реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор морской перевозки грузов

реферат

стране ответчика в соответствии с арбитражными и процедурными правилами в

этой стране. В приложении № 4 приведена стандартная проформа чартера

«Дженкон»

Глава III Коммерческо-правовые условия эксплуатации морских судов в

Российской Федерации

В экономике транспорт занимает особое место. С помощью

транспорта обеспечивается доставка потребителям как готовой продукции и

товаров, так и сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых

для производства. Транспорт обеспечивает не только доставку грузов, но и

перевозку пассажиров и багажа.

Правовое регулирование отношений по перевозке в наиболее общей

форме закреплено в гл. 40 ГК (ст. 784-800). Так, в соответствии со ст. 785

ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный

ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на

получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за

перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и

выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного

документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом

или кодексом).

За перевозку груза взимается провозная плата, установленная

соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми

актами.

Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки

груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по

перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами,

договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза,

происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не

докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли

вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и

устранение которых от него не зависело.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки

груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с

транспортными уставами и кодексами. Однако специфика деятельности

транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно

влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой

регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта

закреплены в специальном транспортном законодательстве. На морском

транспорте правовое регулирование договора морской перевозки грузов

закреплено в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

3.1. Договор морской перевозки по КТМ РФ.

В соответствии с морским законодательством Российской Федерации

существуют два правовых режима:

? один - для морских перевозок между портами России (каботаж);

? другой - для перевозок в заграничном сообщении.

Основное различие между ними заключается в том значении, которое

придается воле сторон договора о морской перевозке. Если для каботажа

нормы, содержащиеся в КТМ РФ, признаются императивными, то для заграничного

плавания большинство этих норм являются диспозитивными.

Договору морской перевозки груза посвящена Глава VIII Кодекса

торгового мореплавания РФ 1999 г. (КТМ РФ). В соответствии со ст. 115 по

договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз,

который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать

его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или

фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату

(фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна,

части его или определенных судовых помещений (чартер);

2) без такого условия.

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской

перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого

заключен такой договор.

Согласно ст. 116 КТМ РФ правила, установленные главой VIII,

применяются, если соглашением сторон не установлено иное. Однако, в

случаях, прямо указанных в главе, соглашение сторон, не соответствующее

правилам, установленным главой, ничтожно.

Например, требование об обязательной письменной форме договора

морской перевозки груза носит императивный характер, и стороны не вправе

отступить от него.

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут

подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными

доказательствами.

При осуществлении систематических морских перевозок грузов

перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об

организации морских перевозок грузов.

При заключении долгосрочного договора об организации морских

перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в

соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе

такого долгосрочного договора.

Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об

организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор

морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином.

В случае если условия договора морской перевозки груза

противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских

перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза.

Условия долгосрочного договора об организации морских перевозок

грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего

лица, если оно не является фрахтователем.

Многие статьи КТМ РФ повторяют нормы международного

законодательства. Что касается чартеров, то здесь, как и в международной

практике, большое значение имеют проформы чартеров, установившиеся в

торговых перевозках. Международными организациями ранее предпринимались

попытки стандартизации и унификации перевозок по чартерам. Тем не менее,

пока еще не существует осознания того, что такие меры необходимы.

Единственное, что сейчас необходимо, - это унификация некоторых терминов,

применяющихся в чартерах. Несмотря на это в КТМ РФ существуют специальные

статьи, посвященные чартеру. Так, статья 120, КТМ РФ, регламентирует

содержание чартера: чартер должен содержать наименования сторон, размер

фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, места назначения или

направления груза. Остальные условия и оговорки могут быть включены в

чартер по согласованию сторон.

Одной из особенностей российского морского права является

обязательность выдачи перевозчиком отправителю коносамента в каботажных

перевозках.

