самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу
лучше, эффективнее.
ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке
глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери
библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми
носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают
качественно новые услуги.
В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной
научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое
структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую
функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных
научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых
исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для
сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ
информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому
учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о
завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях
дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о
сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а
также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы -
привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных
учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром
которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ.
Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам
потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного
обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет
позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою
нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные
станут доступными всему профессиональному сообществу.
Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и
информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных
направлений научно-организационной работы.
2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров
Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе
еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения
квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем
точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на
актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь
слушателям.
Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации
обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и
методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения
квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет
путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более
активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые
столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная
сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и
координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества
научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую
помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских
институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40
опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).
Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов
путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций,
стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания
практической помощи коллегам непосредственно на местах.
Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ
тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам
деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально
и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской
области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально
осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых
библиотек.
На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что
методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ
принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по
совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке
внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов
библиотечной деятельности.
Система повышения квалификации, в частности День повышения
квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать
специалистов - практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы
комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если
программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают
технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для
повышения квалификации - лишь начальная стадия работы. Самое важное - ее
реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в
данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс,
электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда
слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет
возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными
документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе
проблемы.
Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если
учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере,
организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-
организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту
обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты
- своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый
материал для обобщений.
Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне
повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения:
разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например,
правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика
библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых
тематических рубрик для индексирования документов, организация и
актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол»
(презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения
квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а
живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических,
управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче
определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы
индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне
повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в
информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ,
об актуальности ведения Web - страницы в Интернет, о необходимости
использования современных информационных технологий в библиотечной работе,
библиотекари смогли на практике в Интернет - классе убедиться в этом сами.
Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет.
Два с половиной месяца Интернет - группа ЦНСХБ функционировала вне графика,
обучая работников библиотек АПК РФ.
Весьма существенная проблема - рациональный подбор лекторов.
Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников.
Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных
библиотекарей - практиков других структурных подразделений, когда
необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной
работы.
Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни
повышения квалификации - тематические семинары по конкретным вопросам
библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации
и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих
документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о
проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов;
льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск
дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об
изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой
библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ),
учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает
опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и
кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный
уровень профессионального обучения.
Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по
повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и
других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский
областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают
лекции в Институте повышения квалификации информационных работников
(ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры
и туризма (АПРИКТ) по темам "Управление библиотекой в условиях
экономического кризиса", "Библиотека и благотворительность", "Финансово-
хозяйственная деятельность библиотеки" и др.
Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во
главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-
исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ,
методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает
методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает
выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по
направлениям деятельности учреждения; Web - мастер рассказывает об
информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web - страницу и
т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в
разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ
представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых,
преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ,
опытных станций.
Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации
библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и
групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и
навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек
проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах
автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под
наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в
составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли
обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной
академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского
сельскохозяйственного колледжа Московской области и др.
В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-
практические конференции, которые являются школой профессионального
общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную
конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на
пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации
общества»-1999 г.).
Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и
преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит
главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела
заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания,
приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|