реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

реферат

том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее

разнообразной, каждой библиотеке найти "свое лицо"; основными направлениями

являются консультационно-методическая помощь библиотекам в

совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование

и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка

библиотечных кадров.

2. Функции научно-методической службы библиотеки

Научно-методическая служба как органическая часть управленческого,

административного труда, призвана выполнять многообразные функции:

исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого-

управленческие, внедренческие, информационные.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-

методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным

связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях

изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти

на режим научно-методического самообеспечения.

В настоящее время идет полемика об определении границ содержания

"методическая работа". Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло

огромным количеством различных направлений и функций. Специфика

методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей

организационной, информационной, исследовательской, педагогической

функциях.

Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических

служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы

послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в

отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась

прежняя "видимая" цель некоммерческого маркетинга: максимально полное

удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная "подцель",

состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками

финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными

недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой

деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли

методисты остались без внимания.

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что

ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные

изменения социальной системы. Миссия современной методической работы

выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической

работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.

Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются

особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко

противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными

библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие

библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии:

подготовка к изменениям; переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно стать

управление изменениями, которое является прогрессивным развитием

руководства инновационным процессом.

Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко

разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов

методического центра, многие направления деятельности которых традиционно

относятся к методической, и более того — распределить обязанности и

полномочия по управлению библиотечной сетью между административными

органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики

методических центров. При этом под содержанием методической работы следует

понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение

библиотек, описание передового опыта и др.).

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали

перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —

маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику

библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность

специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом

русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с

целью создания действенного механизма управления сетью, а не

совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.

Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с

делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно

строить структуру управления, опираясь на основные положения теории

менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе

теории менеджмента).

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в

условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы

определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного

библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные

конъюнктурообразующие факторы.

Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-

методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным

связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях

изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти

на режим научно-методического самообеспечения.

Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают

перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —

маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику

библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность

специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом

русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью

создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование

управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с

правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования

методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить

структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента

(т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории

менеджмента).

Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее

сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные

изменения социальной системы. Миссия современной методической работы

выражена в формуле "управление изменениями".

Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической

работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.

Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности

инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые

явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.

Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из

существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям;

переход; закрепление.

Содержанием методической работы на современном этапе должно быть

управление изменениями, которое является прогрессивным развитием

руководства инновационным процессом.

Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой

ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения

библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных

(информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при

рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно

меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование

внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального

достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что

руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять

профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими

ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую

деятельность с существующим "правовым коридором". Это касается юридического

обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных

исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики

библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Трансформация роли научно-методической службы в современном

библиотечном процессе

Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и

развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение

ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая

служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических

взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию

внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально-

духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали

сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали

творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального

функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый,

деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят

философию современного отечественного библиотековедения.

Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном

процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего,

выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных

возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с

минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической,

педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются

административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.

Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического

труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.

Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив

управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных

результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей,

книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская

задолженность).

Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов,

которые считают, что в основе методических "взаимосвязей должны лежать

экономические взаимоотношения". Не приведет ли чрезмерная коммерциализация

научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к

отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях

рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и

библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного

библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов.

Тем не менее такая практика уже пустила корни.

Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что

методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать,

разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на

развалинах старого, можно построить и рядом.

Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности,

немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под

флагом "курса на инновации", ослабления и реорганизации научно-

методического отдела (НМО), создания параллельных организационно-

методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.

С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно-

методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления

работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз,

социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент

научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций,

стажировок, курсов, лекций, рекламы).

Таким образом, острие управленческой функции научно-методического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.