мертвым капиталом, если не оплодотворяются реальным платежеспособным
спросом. Таким образом, ключевая проблема государственной экономической
политики в перспективе состоит в расширении возможностей управления
конечным спросом. В настоящее время эти возможности весьма невелики и
практически ограничены спросом государственным. Между тем, согласно опыту
развитых стран, могут быть задействованы механизмы государственного влияния
как на конечный спрос домашних хозяйств, так и на инвестиционный спрос
корпораций.
Регулирование доходов
Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан, в
частности, с законодательным установлением и регулированием минимальной
оплаты труда. Наличие такого рода регулирования является, с одной стороны,
инструментом предоставления социальных гарантий работающим, с другой, —
позволяет через механизмы социально-доходной стратификации «мягко»
воздействовать на всю зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в
конечном счете динамику потребительского спроса домашних хозяйств.
Регулирование заработной платы через механизм законодательного
установления ее минимального размера особенно актуализировано после 17
августа 1998 г. и последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые
товары. Естественное макроэкономическое ограничение роста минимальной
оплаты труда определяется динамикой доходов, зависящей от ситуации в
народном хозяйстве. С июля 1998 г. по май 2000 г. доходы российской
экономики во внутренних ценах увеличились почти в 3,5 раза, тогда как
заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся
условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искусственном
«накачивании» денежного спроса населения, а о формировании механизма
воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.
Учитывая существующую в настоящее время крайне высокую дифференциацию
доходов населения в России по отраслям экономики и регионам, практически
невозможно установить единую для страны реальную (т.е. привязанную к
минимальной потребительской корзине) ставку минимальной оплаты труда. Между
тем ее установление необходимо, чтобы, с одной стороны, гарантировать
доходы работников, а с другой, — ограничить аппетиты предпринимателей,
собственников и акционеров. В этих условиях единственный разумный выход
состоит в разработке некоторого набора регионально-отраслевых минимумов
оплаты труда, ориентируясь на постоянное уменьшение их количества, чтобы в
конечном счете применять не более двух минимумов (например, для экономики в
целом и отдельно для районов Крайнего Севера).
Разработка и внедрение регионально-отраслевых минимумов оплаты труда
позволит снять многие социальные проблемы, повысит ответственность
государства и работодателей за уровень жизни работников, облегчит
госрегулирование как уровня доходов населения, так и степени их
дифференциации. Очевидно, что уровень выплачиваемых пенсий также должен
быть привязан к устанавливаемым ставкам минимальной оплаты труда. Это
станет важным этапом на пути создания действительно рыночной системы
заработной платы.
Нормальная рыночная экономика возможна только тогда, когда наемный
работник дорожит своим рабочим местом. А это достижимо лишь в том случае,
если рабочее место обеспечивает ему принятые в обществе жизненные
стандарты. Таким образом, государство обязано продиктовать частному
предпринимателю тот уровень оплаты труда, который считается в обществе
приемлемым. Это, разумеется, не прожиточный минимум, а заработная плата,
обеспечивающая стандартный уровень жизни для работника стандартной
квалификации. Данная цель не может быть реализована единовременным актом
хотя бы потому, что основная часть наших предпринимателей в результате
подобного шага просто обанкротится. Но синхронизировать процесс
экономического роста и динамику государственных требований к оплате труда
необходимо, так как высокая зарплата — главная предпосылка высокой
производительности труда.
Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата
Это — стратегическая задача развития и важнейшее условие модернизации
отечественной экономики. В то же время необходимо подчеркнуть: при всей
важности инвестиций в основной капитал приоритетным по-прежнему является
обеспечение роста инвестиций в оборотный капитал. Именно наращивание
последнего — ключевая материальная предпосылка высоких темпов
экономического роста вышеотмеченного первого этапа в прогнозируемой
среднесрочной перспективе народнохозяйственного развития. Благоприятный
инвестиционный климат для оборотного капитала создается прежде всего
снижением коммерческих рисков и определяемых ими уровней процентных ставок.
Снижение этих ставок создаст условия для более рационального использования
собственных средств предприятий, соответственно повысит эффективность
экономической деятельности.
Главная причина высоких рисков в экономике — низкий уровень доверия как
хозяйствующих субъектов к государству и власти, так и деловых людей друг к
другу. Начавшийся экономический рост создает уверенность предпринимателей в
будущем — важнейшую компоненту улучшения инвестиционного климата. Но этого
недостаточно. Государство может и обязано воздействовать на этот климат
путем принятия на себя части рисков, а также посредством институциональных
решений, повышающих степень доверия инвесторов.
Кредитование экономики
Определившиеся после августовского кризиса 1998 г. тенденции отчетливо
выявляют наличие внутренних ресурсов финансирования экономического роста, а
также доказывают способность российской экономики позитивно реагировать на
открывающиеся возможности. Вопрос лишь в том, каким образом использовать
соответствующие ресурсы.
Первый из них — «избыточная» ликвидность, которая достигает 100 млрд.
руб. и которая при сохранении положительного сальдо внешнеторгового баланса
неизбежно будет возрастать, если предприятия, обладающие ею, не начнут
осуществлять инвестиционные программы и повышать заработную плату своим
работникам. С точки зрения экономического роста необходимо побудить
хозяйствующих субъектов к реализации инвестиционных проектов; однако за
рамками последних в любом случае окажутся предприятия, не связанные с
экспортом продукции. Соответственно даже в благоприятном случае возможный
экономический рост будет однобоким. Тем важнее задействовать потенциал
«избыточной» ликвидности для кредитования реального сектора экономики.
