
союзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая
экономическую, технологическую и военную помощь.
После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР,
который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться.
Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в
частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру,
если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то
в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился
на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял
$7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1
млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский
долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.
В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к
международному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР
вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому
присоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры о
предоставлении американской экономической помощи. В результате
посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Корея
согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры с
США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась
заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались
снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.
ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать
строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых
невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония
и Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.
В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2
млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов
Северная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным
Агентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for International
Development, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере
$620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем
американской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР
был собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостаток
продовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается в
иностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять
1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, если
США прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут
300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешний
ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получить
экономическую поддержку от США и их союзников.
Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё
остальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данный
момент такая позиция нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту и
экспорту.
Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное
оборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%,
Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.
Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные
товары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты)
Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её
внешнеэкономических связей.
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.
Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и
косвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего времени
внешнеторговая политика по существу представляла систему протекционистских
методов развития экспорта и лицензирования импорта.
Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических
связей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы
внешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-
е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е
- 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатом
воздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговой
политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала
страны.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи
на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до
1,1 в 1980 г., 1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченность
страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент
эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и
импортной квот. Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980
г. - 30,1%) и несколько уступает соответствующим показателям некоторых
малых развитых стран. Импортная зависимость остается традиционно более
высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспортно-
ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния
мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной.
структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и
наукоёмких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в
товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в
производстве.
Товарная структура экспорта, в %
|Товарные группы |1980 |1990 |1995 |1998 |
|Продовольствие |6,0 |3,5 |2,4 |,2,0 |
|текстиль |28,2 |21,4 |13,8 |14,4 |
|обувь |5,0 |6,2 |1,5 |0,3 |
|химия |1,6 |3,7 |7,0 |7,6 |
|. | | | | |
|металлы |14,5 |8,7 |5,4 |7,5 |
|машины и оборудование, |— |39,3 |52,5 |49,1 |
|транспортные средства . | | | | |
|Общее машиностроение |— |1,5 |2,3 |2,4 |
|Конторское оборудование |— |4,1 |4,0 |4,1 |
|Телекоммуникационные и |— |9,6 |7,0 |5,9 |
|музыкальное оборудование| | | | |
| | | | | |
|транзисторы |— |8,2 |15,5 |14,7 |
|электромашиностроение | — |22,7 |18,5 |11,8 |
|автостроение |— |5,1 |8.1 |9,2 |
|судостроение |— |5,6 |4,4 |6,0 |
Быстрый рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годов
позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида
машин и оборудования. наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта
продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и
электротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, кассетные
магнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроники
и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его
структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы
электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного
оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы
произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с
новой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой
конкурентоспособностью обладают полупроводники.
В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз
автомобилей и запчастей к ним — свыше
9% всего экспорта.
По отдельным товарам южно-корейские компании заняли
прочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%
суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%,
вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытывают
растущую конкуренцию со стороны других стран.
В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,
сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных
материалов и топлива реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива
превышает треть импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной
руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках
вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее
высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специального
оборудования и машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудования
достигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса
на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное время
находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное
субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты
пошлины На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства
товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись
льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов
снизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата в
промышленности увеличилась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8
раза. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с
отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных
расходов рабочих. У южно-корейских экспортеров понизился ценовой фактор.
Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют
правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации
выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков
таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта
промышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-
корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и
21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компаний
на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР,
странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1%
импорта.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене
технологией, Главной особенностью географической структуры обмена
технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не
США..
Внешнеторговый оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чеболь
обеспечивают 25% экспорта страны, который реализуется через торговые
компании.
Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему
способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность
внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством
поддержания внешнего баланса являлось использование иностранного капитала в
различных формах, которые значительно отличались в зависимости от периода
хозяйственного развития страны.
Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в
60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное
место, занимали государственные займы. С конца 70-х годов доля
государственных займов значительно сократилась. .
Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней
задолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне —
15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешней
задолженности' возросли в результате финансовой либерализации, упразднившей
различные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г.
превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной компоненте — 2/3, что
явилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.
С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало
играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных
прямых капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает ряду
Страницы: 1, 2, 3
|