труда.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на
основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального
использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной
структурной перестройки российской экономики является стратегическим
направлением национальной внешнеэкономической политики.
Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия
участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами,
преимущественно сырьем и материалами.
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства,
торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых
инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный
обмен.
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга
товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих
потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать
внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед
ней.
В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста
национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и
торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую
экономику перед Россией стоят следующие основные цели:
повышение конкурентоспособности российской экономики;
сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов,
комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также
дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на
мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной
иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой
международных экономических отношений;
проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию
благоприятных условий для расширения национального производства и повышения
его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на
внутреннем рынке;
сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более
благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля
за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и
таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Для достижения данных целей и повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы
государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с
курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет
осуществляться по четырем направлениям.
Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической
политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта,
поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их
видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).
Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне
экспортной деятельности российских производителей, прежде всего,
выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с
этим продолжится формирование системы кредитования и страхования
экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки
отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики,
судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для
ядерной энергетики, и др.).
Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и
правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их
равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии
необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для
продвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию таких условий будет способствовать вступление России во
Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении
балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в
действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних
торгово-экономических организациях.
Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на
общепринятые международные нормы и правила и использующая все
предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут
направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных
производств.
Четвертое направление - формирование международных приоритетов
внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической
политики.
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются
стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России.
Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное
значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым
партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота
Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта
(прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших
источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке
Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами
РФ.
На американском континенте важнейший торговый партнер России -
Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений
сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой
экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то,
что американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых
российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной
энергетикой, программным обеспечением.
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется
уникальными возможностями для облагораживания структуры российского
экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта
отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную
технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона,
значительного инвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и
Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской
машинотехнической продукции, в том числе вооружения и военной техники.
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана
с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции
высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного
производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший
производственный и экономический потенциалы этого региона.
Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества.
На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию
необходимости объединения усилий различных стран в целях использования
лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для
предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз
глобального характера, определения приоритетов научных исследований и
механизмов их реализации.
Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между
отдельными, особенно развитыми, странами, их группировками. Примером тому
является европейская программа «Эврика», призванная (ее инициаторами)
противостоять экспансии США и Японии.
Объективный процесс интернационализации современной экономики
определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации.
Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны
определенные противоречия, требующие организационного, правового и
экономического регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны,
в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация,
с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их
результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее
стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности отдельно
взятого государства или группировки стран.
Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических
проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР,
Индия и др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной
политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих
стран используются методы как директивного централизованного, так и
индикативного планирования. Директивное планирование применяется с целью
компенсации недостатков рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР
с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической
модернизации традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего
за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде
гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной
продукции, а также налоговых и таможенных льгот.
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним
из важных элементов научно-технической политики страны, сохранения и
наращивания российского научно-технического потенциала (НТП). В нашей
стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер,
содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит
от состояния НТП.
Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и
военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и
экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других
странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие
процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не
могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед
Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно-
технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный
научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский
период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира
как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и
специалистов.
Перспективы МНТС и роль российской науки в решении глобальных проблем.
Объективный всесторонний анализ современного состояния и
результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не
всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно
сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в
стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного
научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего
ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для
повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда,
охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских
ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны
иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению
зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши
экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего
доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на
неадекватных их ценности условиях.
В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда
факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности МНТС. К ним
относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному
научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным
организациям между российскими министерствами и ведомствами,
соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными
заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего
научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно-
технических программ и основных направлений работ государственных научных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|