реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

реферат

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра библиотековедения

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

(на материале ЦНСХБ)

дипломная работа по специальности

052700 "Библиотековедение и библиография"

| |Исполнитель: |

| |студентка 5 курса 509 группы|

| | |

| |дневного отделения БИФ |

| |________________Кабанова |

| |Ю.В. |

| | |

|Допустить к защите |Научный руководитель: |

|Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор |

|докт. пед. наук, профессор | |

|______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.|

|"_____"________________2000 г. | |

Москва 2000

Резюме

Управление библиотекой требует реализации системного подхода к

управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей,

выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых

организационно-экономических мероприятий.

Основой данного диплома является исследование роли научно-методической

службы в системе управления библиотекой.

Эта область включает в себя следующие этапы:

1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к

сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба

находится. Определение роли научно-методической службы в

современном библиотечном процессе.

2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые

традиционно относят к методической. Терминологический анализ

понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство»,

«методическая помощь».

3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная,

педагогическая, информационная, исследовательская функции.

Методическая деятельность как форма управления библиотечным

процессом. Переход от методического руководства к методической

помощи.

4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности

научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь,

менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз.

Новый облик научно-методической службы.

5. Требования к профессионализации научно-методической службы.

Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической

службы.

6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы.

Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств

телекоммуникаций.

Содержание

Введение 4

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле 8

1. Координация методической работы 9

2. Формы методической помощи 11

3. Внедрение передового библиотечного опыта 13

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14

5. Организация методической работы 16

6. Наполнение и оформление методического отдела 19

Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном

этапе 21

1. Терминологическое осмысление методического руководства 21

2. Функции научно-методической службы библиотеки 26

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в

условиях библиотеки 29

4. Трансформация роли научно-методической службы в современном

библиотечном процессе 31

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной

сельскохозяйственной библиотеки 34

1. Научно-организационные аспекты работы 34

2. Перспективные формы методической помощи 38

2.1. Дистанционное консультирование 39

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42

2.3 Подготовка научно-практических пособий 49

Заключение 53

Список литературы: 55

Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии

Приложение 2. Типовые должностные инструкции

научно-организационного отдела (НОО)

Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г.

Приложение 4. План работы НОО на 2000 г.

Введение

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью

пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в

системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими

условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою

главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям

библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в

организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная

практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.

Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает

прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального

закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи

библиотекам является одной из статусных характеристик центральной

библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно-

организационной) работы расширились, появились новые направления и службы.

Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических

консультаций, рекомендаций, технологических разработок.

Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать

свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом.

Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10]

сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе

потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик

рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках

и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов

не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский

государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких

специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не

отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к

тому же особенности библиотечной работы.

Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют

направление развития методической работы как процесса управления

нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых

автономных методических центров, в составе которых должна функционировать

группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование

предлагается осуществлять на платной основе.

Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за

методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и

обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии.

Изменение направленности методической работы в стране объективно

обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в

связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и

финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более

превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта

форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость.

Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными.

В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты

НМС, можно выделить следующие направления:

1. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле.

2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном

этапе.

3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной

сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).

Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав

процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках

и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.

Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:

1. Выявление предпосылок возникновения НМС.

2. Изучение становления и характеристика современного состояния и

проблем НМС.

3. Уточнение терминологии и определения НМС.

Методологическую основу исследования составили идеи ведущих

отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам

научно-методической работы.

Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева

В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,

Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.

Источниковой базой исследования стало Государственное научное

учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки

Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы

ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно-

организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых

исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле

Единая система методического руководства — одно из важнейших

достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть

государственного управления библиотечным делом. Основана на

межведомственной координации и взаимодействии органов управления и

библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению

информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек,

обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания

населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.

Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями

съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по

идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства,

решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при

Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных

органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в

СССР" (1985).

Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны

и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и

методов.

Практическая реализация системы методического руководства

обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и

стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при

посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой

состояния дел и контролем за исполнением решений.

Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли,

региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и

ведомственных подсистем.

Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от

подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным

методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.

1. Координация методической работы

Координация методической работы — согласованность действий библиотек -

методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства

библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на

библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия.

Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей

библиотек - методических центров в оказании методической помощи

библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.