В данный момент крупные банки готовы финансировать и производственные
проекты, и схемы потребительского кредитования, им мешает лишь отсутствие
соответствующих механизмов поиска и селекции (в особенности это касается
Сбербанка РФ, который, имея огромную филиальную сеть и аккумулируя до 75%
всех сбережений населения, идеологически ориентирован в основном на
кредитование реального сектора; тем не менее в середине лета 2000 г. из 80
млрд. руб., находившихся на корреспондентских счетах в Банке России, около
60 млрд. принадлежали Сбербанку). Переизбыток ликвидности в банковской
системе привел к сворачиванию центробанковских разработок по
рефинансированию банков, кредитующих реальный сектор (в частности,
программы переучета коммерческих векселей) и заставил денежные власти
искать способы управления несвязанной ликвидностью.
Правительственный нажим на банки с целью переориентировать их на
кредитование реального сектора привел, по оценкам специалистов, к заметному
ухудшению качества кредитных активов в банковской системе. Особенно это
касается крупных банков с государственным участием (например, того же
Сбербанка). Тем не менее существуют банки с портфелями эффективных
проектов, для которых доступность кредита представляет собой такую же
проблему, как и для их клиентов. Механизмы перераспределения ресурсов от
финансово избыточных банков к финансово недостаточным в данный момент не
работают.
Недоступность кредита для предприятий реального сектора по уровню
ставок и по срокам связана с высокими микроэкономическими (потенциальной
неокупаемостью проекта, под который выделяются кредитные ресурсы) и
макроэкономическими (темп инфляции и обменный курс рубля) рисками.
Соответственно действия государства, касающиеся расширения кредитования
реального сектора экономики, должны нацеливаться на снижение и хеджирование
этих рисков. «Избыточная» же ликвидность — ресурс, который должен быть
задействован в данном направлении.
Принципиальный подход к решению этой проблемы можно представить
следующим образом. Государство в лице Центрального банка России исходя из
приоритетов экономической политики и сложившейся ситуации в денежной сфере
выделяет определенную часть «избыточных» резервов на аукционы для
коммерческих банков по кредитованию предприятий реального сектора;
поскольку уровень рентабельности сильно разнится по отраслям, аукционы
естественно проводить в отраслевом разрезе (например, для предприятий
легкой, пищевой, автомобильной промышленности, и т.д.). Первоначальная
стадия тут — составление предприятиями бизнес-планов и защита их в
коммерческих банках, соответственно формирование в последних пакетов
планов, которые банки считают потенциально окупаемыми, с соответствующим
принятием финансовой ответственности на случай неудачи проекта. Вторая
стадия — выход коммерческих банков с этими проектами на кредитный аукцион.
Третья стадия — его проведение на основе заданных Банком России параметров:
величины кредитных ресурсов, минимальной и максимальной ставок
кредитования, сроков последнего. Конкурс между различными бизнес-проектами,
поддержанными коммерческими банками, выигрывают наиболее эффективные
проекты, реализация которых должна позволить заплатить за предоставляемые
кредитные ресурсы более высокую цену.
В существующих условиях чрезвычайно важно, чтобы ставки по кредитам
были бы тесно взаимоувязаны с правительственными макроэкономическими целями
в отношении инфляционных процессов. В случае длительных сроков кредитования
ставки следует корректировать с учетом фактических темпов инфляции. Задача
корректировки состоит в том, чтобы реальная ставка процента (с поправкой на
инфляцию), с одной стороны, не превышала эффективность конкретного проекта,
а с другой, — не превращала бы кредитные средства в бесплатные.
Второй ресурс финансирования экономического роста — сокращение утечки
капитала, возможное лишь при усилении роли Министерства по налогам и сборам
РФ и его теснейшем взаимодействии с Центральным банком России в областях
валютного контроля и противостояния фиктивным банковским операциям,
операциям «обналичивания» и наличным расчетам. В случае успешного
осуществления этих мероприятий дополнительный финансовый ресурс распадается
на две части: увеличение доходов бюджетов всех уровней и рост ликвидности
предприятий. Первая часть должна использоваться в основном для снижения
налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, а также направляться на
выплаты по госдолгу, вторая — напрямую участвовать в финансировании
экономического роста (либо непосредственно в результате действий
предприятий, либо опосредованно — через указанные выше схемы).
Что касается такого естественного для рыночной экономики ресурса, как
сбережения населения, то его использование в качестве источника
инвестиционного капитала сопряжено с определенными трудностями. Прежде
всего сказывается хорошо известная система перекрестного субсидирования,
при которой основные расходы на энергию несет промышленность, а население
оплачивает небольшую часть стоимости энергии (газа, отопления,
электричества). Сейчас государственная политика ориентируется на
постепенное повышение стоимости энергии для населения и приближение ее к
себестоимости. Это означает, что в скором будущем граждане будут тратить
больше на текущие расходы и меньше — на сбережения. Причем эта тенденция
будет характерна в первую очередь для низкодоходных слоев. Учитывая, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|