реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Стратегические цели экономической политики России в современных условиях

реферат

около 75% сбережений населения хранятся в Сбербанке, причем из них около

двух третей приходится на пенсионные вклады, не стоит, видимо, рассчитывать

на сбережения населения как на основной источник инвестиционных ресурсов,

трансформированных банковской системой. Впрочем, с ростом реальных доходов

населения будет развиваться средний класс, а его предпочтения сбережений не

столь сильно зависят от цен на жилье и энергию (если эти цены не изменяются

«в разы»). Скорее, этот слой предпочтет сберегать в системе страхования, и

именно на данный ресурс стоит обратить внимание. За ростом продаж жилья,

личного транспорта, и других товаров долгосрочного пользования обычно

следует повышение интереса к программам страхования этой собственности. В

данной области государство вполне может стимулировать страховой рынок,

который станет более мощным, чем обычные банковские депозиты, источником

инвестиционных капиталов (вследствие естественной долгосрочности и

стабильности страховых сбережений). Страховые сбережения можно считать

третьим потенциальным ресурсом инвестиционного капитала.

Кредитование населения

Другое принципиальное направление использования «избыточных» ресурсов —

стимулирование развития потребительского кредита. Наиболее технологически

доступная схема здесь такова. Центральный банк России открывает Сбербанку

РФ кредитную линию целевого назначения — для кредитования населения (этот

вид потребительского кредита, разумеется, может предоставляться только под

покупку товаров длительного пользования отечественного производства,

неэлитарного жилья и освоение дачных участков). Сбербанк организует эту

работу, причем сначала потребительские кредиты выдаются преимущественно

гражданам, получившим гарантии от предприятий и организаций, где они

работают. Было бы естественным направлять уплачиваемые проценты (за вычетом

процентных расходов Центрального банка России по этим операциям) на

расширение ресурсов для проведения новых аукционов и потребительского

кредитования. На первоначальном этапе сроки кредитования предприятий и

населения для приобретения товаров длительного пользования (за исключением

автомобилей) не должны превышать шести месяцев: важно относительно быстро

убедиться, работает ли этот механизм. При кредитовании покупки автомобилей

естественно привлекать в качестве дополнительного ресурса средства

предприятий-производителей, а при кредитовании покупки жилья — местных или

региональных органов власти и застройщиков.

В целом развитие потребительского кредита в экономике поднимает планку

благосостояния, доступную каждому отдельному гражданину, одновременно

стимулируя его работать с большей отдачей и повышать свой постоянный доход

— вследствие необходимости существенных текущих выплат на обслуживание

кредита, страховки, и т.п. В этом смысле можно утверждать, что

потребительский кредит является генератором дополнительных доходов в

экономике и его прогресс ведет к общему повышению производительности труда.

4.3. Денежно-кредитная политика

Современное рыночное хозяйство с точки зрения способа перераспределения

финансовых ресурсов, соответственно типа организации финансовой структуры,

имеет две модификации:

o экономика финансовых рынков (экзогенного предложения денег) —

система американского типа с преобладанием финансирования через

финансовые рынки;

o экономика задолженности (эндогенного предложения денег) —

система французского (японского) типа с преобладанием

финансирования через банковский кредит.

Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования

к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а

также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к

ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо,

чтобы инвесторы располагали относительно полной и достоверной информацией

по долговым обязательствам, выставляемым на продажу, и могли должным

образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам,

ликвидности и качеству (долги, выставляемые на рынок, надлежит хорошо

структурировать). Кроме того, чтобы подобные сопоставления были возможны,

требуются достоверные ожидания основных параметров общеэкономического

процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу. В сегодняшней

России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не

структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому надеяться на

высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не

приходится.

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо

больше возможностей регулирования в оперативном плане, она менее

восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не

ограничивает возможности трансформации ресурсов (при адекватном участии

кредитора последней инстанции — центробанка). Поэтому в ближайшие годы

эффективная организация финансирования в России должна сопрягаться с

доминированием банковских форм финансового перераспределения. Вместе с тем

известные кризисные события в финансовом секторе экономики резко обострили

проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время последняя не

в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а

значит, не способна организовать нормальное финансовое обеспечение

экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением

валютного) практически не функционируют. Вот почему в 1999—2000 гг.

положительная динамика отечественного производства базировалась в основном

на самофинансировании предприятий реального сектора экономики. Эта

тенденция вынужденно сохранится и в дальнейшей краткосрочной перспективе.

