том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее
разнообразной, каждой библиотеке найти "свое лицо"; основными направлениями
являются консультационно-методическая помощь библиотекам в
совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование
и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка
библиотечных кадров.
2. Функции научно-методической службы библиотеки
Научно-методическая служба как органическая часть управленческого,
административного труда, призвана выполнять многообразные функции:
исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого-
управленческие, внедренческие, информационные.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-
методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным
связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях
изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти
на режим научно-методического самообеспечения.
В настоящее время идет полемика об определении границ содержания
"методическая работа". Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло
огромным количеством различных направлений и функций. Специфика
методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей
организационной, информационной, исследовательской, педагогической
функциях.
Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических
служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы
послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в
отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась
прежняя "видимая" цель некоммерческого маркетинга: максимально полное
удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная "подцель",
состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками
финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными
недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой
деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли
методисты остались без внимания.
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что
ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные
изменения социальной системы. Миссия современной методической работы
выражена в формуле "управление изменениями".
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической
работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются
особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко
противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными
библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие
библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии:
подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно стать
управление изменениями, которое является прогрессивным развитием
руководства инновационным процессом.
Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко
разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов
методического центра, многие направления деятельности которых традиционно
относятся к методической, и более того — распределить обязанности и
полномочия по управлению библиотечной сетью между административными
органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики
методических центров. При этом под содержанием методической работы следует
понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение
библиотек, описание передового опыта и др.).
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали
перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —
маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику
библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность
специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом
русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с
целью создания действенного механизма управления сетью, а не
совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.
Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с
делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно
строить структуру управления, опираясь на основные положения теории
менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе
теории менеджмента).
3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в
условиях библиотеки
Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы
определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного
библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные
конъюнктурообразующие факторы.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-
методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным
связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях
изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти
на режим научно-методического самообеспечения.
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают
перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —
маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику
библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность
специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом
русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью
создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование
управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с
правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования
методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить
структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента
(т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории
менеджмента).
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее
сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные
изменения социальной системы. Миссия современной методической работы
выражена в формуле "управление изменениями".
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической
работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности
инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые
явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.
Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из
существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям;
переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно быть
управление изменениями, которое является прогрессивным развитием
руководства инновационным процессом.
Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой
ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения
библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных
(информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при
рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно
меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование
внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального
достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что
руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять
профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими
ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую
деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического
обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных
исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики
библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.
Трансформация роли научно-методической службы в современном
библиотечном процессе
Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и
развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение
ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая
служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических
взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию
внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально-
духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали
сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали
творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального
функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый,
деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят
философию современного отечественного библиотековедения.
Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном
процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего,
выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных
возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с
минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической,
педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются
административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.
Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического
труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.
Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив
управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных
результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей,
книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская
задолженность).
Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов,
которые считают, что в основе методических "взаимосвязей должны лежать
экономические взаимоотношения". Не приведет ли чрезмерная коммерциализация
научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к
отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях
рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и
библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного
библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов.
Тем не менее такая практика уже пустила корни.
Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что
методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать,
разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на
развалинах старого, можно построить и рядом.
Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности,
немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под
флагом "курса на инновации", ослабления и реорганизации научно-
методического отдела (НМО), создания параллельных организационно-
методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.
С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно-
методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления
работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз,
социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент
научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций,
стажировок, курсов, лекций, рекламы).
Таким образом, острие управленческой функции научно-методического
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|