реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

решение и его разновидности

реферат

иногда — чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые

руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до

высокологичных. Рациональный подход к принятию решений описан ниже, но

здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких

психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и

личностные ценности. Далее мы рассмотрим влияние некоторых поведенческих

факторов на процесс принятия управленческих решений.

Хотя любое конкретное решение редко относится к какой-то одной категории,

можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный,

основанный на суждениях или рациональный характер.

ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Чисто интуитивное решение—это выбор, сделанный

только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее

решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против»

по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто

человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством,

и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек

указывает, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме

может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего

звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится

опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству

уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем

управленческого интуитивного «ноу-хау». Значительную зависимость

руководителей высшего уровня от интуиции подтвердил в своих исследованиях

и профессор Минцберг.

Согласно еще одному исследованию деятельности менеджеров высшего звена,

80 % опрошенных руководителей заявили, что обнаружили у себя наличие какой-

то конкретной серьезной проблемы лишь благодаря «неформальному обмену

информацией и интуиции». Д-р Йонас Сок, открывший поливакцину,

констатирует: «Интуиция — это нечто, биологию чего мы до сих пор не

понимаем. Но всегда, просыпаясь утром в приятном возбуждении, я думаю: а

что она припасла для меня на сегодня, словно жду даров моря. Я работаю с

нею рука об руку и полагаюсь на нее. Она — мой партнер» . Пол Кук,

основатель и президент фирмы «Рейчем», занимающейся материаловедением,

говорит, что почти все его решения интуитивны, а те крупные решения о

принятии которых ему пришлось сожалеть не были основаны на интуиции .

В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора.

Предприятие с достаточным количеством денег может, к примеру, выпускать

любую продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь

некоторые ее виды. Более того, в ряде случаев руководитель вначале даже не

знает возможных вариантов выбора. Так, менеджер, полагающийся

исключительно на интуицию, сталкивается с непреходящей случайностью. С

точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо

приложения логики невысоки.

РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ. Такие решения иногда кажутся

интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на

суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее,

чтобы спрогно-зировать результат альтернативных вариантов выбора в

существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает

альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Когда, к примеру, вы

делаете выбор что изучать — программу обучения управлению или программу

обучения бухгалтерскому учету, вы скорее всего принимаете решение на

основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету. Если

вы получили балл «А» по нескольким программам менеджмента и только «С» —

по программам бухгалтерского учета, вы, вероятно, предпочтете

совершенствоваться дальше в менеджменте.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие

ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом

случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде

(это основное достоинство запрограммированных решений). Простой пример

касается найма людей, получивших образование в области управления, что в

крупной организации происходит сотни раз в году. Несмотря на успехи

психологического тестирования, ничего не придумано такого, что

гарантировало бы успех в менеджменте на 100 %. Поэтому некоторые

организации могут принять основанное на суждении решение нанимать только

обладателей степени М.В.А., получивших высокие оценки по программам

обучения менеджменту, поскольку в прошлом именно они работали лучше, чем

новобранцы с дипломами В.В.А. или В.А. Другой пример: решение предоставить

компетентному секретарю право отвечать на всю рутинную корреспонденцию без

внешнего контроля. Можно привести множество подобных примеров, ибо

суждение является основой множества повседневных управленческих решений.

Вот почему наниматели, как правило, придают большое значение опыту при

найме на работу.

Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего,

оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его

принятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл

встречается очень редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело

с людьми, так как зачастую ситуация искажается потребностями людей и

другими факторами. Вероятно, более важно, что одного лишь суждения будет

недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень

сложна. Вице-президент международной консультативной фирмы «Буз, Эллен энд

Хэмилтон» указывает: «Многие менеджеры все еще считают, что все их

проблемы разрешимы с помощью здравого смысла. Однако то, что

представляется простым, вполне может оказаться предельно сложным. Проблема

может лишь казаться очевидной».

Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова,

поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать

логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для

организации, например изменение ассортимента производимых изделий,

разработку новой технологии или опробование системы вознаграждений,

отличающейся от действующей. В сложной ситуации суждение может оказаться

плохим, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для

«невооруженного» человеческого разума и он не в состоянии их все охватить

и сопоставить. Например, вскоре после второй мировой войны руководители

американских автомобильных заводов посетили фирму «Фольксваген» в

Германии. Эрнест Брич, тогдашний президент «Форда», пришел к выводу, что

этот «автомобиль гроша ломаного не стоит» и никогда не должен продаваться

в США. Однако через десять лет «Форд» развернул производство похожей на

«Фольксваген» модели «Эдсел», что, правда, оказалось одной из самых

громких неудач истории автомобилестроения.

Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на

последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их

прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую

альтернаэт ву, которая должна была бы стать более эффективной, чем

знакомые варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно

приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно или

бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые

области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер

деятельности может кончиться катастрофой. Как заметил специалист по

семантике Стюарт Чейз, многие из нас — рабы прямолинейного мышления. Очень

часто мы слышим слова: «Мы всегда делали это именно так».

Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом.

Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия плохого решения. Однако

во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить

вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ. Главное различие между решениями рациональным и

основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от

прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного

аналитического процесса типа описанного ниже.

В) РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Решение проблем, как и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой

последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не

столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим

из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а

совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы

представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь),

фактическое число этапов определяется самой проблемой (рис. 1.1.).

* М.В.А. (Master of Business Administration) — Магистр Делового

Администрирования — весьма распространенная и популярная в США

профессиональная степень в области менеджмента. Она присваивается на

основе обучения (как правило, двухгодичного) в одной из высших школ

бизнеса лицам, уже имеющим степень бакалавра (т.е. ранее окончившим

университет). В.В.А. (Bachelor of Business Administration) — Бакалавр

Делового Администрирования — обычное четырехгодичное университетское

образование со специализацией в области управления бизнесом. B.A.

(Bachelor of Arts) – Бакалавр Искусств – гуманитарное (юридическое,

историческое и т.п.) университетское образование.

Рис. 1.1. Этапы рационального решения проблем.

ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. Первый шаг на пути решения проблемы — определение

или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения

проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда

поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме

потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы

сглаживаете отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что

производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное

управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители

рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно

произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также

потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения

эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет

упреждающим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда

поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для

извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом,

вы выступаете в качестве менеджера-предпринимателя. Специалист по

управлению Питер Друкер подчеркивает это, указывая, что разрешение

проблемы только восстанавливает норму, результаты же «должны быть

следствием использования возможностей» .

Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части

организации взаимосвязаны. Работа управляющего маркетингом, например,

влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела

исследований и разработок и любого другого человека в компании.

Аналогичным образом, работа лаборантов сказывается на действиях врачей в

больнице. Если лаборатория делает ошибку, врач скорее всего усугубит ее,

поскольку его решения опираются на данные лабораторного анализа. В крупной

организации могут быть сотни таких взаимозависимостей. Поэтому, как

принято говорить, правильно определить проблему — значит наполовину решить

ее, но это трудно применимо к организационным решениям. В результате,

диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов

с принятием промежуточных решений.

Первая фаза в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление

симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие «симптом»

употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы

болезни организации — низкие прибыль, сбыт, производительность и качество,

чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая

текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.