деятельности, и все в большей мере требует высокого
профессионализма и разносторонних знаний .
4.Современные проблемы управления.
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и
направлений, интегрирует их в процессе управления.
Современный менеджмент характеризуют следующие положения (3 , с.
23 - 25):
отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента ,
согласно которым успех предприятия определяется прежде всего
рациональной организацией производства продукции , снижением
издержек, развитием специализации , то есть воздействием управления
на внутренние факторы производства . Вместо этого первостепенной
становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным
изменениям внешней среды . Значение факторов внешней среды резко
повышается в связи с усложнением всей системы общественных
отношений ( в том числе политических, социальных, экономических),
составляющих среду менеджмента организации.
использование в управлении теории систем , облегчающей задачу
рассмотрения организации в единстве ее составных частей , которые
неразрывно связаны с внешним миром . Главные предпосылки успеха
предприятия находятся во внешней среде , причем границы с ней
являются открытыми , то есть предприятие зависит в своей
деятельности от энергии , информации и других ресурсов ,
поступающих извне . Чтобы функционировать , система должна
приспосабливаться к изменениям во внешней среде .
применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому
функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные
по своей природе воздействия извне . Центральный момент здесь --
ситуация , то есть конкретный набор обстоятельств , которые
оказывают существенное влияние на работу организации в данный
период времени . Отсюда вытекает признание важности специфических
приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые
, можно эффективно достигать цели .
новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким
факторам , как лидерство и стиль руководства , квалификация и
культура работающих , мотивация поведения , взаимоотношения в
коллективе и реакция людей на изменения .
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла
отражение в принципах менеджмента , формулировка которых показывает
возросшую роль человека , его профессионализма , личностных качеств
, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях .
Например , в составе важнейших принципов , которыми рекомендуется
пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века ,
нередко называются следующие :
благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в
организации ;
ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность
организации ;
коммуникации ( горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за
пределами организации ;
создание атмосферы открытости, честности, доверия людям ;
содействие реализации их талантов и стремление к постоянному
совершенствованию, как личной работы, так и работы организации.
Практическое воплощение новых принципов управления весьма
сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса ,
изменения психологии работающих ( в том числе менеджеров ) ,
повышения их квалификации и роста личного потенциала .
5. Основные категории теории управления.
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку
или научное направление, опирающееся на многие теоретические и
практические знания. Это объясняется многогранностью проблемы
управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной
на сознательном использовании экономических, естественно - технических
организационных, социально - психологических законов и
закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления
очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач .
Элементами управления как всеобщего вида человеческой
деятельности являются цель управления и способ достижения цели ,
объект и субъект управления , взаимодействующие в определенной
окружающей среде .
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие
(организационно - управленческие, организационно - экономические)
отношения, реализующиеся как информационные связи при организации
производства и управлении им.
Процесс управления включает сбор, переработку и передачу
информации (предмет управленческого труда), используемой для
выработки решений (продукт управленческого труда).
Средства труда в управленческой деятельности - методы и
средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе
конкретных решений .
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе
управления, состоящем из цикличного повторения функций управления
или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех
видах производственной деятельности:
научно - технической ;
технологической ;
учетной ;
финансовой ;
и др..
6. Научные подходы к менеджменту.
Эффективность менеджмента определяется, прежде всего,
обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту
применяются только некоторые научные подходы , что объясняется “
узостью “ его понятия . Если руководствоваться “ широким “ понятием
, то автоматически добавляются функциональный , комплексный ,
динамический и интеграционный подходы .
Анализ теории и практики управления различными объектами
позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13
научных подходов (таблица 1) (1 , с .24 – 25):
Таблица 1 .
|НАЗВАНИЕ |КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
|Административный |При административном подходе |
| |регламентируются функции, права, |
| |обязанности, элементы системы |
| |менеджмента в нормативных актах. |
|Воспроизводственн|Воспроизводственный подход ориентирован |
|ый |на постоянное возобновление |
| |производства товара для удовлетворения |
| |потребностей рынка с меньшими |
| |затратами. |
|Динамический |При динамическом подходе объект |
| |управления рассматривается в |
| |диалектическом развитии, в причинно - |
| |следственных связях и соподчиненности. |
|Интеграционный |При интеграционном подходе |
| |устанавливаются взаимосвязи между |
| |отдельными подсистемами и элементами |
| |системы менеджмента, уровнями, |
| |субъектами управления. |
|Количественный |Сущность количественного подхода |
| |заключается в использовании |
| |количественных оценок при помощи |
| |математических, статистических, |
| |инженерных расчетах и т.д. |
|Комплексный |При комплексном подходе учитываются |
| |технические, экономические, |
| |социальные и другие аспекты |
| |менеджмента. |
|Маркетинговый |Маркетинговый подход предусматривает |
| |ориентацию управляющей подсистемы на|
| |потребителя |
|Нормативный |При нормативном подходе |
| |устанавливаются нормативы в |
| |управлении |
|Поведенческий |Поведенческий подход заключается в |
| |том, чтобы помочь работнику |
| |осознать собственные возможности. |
|Процессный |При процессном подходе управление |
| |рассматривается как совокупность |
| |взаимосвязанных функций. |
|Системный |При системном подходе любая система |
| |рассматривается как совокупность |
| |взаимосвязанных элементов. |
|Ситуационный |Ситуационный подход предполагает, |
| |что применение различных методов |
| |управления определяется конкретной |
| |ситуацией. |
|Функциональный |Сущность функционального подхода |
| |состоит в том, что потребность |
| |рассматривается как совокупность |
| |функций, которые нужно выполнять |
| |для ее удовлетворения. |
Данные подходы следует отнести к главным принципам управления.
Впервые термин “ принципы управления “ ввел инженер - технолог
Ф.Тейлор , который в 1911 году опубликовал работу под названием
“ Принципы научного менеджмента “.
7. Принципы менеджмента.
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к
достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов
является критерием эффективности и научности управления на всех его
уровнях .
В принципах обобщены познанные законы и закономерности и
оправдавший себя опыт управления (рис. 1) . Принципы не привнесены
извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития
его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и
американская модели менеджмента) (5 , с. 56 - 59):
Рис . 1 . Факторы, определяющие принципы управления.
Для формирования, функционирования и развития системы
менеджмента соблюдать принципы, которые являются общими для всех
подсистем системы управления (2 , с. 45 - 46):
сочетание специализации и универсализации в управлении (при
выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное
соотношение между специализацией и универсализацией);
устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов
микро - и макросреды предприятия система управления должна
продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
экономичность управления (при выборе способов и средств для
осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать
затраты:
6. трудовые ;
7. материальные;
8. временные;
9. финансовые;
10. моральные.
эффективность управления ;
сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой
конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень
централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Приведенные принципы управления характерны для любой
подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы должна
формироваться и функционировать на основе еще и специфических
принципов . Так специфическими принципами управления персоналом
являются :
разделение труда;
единоначалие;
подчиненность личных интересов общим;
и т.д.
8. Цели и задачи управления организацией.
Невозможно представить управление без целевой деятельности
управляющих субъектов.
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое
состояние объекта управления -- организации .
Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности
. Значит , цель -- это идеальное описание результата деятельности
.
Деятельность - процесс достижения результата или цели . Не
сами цели как таковые приводят к результату , а процесс
достижения их с помощью материальных средств или действий .
Средства достижения – это существующие в природе и обществе
Страницы: 1, 2, 3
|