Между тем тотальное самофинансирование — далеко не самый эффективный

способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, при

такой организации предложение финансирования не может адекватно реагировать

на спрос финансово слабых экономических агентов, т.е. экономика остается

относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть

свободных остатков средств финансово избыточных агентов невозможно

задействовать для финансирования экономического роста, и они используются в

спекулятивных операциях. В этой связи на первый план выходят задачи

реструктурирования и укрепления банковской системы с тем, чтобы она реально

могла осуществлять перелив капитала.

В практическом плане наиболее ответственная и трудная часть реализации

денежно-кредитной политики — обеспечение потока банковского кредита в

реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности этого сектора ему

нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же

время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к

экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает

масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя

считать и полностью рыночными: в оценке кредитных рисков слишком высок вес

системного риска кредитования российской экономики отечественными банками.

Задача государства в данной ситуации — снижать такого рода риск,

обеспечивая бесперебойное функционирование финансовой сферы в целом. Для

этого существует множество инструментов в рамках денежно-кредитной и

фискально-бюджетной политики, но, к сожалению, в России используется лишь

малая их часть. Только тогда, когда системный риск будет иметь относительно

малый по сравнению с другими рисками кредитования реального сектора вес,

можно будет говорить о полноценном рынке банковских кредитов.

Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно

означает увеличение потока долга последнего в банковский сектор. В этой

связи главные задачи монетарных властей — организация оформления и

структурирование соответствующих долговых обязательств и поддержка их

качества. Монетарные власти имеют достаточный потенциал для того, чтобы

путем создания ряда новых институтов и инструментов повысить качество и

структурировать обязательства реального сектора. На основе системы гарантий

и поручительств можно существенно ограничить кредитный риск, а с помощью

центробанковского рефинансирования — риск несбалансированной ликвидности.

Ключевую роль в развитии российской финансовой системы должно сыграть

улучшение информационного обеспечения финансового рынка и его сегментов:

необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую

заемщику быстро и с минимумом затрат найти соответствующего инвестора,

инвестору — поприще эффективного размещения своих средств. В этой связи

становится настоятельной необходимость развития рейтинговых агентств и

государственного участия в их функционировании. Важный элемент — создание

института экспертизы коммерческих проектов (возможно, иерархически

структурированного). В случае, если часть потока банковского кредита в

реальный сектор будет оформлена в виде обращающихся обязательств,

распределение гарантий и поручительств такого института между этими

обязательствами позволит придать последним статус, достаточный для

организации рефинансовых операций. Причем речь идет именно об институте, а

не об учреждении: соответствующие функции могут быть распределены,

например, между многочисленными банками (путем лицензирования деятельности

по финансовой экспертизе).

Важнейшие причины, препятствующие в настоящее время расширению потока

кредитов в реальную экономику, таковы:

o завышенные процентные ставки и отсутствие работающих механизмов

перераспределения ликвидности в банковском секторе;

o исключительно узкий спектр рублевых финансовых инструментов;

o низкая доходность производства;

o чрезмерная спекулятивность рынка и неустойчивость рубля по

отношению к иностранным валютам;

o несоответствие по срокам предложения ресурсов банков и спроса

реального сектора на кредиты при отсутствии системы

центробанковского рефинансирования коммерческих банковских

кредитов;

o высокий риск инвестирования в реальную экономику, во многом

порождаемый как раз ее тяжелым финансовым состоянием, а также

невозможность оценить перспективную конъюнктуру в связи с

искусственно деформированным платежеспособным спросом;

o неумение российских банков посовременному работать с клиентурой.

Все эти моменты в той или иной степени характерны для разных банков и

финансовых групп, однако любая из названных проблем в различных конкретных

ситуациях может становиться главным препятствием на пути трансформации

банковской ликвидности в работающие в производстве капиталы. Решение

подобных проблем практически исключено на уровне конкретного коммерческого

банка, но вполне достижимо на уровне банковской системы в целом при

активном участии Центрального банка России и крупнейших банков, находящихся

под госконтролем. Соответствующие мероприятия должны включать:

o активизацию механизмов перераспределения ликвидности финансово

избыточных агентов банковского сектора (например, Сбербанка) в

пользу финансово недостаточных;

o расширение практики рефинансирования коммерческих банков,

кредитующих реальный сектор, путем развития системы учета и

переучета векселей предприятий, а также включение в портфель ЦБ

РФ рыночных займов первоклассных заемщиков (на первоначальном

этапе — крупнейших компаний);

o снижение учетной ставки (ставки рефинансирования) до уровня, не

превышающего нормальную доходность в экономике;

o формирование каналов направления денежной эмиссии на

производственные нужды;

o совершенствование института банкротства и механизмов обращения

взыскания на имущество неплатежеспособных должников. Дополняющие

перечисленный набор мер увеличение денежного предложения, а

также специальная программа по снижению неплатежей в экономике и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.