В нормах большинства зарубежных стран, а также в конвенциях 1924 и

1978 годов предусмотрена обязанность перевозчика выдать коносамент "по

требованию отправителя", что дает возможность применять другие документы,

которые, в свою очередь, являются доказательством заключения договора

морской перевозки и приема перевозчиком груза. Однако в КТМ Российской

Федерации это требование приближено к международным нормам.

В соответствии со статьей 142 КТМ РФ коносамент должен быть выдан

по требованию отправителя. Кроме того, допускается использование других

документов вместо коносамента, в том числе "бортового коносамента", в

котором в дополнение к данным, необходимым для простого коносамента, должно

быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а

также должна быть указана дата или даты погрузки. В статье 144 КТМ РФ

даётся требование к содержанию коносамента, а именно:

1. наименование перевозчика и место его нахождения;

2. наименование порта погрузки согласно договора морской перевозки груза

и дата приёма груза перевозчиком в порту погрузки;

3. наименование отправителя и место его нахождения;

4. наименование порта выгрузки согласно договора морской перевозки груза;

5. наименование получателя, если он указан отправителем;

6. наименование груза;

7. внешнее состояние груза и его упаковки;

8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на

то, что фрахт должен уплачиваться им;

9. время и место выдачи коносамента;

10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.[16]

Следовательно, содержание коносамента по КТМ РФ полностью

соответствует международным требованиям, применяемым к коносаменту.

Одним из принципиальных отличий действующего КТМ РФ от норм многих

государств и Конвенции 1978 года является признание в качестве основания

для освобождения от ответственности перевозчика (но только в

загранплавании) наличия "навигационной ошибки", то есть упущений капитана,

прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

Для освобождения от ответственности перевозчик обязан доказать не только

наличие навигационной ошибки, но и причинную связь между несохранностью

груза и этой ошибкой. Если же причиной, вызвавшей навигационное

происшествие (посадку на мель, столкновение и др.), явились обстоятельства,

за которые перевозчик должен по закону отвечать (немореходное состояние

судна на момент выхода в рейс, необоснованная девиация и т.п.), то

последующая навигационная ошибка не освобождает перевозчика от

ответственности.

Это положение ставит российского морского перевозчика в более

выгодные условия по отношению к другим перевозчикам грузов. Одновременно

это в некоторой мере негативно сказывается на конкурентоспособности

российского торгового флота на мировом рынке (несмотря на то, что эта норма

не является императивной для перевозок в заграничном сообщении, она будет

применяться в случае, если соглашением сторон не предусмотрено иное).

Это возлагает на перевозчика основное бремя по доказыванию своей

невиновности. Тем не менее, в параграфе 8 КТМ РФ возлагает на истца бремя

доказывания вины перевозчика в значительно большем числе случаев, чем это

делает Конвенция 1978 года

Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение груза, а также

просрочку в его доставке, если докажет, что утрата, повреждение или

просрочка в его доставке произошли вследствие обстоятельств, перечисленных

в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, среди которых

обстоятельства непреодолимой силы, опасности или случайности на море и в

других судоходных водах, пожар, возникший не по вине перевозчика,

недостатки судна, которые не могли быть обнаружены при проявлении должной

заботливости (скрытые недостатки) и т.д.

Для перевозок в каботаже применяется следующее правило: "За

утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность в

следующих размерах:

+ за утрату и недостачу груза - в размере стоимости утраченного груза;

+ за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость.

Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит

в цену утраченного или недостающего груза". В КТМ РФ (статья 170) почти

повторяются основные положения статьи 6 о пределах ответственности,

оговоренных в Конвенции 1978 года, за исключением значения максимальной

суммы ответственности за утрату или повреждение груза, установленного в

Кодекса на более низком уровне:

"1. Если род и вид груза, а также стоимость груза не были объявлены

отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент, ответственность

перевозчика за утрату или повреждение груза не может превышать 666,67

расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо две расчетные

единицы за один килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза,

в зависимости от того, какая сумма выше.

2. Ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для

перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате

согласно договору морской перевозки груза.

3. Общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком, не может превышать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.