протяжении еще 2х лет будет наблюдаться снижение данного показателя, то
платежеспособность предприятия может стать необеспеченной, что приведет к
банкротству.
Баланс показал рост дебиторской - кредиторской задолженности, это
отрицательно влияет на финансовое положение предприятия. Могут быть высокие
штрафные санкции перед бюджетом. В 1996г увеличилась кредиторская
задолженность почти в 2 раза. По сумме в целом наибольший удельный вес
занимает задолженность поставщикам- 70,2%, 14,2%-бюджету.
Непроизводительные расходы (штрафы, пени) составили за 1996 год 1
млрд. 304 млн. рублей и против 1995 года сократились на 145 млн. рублей.
Получено штрафов и пени за отчетный год в сумме 1 млрд. 699 млн. рублей,
положительное сальдо в сумме 395 млн. рублей увеличило прибыль.
Госпошлина и не возмещенные судебные издержки уменьшили прибыль на 31
млн. рублей.
Финансовое положение завода в 1996 году продолжало оставаться сложным.
Продукция в объеме 84 % реализовывалась в обмен на материальные ценности и
услуги и только реализация металлопродукции на экспорт позволяла получать
«живые деньги», за счет чего своевременно выплачивались заработная плата,
частично перечислялись налоги, страховые взносы в Пенсионный фонд,
оплачивались сырье и материалы.
ГЛАВА III. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
В результате анализа оргструктуры завода (глава2, раздел
2.2) и изучения должностных инструкций подразделений завода было выявлено,
что хотя конкретного структурного подразделения маркетинга нет работа в
этом направлении осуществляется.
3.1. Направления маркетинга и сбыта продукции металлургической
промышленности, перспективы отрасли.
Чтобы анализировать деятельность ОАО "Гурьевский металлургический
завод" в области маркетинга, остановимся на состоянии металлургической
промышленности и ее перспективах.
В последнее пятилетие потребление черных металлов в России имеет
устойчивую тенденцию к снижению, что связано со снижением инвестиционной
активности в промышленности и строительстве, сокращением экспорта машин и
оборудования в страны СНГ и дальнее зарубежье, а также недостаточной
платежеспособностью потребителей.
По сравнению с 1991г. валовый национальный продукт (ВВП) России
снизился в 1995 г. на 34,5%, объем продукции промышленности - на 46%, объем
капитальных вложений - на 65%. За этот же период потребление стальной
металлопродукции (готового проката черных металлов, изделий дальнейшего
пере дела, стальных труб, метизов) сократилось на внутреннем рынке с 54 до
18,6 млн. т, или на 65,6% (табл.3.1).
Наиболее значительным было сокращение потребления металлопродукции в
машиностроении (на 70%), в таких отраслях как
|Таблица № 3.1. |
|Потребление металлопродукции в России |
|Отрасли экономики |1991г. |1992г. |1993г. |1994г. |1995г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Машиностроение |22,0 |22,1 |16,5 |9,5 |8,3 |
|Сроительство |13,4 |10,5 |9,1 |6,3 |6,2 |
|Прочие отрасли |12,6 |9,0 |6,6 |4,3 |4,1 |
|ИТОГО |54,0 |41,6 |32,2 |21 |18,6 |
тракторное и сельскохозяйственное дизельное дорожное станкостроение,
горно - рудное, железнодорожное, металлургическое и автомобилестроение.
Существенно снизилось потребление металла в оборонном комплексе, легкой и
пищевой промышленности.
Следует отметить, что, если в 1991-1994 гг. темпы падения потребления
металлопроката на внутреннем рынке составляли более 20% в год, то в 1995-
1996 гг. они сократились и составили соответственно 10% и 5,5%. Это
свидетельствует о достижении определен ной стабилизации в ряде отраслей
машиностроения и возможности, при соответствующей экономической ситуации,
перехода к росту металлопотребления.
В целом ожидается, что потребление металлопродукции в машиностроении
составит порядка 7,4 млн. т., в том числе 4,8 млн. т готового проката.
Необходимость под держания в работоспособном состоянии имеющихся
производственных мощностей приведет к сохранению объемов потребления
металла для ремонтно-эксплуатационных нужд, особенно в промышленности и на
транспорте (приблизительно 4 млн. т).
Определенное оживление возможно в 1997 г. в потреблении
стальных труб и некоторых других видов продукции.
Таким образом, следует ожидать, что уровень потребления
металлопродукции на внутреннем рынке России в 1997 г. составит около 17,2-
17,5 млн. т. Доля готового проката составит 53,7%.
В этих условиях стабильность работы предприятий черной металлургии во
многом будет зависеть от возможности сохранения экспортной активности на
мировом рынке.
В 1996 г. на экспорт было поставлено 60% произведенного готового
проката.
В то же время конъюнктура мирового рынка на ближайший период (1997-
1998 гг.) складывается не очень благоприятно для российских экспортеров.
Основной рынок- Китай и страны Юго-Восточной Азии - становится
объектом жесткой конкуренции. Ожидаемый ввод мощностей по производству
черных металлов в этом регионе, а также высокие складские запасы приведут
как к снижению цен, так и к сокращению потребностей этих стран в импорте.
Резко сокращаются возможности проникновения на рынок стран ЕС, которые
сами переживают период перенасыщения рынка. Демпинговые поставки проката и
труб на этот рынок российскими экспорте рами вызвали введение
заградительных пошлин и квот.
Спрос на металлопродукцию на рынке стран СНГ продолжает сокращаться.
С учетом экспортных возможностей объем производства проката в черной
металлургии России оценивается в 1997 г. величиной порядка 38 млн. т, или
на 1-2% ниже, чем в 1996 г. Видимо, в 1997 г. будет пройдена нижняя точка
спада внутреннего спроса на черные металлы.
