реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Интеграция России в мировую экономику

реферат

работающими зонами имеются у СЭЗ «Находка» и «Янтарь». Однако и им, чтобы

привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от

территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ.

Прежде всего СЭЗ «Янтарь» необходимо отказаться от масштабов

Калининградской области, а «Находке» - от территории всего города,

ограничившись лишь тем, что относится к ее портовому хозяйству.

Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно

призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры,

не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них

отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря»,

который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и

позволил бы им конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже

действующих и создающихся зон.

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет

будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении

корректировки своей политики и функциональной направленности.

Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно

первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и

технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного

предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена

на 13 субзон.

Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной

степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в

нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде

высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных

исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции

науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма

предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют

достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно

монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного

бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности,

обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического

освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством

могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной

ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч

высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в

важнейших областях знаний.

Создание технопарков могло бы не только привести к организации

отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и

диверсификации российского экспорта (в 2001 г. 90% экспорта России

приходилось на энергоресурсы и другие виды сырья). Технопарки с участием

иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный

эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта

высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной

промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения

науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности

технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную

продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки,

создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько

облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

Другое стратегически оправданное направление - реализация транспортно-

географического положения России и потенциала ее припортовых территорий.

Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только бы ускорило

интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные

потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны

зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого

выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский

край) могут быть преобразованы вряд крупных концессионных участков.

Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ

налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению

долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с

гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного

капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО.

Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях,

которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО.

Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО

зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с

Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность.

Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они

содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о

присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали

переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г.

присоединилась Киргизия, затем ряд других государств.

Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно

участвовал в формировании политических и экономических основ мира.

Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в

Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой

родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила

Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в.

представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным

директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была

предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в

рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае

1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация

унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению

с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было

переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о

присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап

переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой

внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы

страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г.

начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна

определить конкретные условия своего участия в ВТО.

В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и

в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках

Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех

присоединившихся стран и сформулирован следующим образом:

«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении

к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить

Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о

присоединении».

Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г.,

когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ

L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и

неформальные встречи и консультации.

За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех

лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство,

регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было

достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного

процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры

все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет

зависеть от политического решения России; с другой стороны - от

политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в

ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в

торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись

к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать

этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?

Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее

законодательной базы? и др.

Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств.

Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или

вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90%

внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что

принято именовать «мировая торговая система», базой которой является во

многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО,

Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-

правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным

положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим

для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних

налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от

дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и

фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного

использования других торгово-политических средств, включая квотирование,

антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие

торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее

организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней

торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами

ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с

тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего

торгового договора, присоединение к которому существенно снижает

потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.

Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм

разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО.

Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг.,

когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с

избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем

товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во

внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как

на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.

Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком

контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей

системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие

положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны

различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков

Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо

знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»:

искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону

возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая

дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно

открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию

правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и

значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах

поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой

торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои

национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем

дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от

процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств

она встретится при присоединении.

Для вступления в ВТО необходимо приведение российского

законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как

федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации.

Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с

обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных

правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов

субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового

законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в

этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы,

которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер

законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности,

предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на

недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только

внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и

импортеров.

Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения.

Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к

этой организации. Эти потери могут быть следующими:

защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно

затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа

иностранных товаров и услуг на российский рынок;

ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от

снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета,

трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо,

компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других

внутренних налогов;

• вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России

по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на

то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о

взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна

из стран под пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда

ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами

союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же

время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся

неприемлемыми для других;

членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области

государственного регулирования внешне экономической деятельности;

вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на

российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.

Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для

этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей

ВТО, о чем и пойдет речь далее.

Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую

структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были

представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых

обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений.

Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в

организации международной торговой системы.

Такое новое положение в международной торговле создало сложную

ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых

договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в

этом плане она не одинока.

ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации

выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет

функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в

урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически

сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации

Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только

для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения

соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно

отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и

вне ее.

Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется

соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56,

и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав

интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих

министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы.

Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые

иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим

конкуренции; информационные технологии.

Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего

развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом

достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли

конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и

окажется ли она управляемой.

Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в

рамках крупных транснациональных компаний и торговля между

транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные

экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки

согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это

ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного

курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.

Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой

структуре ВТО.

Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к

международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в

данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной

торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она

не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО,

вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России.

Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее

дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс

присоединения не следует затягивать.

Список литературы:

1. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической

деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.

2. Батенев В. Современнная Россия в международном научно-техническом

сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12

3. Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны:

мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. -

№10.

4. Максимова М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое

пространство? – В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский союз и

Содружество Независимых государств. – М.: Интердиалект+, 1999.

5. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.