около 75% сбережений населения хранятся в Сбербанке, причем из них около
двух третей приходится на пенсионные вклады, не стоит, видимо, рассчитывать
на сбережения населения как на основной источник инвестиционных ресурсов,
трансформированных банковской системой. Впрочем, с ростом реальных доходов
населения будет развиваться средний класс, а его предпочтения сбережений не
столь сильно зависят от цен на жилье и энергию (если эти цены не изменяются
«в разы»). Скорее, этот слой предпочтет сберегать в системе страхования, и
именно на данный ресурс стоит обратить внимание. За ростом продаж жилья,
личного транспорта, и других товаров долгосрочного пользования обычно
следует повышение интереса к программам страхования этой собственности. В
данной области государство вполне может стимулировать страховой рынок,
который станет более мощным, чем обычные банковские депозиты, источником
инвестиционных капиталов (вследствие естественной долгосрочности и
стабильности страховых сбережений). Страховые сбережения можно считать
третьим потенциальным ресурсом инвестиционного капитала.
Кредитование населения
Другое принципиальное направление использования «избыточных» ресурсов —
стимулирование развития потребительского кредита. Наиболее технологически
доступная схема здесь такова. Центральный банк России открывает Сбербанку
РФ кредитную линию целевого назначения — для кредитования населения (этот
вид потребительского кредита, разумеется, может предоставляться только под
покупку товаров длительного пользования отечественного производства,
неэлитарного жилья и освоение дачных участков). Сбербанк организует эту
работу, причем сначала потребительские кредиты выдаются преимущественно
гражданам, получившим гарантии от предприятий и организаций, где они
работают. Было бы естественным направлять уплачиваемые проценты (за вычетом
процентных расходов Центрального банка России по этим операциям) на
расширение ресурсов для проведения новых аукционов и потребительского
кредитования. На первоначальном этапе сроки кредитования предприятий и
населения для приобретения товаров длительного пользования (за исключением
автомобилей) не должны превышать шести месяцев: важно относительно быстро
убедиться, работает ли этот механизм. При кредитовании покупки автомобилей
естественно привлекать в качестве дополнительного ресурса средства
предприятий-производителей, а при кредитовании покупки жилья — местных или
региональных органов власти и застройщиков.
В целом развитие потребительского кредита в экономике поднимает планку
благосостояния, доступную каждому отдельному гражданину, одновременно
стимулируя его работать с большей отдачей и повышать свой постоянный доход
— вследствие необходимости существенных текущих выплат на обслуживание
кредита, страховки, и т.п. В этом смысле можно утверждать, что
потребительский кредит является генератором дополнительных доходов в
экономике и его прогресс ведет к общему повышению производительности труда.
4.3. Денежно-кредитная политика
Современное рыночное хозяйство с точки зрения способа перераспределения
финансовых ресурсов, соответственно типа организации финансовой структуры,
имеет две модификации:
o экономика финансовых рынков (экзогенного предложения денег) —
система американского типа с преобладанием финансирования через
финансовые рынки;
o экономика задолженности (эндогенного предложения денег) —
система французского (японского) типа с преобладанием
финансирования через банковский кредит.
Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования
к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а
также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к
ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо,
чтобы инвесторы располагали относительно полной и достоверной информацией
по долговым обязательствам, выставляемым на продажу, и могли должным
образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам,
ликвидности и качеству (долги, выставляемые на рынок, надлежит хорошо
структурировать). Кроме того, чтобы подобные сопоставления были возможны,
требуются достоверные ожидания основных параметров общеэкономического
процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу. В сегодняшней
России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не
структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому надеяться на
высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не
приходится.
Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо
больше возможностей регулирования в оперативном плане, она менее
восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не
ограничивает возможности трансформации ресурсов (при адекватном участии
кредитора последней инстанции — центробанка). Поэтому в ближайшие годы
эффективная организация финансирования в России должна сопрягаться с
доминированием банковских форм финансового перераспределения. Вместе с тем
известные кризисные события в финансовом секторе экономики резко обострили
проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время последняя не
в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а
значит, не способна организовать нормальное финансовое обеспечение
экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением
валютного) практически не функционируют. Вот почему в 1999—2000 гг.
положительная динамика отечественного производства базировалась в основном
на самофинансировании предприятий реального сектора экономики. Эта
тенденция вынужденно сохранится и в дальнейшей краткосрочной перспективе.
