Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Министерство общего и профессионального образования РФ
Уральский государственный технический университет
Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения”
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях.
Сравнительная характеристика
Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.
Преподаватель Ямпольская Н.М.
Екатеринбург
2003
Содержание.
1. Введение
2. Особенности экономики двух государств.
3. Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
4. Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.
5. Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
1. Введение.
В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило
формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа
правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге
прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.
В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.
Север пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН
защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь
помогали КНР и СССР.
9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная Демократическая
Республика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.
Население: 21.687.55 тысяч чел.
примечание: горные районы изолированы и скудно населены
Возрастные категории:
0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)
15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)
65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)
Средняя продолжительность жизни: 71 год
мужчины - 68 лет
женщины - 74 года
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и
этнические японцы) 1%
Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные
верования;
Языки: корейский (официальный), китайский
Уровень грамотности: 99 %
Природные богатства: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, марганец,
железная руда, медь, золото, пирит, соль, флюорит, гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 12%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 0%
заповедники и леса - 61%
остальное - 23%.
Столица: Пхеньян.
Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.
Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрах
концентрации производства сложно судить.
После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала
занимать площадь 98,48 тысяч км2.
Столица: Сеул.
Население 47.471 тысяч чел.
Возрастные категории:
0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)
15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)
65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)
Средняя продолжительность жизни: 75 лет
мужчины - 71 год
женщины - 79 лет
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%
Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%,
шаманство, чхондоге 1%
Языки: корейский (официальный), английский широко используется и
преподается в средних и высших учебных заведениях;
Уровень грамотности: 98 %
Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,
потенциальная гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 19%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 1%
заповедники и леса - 65%
остальное - 13%
Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои
особенности.
Особенности экономики двух государств.
Северная Корея.
Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и
изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства
публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.
Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим
продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб
легкой и остальным необходимым отраслям.
Основная отрасль промышленности: военная промышленность.
Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими
в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает
использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей.
Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего
населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный
бюджет.
В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-
промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности
населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных
средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,
сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на
существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование
распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи,
опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике,
ориентированной на восстановление экономики.
Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и
развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как
изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил.
Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения,
сокращению внутреннего производства и импорта.
Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных
расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную
промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает
занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном
секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций
значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно
частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней
точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость
инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве
приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных
расходах, которые превышают эффективность экономики страны.
Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных
предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного
назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком
Хван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству
военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития
экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой
партии Кореи в 1967 году.
Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях,
когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает
дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказывается
или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В Северной
Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-
промышленного комплекса.
Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическая
промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда,
магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,
текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;
Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое,
сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии,
устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы
улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство
зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну
выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране
очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных
недоеданиями.
Южная Корея.
Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла
невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень
дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами
Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз
Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых
стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом
благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом,
включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство
определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию
нации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые
стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое
управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить
финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в
стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые
группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а
конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических
программ вместе с банками страны.
Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль
государства в управлении экономическими процессами. Правительственный
контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным
законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и
одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма
при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало
централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что
проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния
банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора.
Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы
избежать переполнения рынка труда безработными.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в
сельском хозяйстве
Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело
страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие
отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая
промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность,
текстильная промышленность, производство одежды, обуви.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению
крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они
сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных
различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп
играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,
«Самсунг», «Деу».
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской,
но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно
выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978
году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные
долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и
от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали
отрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено на
мобилизацию ресурсов.
С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,
предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных
производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после
финансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной
структуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, они
приблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременно
увеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной
сферой.
Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно
отличаются друг от друга.
Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства
зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли
идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея
вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская
Страницы: 1, 2, 3
|