на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и
обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как
естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров
можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и
практических навыков с целью повышения профессионального мастерства
работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда,
производства и управления.
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний,
умений и навыков, полученных в процессе подготовки.
Система управления повышением квалификации базируется на следующих
принципах:
1. планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний;
2. периодичности и обязательности обучения;
3. дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;
4. обеспечением учебного процесса.
Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ
обучения, сводится к следующему:
- для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;
- для работающих руководителей предприятия должны создать условия,
благоприятные для обучения;
- если навыки, приобретаемые в процессе обучения, сложны, то этот процесс
нужно разбить на последовательные этапы.
1.2.5. Методы оценки работы персонала.
Оценка результатов труда преследует следующие три основные цели:
административная, информационная и мотивационная.
1. Под административными целями понимается: продвижение по службе, перевод
с одной работы на другую, понижение по службе, прекращение трудового
договора.
- продвижение по службе служит двум целям: позволяет предприятию
заполнить имеющиеся вакансии; позволяет работникам удовлетворить
стремление к успеху, самовыражению, признанию.
- Понижение работников по службе возникает, когда показатели оценки труда
не соответствуют требованиям и исчерпаны возможности достижения
заданных показателей.
- Перевод с одной работы на другую возникает тогда, когда предприятие
хочет использовать работников более эффективно в других должностях или
расширить его опыт. Иногда перевод используется, когда работник
работает неудовлетворительно, но в связи с его стажем, заслугами,
организация считает неэтичным и негуманным уволить его с работы.
- Прекращение трудового договора (увольнение) наступает в тех случаях,
когда работнику сообщили оценку его труда и предоставили возможности
для ее улучшения, но он не хочет или не может работать по стандартам
организации.
2. Оценка результатов труда необходима и для того, чтобы информировать
работников об относительном уровне их работы, показать их сильные и
слабые стороны, дать направление к совершенствованию.
3. Оценка труда также представляет собой важное свойство мотивации
работников. Сообщив результаты оценки труда, фирма имеет возможность
должным образом вознаградить работников зарплатой, повышением в
должности, благодарностью и другими формами вознаграждения. Кроме того,
следует отметить, что систематическое положительное подкрепление
поведения ассоциируется с высокой производительностью в будущем.
Оценка труда – это процесс ранжирования работ по их относительной
ценности в целях справедливого вознаграждения работника. От того,
насколько справедливо будет оценена работа сотрудника, на столько он будет
удовлетворен получаемым вознаграждением, на столько будет зависеть его
производственное поведение в будущем.
Для оценки работы в настоящее время используют следующие методы:
Ранжирование работы – это простейшая форма оценки работы. Каждая
работа в этом случае оценивается по степени относительной важности для
фирмы. Объектом оценки являются необходимые обязанности, ответственность,
квалификация. Работы группируются по относительному соотношению сложности и
ценности. По степени ранжирования определяется потребность фирмы в
выполнении тех или иных работ. Данный метод получил распространение из-за
своей простоты.
Классификация работ – данный метод аналогичен предыдущему и
отличается только последовательностью реализации. Согласно этому методу в
начале определяется уровень зарплаты, затем подробно рассматривается сама
работа. В условиях рыночных отношений он менее приемлем, но был широко
распространен в условиях АКС. На каждую работу были установлены
соответствующие нормы выработки, составлены единые расценки на их оплату.
1.2.6.Подготовка руководящих кадров.
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим
для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или
производственных заданий в будущем. На практике систематические программы
подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей
к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и
для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планировка.
Посредством оценки результатов деятельности организация прежде всего
должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа
содержания работы, руководство должно установить – какие способности и
навыки требуется для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных
должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из
руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех
или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все
эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных
лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие
должности.
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы
руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для
реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от
предыдущего, является необходимость удовлетворение потребности более
высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К
сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для
удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и
продвижения по службе.
Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организаций
лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых
ситуаций. Другим широко применяемым методом является ротация по службе.
Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от 3-х
месяцев до 1 года, организация знакомит нового руководителя со многими
сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает разнообразные
проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную
организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие
знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких
должностях.
Другим важным приемом является подготовка руководящих кадров в
процессе их работы. Некоторые фирмы разработали программы, в соответствии с
которыми перспективным новым руководителям с самого начала поручают
ответственную работу, являющуюся испытанием их способностей, но,
предположительно, приходится им по силам.
В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем
требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим
продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились
более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества.
ГЛАВА 2. ПРАКИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ХЛЕБОКОМБИНАТЕ «ПАНИФКООП».
2.1. Характеристика предприятия.
Хлебокомбинат «Панифкооп» г.Штефан-Водэ был организован и сдан в
эксплуатацию в 1971 году. Хлебокомбинат является самостоятельным субъектом.
Является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности
законодательством Республики Молдова. Хлебокомбинат имеет самостоятельный
баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на
государственном и русском языках, необходимые штампы, действует на
принципах хозяйственного расчета. Но свидетельство о государственной
регистрации предприятия хлебокомбинат получил лишь в 1992 году (см.
приложение №1).
Главной задачей хлебокомбината является выполнение плана по реализации
хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий; рыбокопченностей;
безалкогольных напитков; колбасных изделий; Выполнение плана прибылей. В
этих целях хлебокомбинат заключает договора с предприятиями торговли (см.
прилож. №2, №3). Имущество принадлежит хлебокомбинату на праве полного
хозяйственного ведения. В состав имущества хлебокомбината входят основные
фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых
отражается в самостоятельном балансе. Переданное хлебокомбинату в полное
хозяйственное ведение имущество включая дивиденды за счет прибыли образуют
уставной и специальный фонды.
В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива
хлебокомбината в процессе своего развития и создания новых основных фондов,
10% прибыли остается в распоряжении завода после обязательных платежей
бюджету.
Хлебокомбинат имеет право:
1). Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных
договоров.
2). Покупать, продавать другим предприятиям и организациям, сдавать
гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование здания,
сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные
ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество.
3). Передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы
другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или
выполняющих для хлебокомбината работы и услуги.
Комбинат вышел из подчинения государства и стал самостоятельным
субъектом. Но он арендует помещения и оборудования рыбокоптильного цеха.
Аренда осуществляется на основании договора арендных отношений
хлебокомбината и фирмы «АТОС- В», действительно до 2001 года. Расчет
арендной платы на 1.02.99 год предоставлен в прилож. №4. Также комбинат
арендует производственные помещения магазинов с. Талмазы (см. прилож. №5).
В 1997г. была заменена печь на мазуте на электрическую. Приобретена
паровая печь.
В 1998г. сокращен цех безалкогольных напитков и производится комплекс
услуг по разливу вина в этом цехе (прилож. №6).
В 1999г. куплено оборудование: котел Е 1/9- 1Г. (см.прилож. №7)
Но завод испытывает и много трудностей. Например, во всем городе стали
отключать электроэнергию, в это время комбинат, естественно, стоит, а
значит и выпуск продукции уменьшается (см. прилож. №8). В связи с этим в
2000г. комбинату пришлось арендовать дизельную станцию (см. прилож. №9).
Предприятие рентабельное. Балансовая прибыль составляет:
1997г. – 1155400 леев,
1998г. – 853957 лей,
1999г. – 63350 леев (см. прилож. №10).
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет
возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары
(на прилавках, стиложах). Функции продавца сводятся к консультированию
покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по
продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по
этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их
на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам.
На хлебокомбинате действует расчетно-кассовое обслуживание (см.
прилож. №11).
Для нормального функционирования комбината проводится анализ его
деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся коньюктуры рынка. Это
позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а
также обеспечить его дальнейшее развитие.
Проведение систематических анализов деятельности комбината позволяет:
- быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности
комбината и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на
получаемую прибыль;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|