Между тем тотальное самофинансирование — далеко не самый эффективный
способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, при
такой организации предложение финансирования не может адекватно реагировать
на спрос финансово слабых экономических агентов, т.е. экономика остается
относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть
свободных остатков средств финансово избыточных агентов невозможно
задействовать для финансирования экономического роста, и они используются в
спекулятивных операциях. В этой связи на первый план выходят задачи
реструктурирования и укрепления банковской системы с тем, чтобы она реально
могла осуществлять перелив капитала.
В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации
денежно-кредитной политики — обеспечение потока банковского кредита в
реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности этого сектора ему
нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же
время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к
экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает
масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя
считать и полностью рыночными: в оценке кредитных рисков слишком высок вес
системного риска кредитования российской экономики отечественными банками.
Задача государства в данной ситуации — снижать такого рода риск,
обеспечивая бесперебойное функционирование финансовой сферы в целом. Для
этого существует множество инструментов в рамках денежно-кредитной и
фискально-бюджетной политики, но, к сожалению, в России используется лишь
малая их часть. Только тогда, когда системный риск будет иметь относительно
малый по сравнению с другими рисками кредитования реального сектора вес,
можно будет говорить о полноценном рынке банковских кредитов.
Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно
означает увеличение потока долга последнего в банковский сектор. В этой
связи главные задачи монетарных властей — организация оформления и
структурирование соответствующих долговых обязательств и поддержка их
качества. Монетарные власти имеют достаточный потенциал для того, чтобы
путем создания ряда новых институтов и инструментов повысить качество и
структурировать обязательства реального сектора. На основе системы гарантий
и поручительств можно существенно ограничить кредитный риск, а с помощью
центробанковского рефинансирования — риск несбалансированной ликвидности.
Ключевую роль в развитии российской финансовой системы должно сыграть
улучшение информационного обеспечения финансового рынка и его сегментов:
необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую
заемщику быстро и с минимумом затрат найти соответствующего инвестора,
инвестору — поприще эффективного размещения своих средств. В этой связи
становится настоятельной необходимость развития рейтинговых агентств и
государственного участия в их функционировании. Важный элемент — создание
института экспертизы коммерческих проектов (возможно, иерархически
структурированного). В случае, если часть потока банковского кредита в
реальный сектор будет оформлена в виде обращающихся обязательств,
распределение гарантий и поручительств такого института между этими
обязательствами позволит придать последним статус, достаточный для
организации рефинансовых операций. Причем речь идет именно об институте, а
не об учреждении: соответствующие функции могут быть распределены,
например, между многочисленными банками (путем лицензирования деятельности
по финансовой экспертизе).
Важнейшие причины, препятствующие в настоящее время расширению потока
кредитов в реальную экономику, таковы:
o завышенные процентные ставки и отсутствие работающих механизмов
перераспределения ликвидности в банковском секторе;
o исключительно узкий спектр рублевых финансовых инструментов;
o низкая доходность производства;
o чрезмерная спекулятивность рынка и неустойчивость рубля по
отношению к иностранным валютам;
o несоответствие по срокам предложения ресурсов банков и спроса
реального сектора на кредиты при отсутствии системы
центробанковского рефинансирования коммерческих банковских
кредитов;
o высокий риск инвестирования в реальную экономику, во многом
порождаемый как раз ее тяжелым финансовым состоянием, а также
невозможность оценить перспективную конъюнктуру в связи с
искусственно деформированным платежеспособным спросом;
o неумение российских банков посовременному работать с клиентурой.
Все эти моменты в той или иной степени характерны для разных банков и
финансовых групп, однако любая из названных проблем в различных конкретных
ситуациях может становиться главным препятствием на пути трансформации
банковской ликвидности в работающие в производстве капиталы. Решение
подобных проблем практически исключено на уровне конкретного коммерческого
банка, но вполне достижимо на уровне банковской системы в целом при
активном участии Центрального банка России и крупнейших банков, находящихся
под госконтролем. Соответствующие мероприятия должны включать:
o активизацию механизмов перераспределения ликвидности финансово
избыточных агентов банковского сектора (например, Сбербанка) в
пользу финансово недостаточных;
o расширение практики рефинансирования коммерческих банков,
кредитующих реальный сектор, путем развития системы учета и
переучета векселей предприятий, а также включение в портфель ЦБ
РФ рыночных займов первоклассных заемщиков (на первоначальном
этапе — крупнейших компаний);
o снижение учетной ставки (ставки рефинансирования) до уровня, не
превышающего нормальную доходность в экономике;
o формирование каналов направления денежной эмиссии на
производственные нужды;
o совершенствование института банкротства и механизмов обращения
взыскания на имущество неплатежеспособных должников. Дополняющие
перечисленный набор мер увеличение денежного предложения, а
также специальная программа по снижению неплатежей в экономике и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|