Объемы внутреннего потребления металлопродукции на сегодняшний день
недопустимо низки с точки зрения развития экономики страны, ее
экономической безопасности.
В настоящее время крупнейшие страны-продуценты металлопродукции
потребляют на своих внутренних рынках свыше 80 млн. т стальной продукции.
Приближался к этой цифре и бывший Советский Союз. Сегодня общее потребление
металлопродукции в СНГ не превышает 35 млн. т, т.е. по душевому потреблению
мы приблизились к уровню слаборазвитых стран.
Для поддержания и развития внутреннего рынка металлопродукции
необходимы принятие мер по его защите, оживлению платежеспособного спроса в
сек торах машиностроения, строительства и транспорта, привлечение
инвестиций отечественных и зарубежных коммерческих структур в
индустриализацию России.
3.2. Ассортимент продукции , ее конкурентоспособность
Подробный перечень выпускаемой продукции в Приложении №4
( каталог продукции ОАО"Гурметзавод").
В связи с переходом к рыночной экономике изменился и уменьшился
спектр потребителей ОАО"Гурметзавод". Сократили объем выпуска своей
продукции многие предприятия машиностроения. Многих потребителей
спецпрофилей завод "потерял" из-за увеличения железнодорожного тарифа на
перевозку грузов. Поэтому такие спецпрофиля как прокат специальный для
электролизера, профили нижнего и верхнего кольца поворотного круга
(используемый в автомобилестроении), сталь зетовая (в судостроении),
спецпрофили для планки опорной направляющей колеса трактора, спецпрофиль
для резьбовых планок опорных катков трактора и др. завод прекратил
выпускать из-за падения спроса на данную продукцию.
В настоящее время конкурентоспособной продукцией является сталь
угловая 40х4мм, 50х5мм, 63х5мм, 70х7мм, шары стальные мелющие 40мм, 60мм,
80мм, 100мм. Конкурентоспособность данной продукции обеспечивается высоким
качеством и умеренной ценой.
Шары стальные мелющие - это уникальная продукция, без которой не могут
функционировать горнорудная промышленность, цветная металлургия, цементная
и энергетическая отрасли. Гурьевский металлургический завод в 80-ые годы
производил почти 50% шаров, потребляемых промышленностью бывшего СССР, а
около 200 тыс. т и все равно дефицит шаров был в пределах 100 тыс. т. С
вводом в действие нового шаропрокатного цеха, производственные мощности
увеличены до 300 тыс. т, однако потребность шаров упала до 50 тыс. тонн в
год из- за падения производства в отраслях, потребляющих шары.
Конкурентоспособной является также квадратная заготовка 100х100мм.
Отгружается она в основном только на экспорт. Цена на нее довольно низкая.
Это связано с падением мировых цен на продукцию металлургического
комплекса. Осуществление маркетинговой деятельности в таких условиях
становится все более сложным и неэффективным, однако экспорт в настоящее
время остается едва ли не единственным способом зарабатывания "живых"
денег и получения необходимого минимума на заработную плату рабочим завода.
Швеллер N 10, 12 также является конкурентоспособной. Данный размер в
регионе никто не выпускает. Основные потребители АО "Алтайвагонзавод" и
КМК.
Из спецпрофилей завод постоянно катает спецпрофиль для скребка
конвейера СР-70. Потребитель - Анжерский машзавод.
Специально для Киселевского машзавода завод выпускает швеллер СП-12 с
отогнутой полкой для ваганеток. В последнее время спрос упал.
Профиьл для обвязки двери вагона и порога вагона выпускается
специально для Алтайского вагонзавода.
ОАО"Гуррметзавод" является единственным поставщиком а России полосы
для кос для Артинского механического завода. Оъем поставок небольшой, с
производства снимать завод не будет, так как понимает значимость этой
продукции в экономике страны.
Гвозди строительные имеют довольно высокую цену, но спрос на них не
падает, особенно в летний период времени, когда интенсивно идет
строительство как общественного, так и частного жилого фонда.
На сетку плетенную спрос заметно падает, что связано с неритмичной
работой шахт, которые были основными потребителями этого вида продукции.
Результатом признания продукции завода потребителями является
отсутствие в последнее время претензий по качеству и внешнему виду товара.
Компания "Кумтор Оперейтинг Компани" (Киргизия) отбирали опытные
партии шаров стальных мелюших со всех предприятий- изготовителей, чтобы
заключить договор на поставку.
Испытание проводилось в Институте машиноведения НАН с помощью прибора
ТК-14-250 (Приложение № 5 ). В результате испытаний по твердости шары
ОАО"Гурметзавод" были признаны самыми лучшими и Фирма заключила договор с
заводом на достаточно крупную партию шаров.
ОАО"Гурметзавод" не часто, но все же обновляет ассортимент выпускаемой
продукции. Так в 1996г. начато производство электросварных труб диаметром
20,25мм. В перспективе - производство труб диаметром до 80мм.
В связи с падением спроса на сетку с ячейкой 20х20х2мм,
разрабатываются ТУ на выпуск сетки других размеров, имеющих спрос.
3.3. Поставщики сырья и материалов для ОАО "Гурьевский
металлургический завод".
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие
предприятие и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для
производства конкретных товаров.
События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую
деятельность предприятия. Необходимо следить за ценами на предметы
снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить
поднять цены и на выпускаемую предприятием продукцию.(9,с.106)Нехватка тех
или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить
регулярность поставки график отгрузки продукции заказчикам. В результате,
в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном -
подорвано благорасположение предприятия со стороны клиентов. (9,с.106)
Любое предприятие может потерпеть неудачу со своими потребителями,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|