Менеджмент: сущность и структура
1. Введение.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в
области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и
т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой
деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления
, мировых достижений в практической организации экономических и
социальных процессов .
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в
теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в
российской экономике, при этом используются западные модели
управления. Однако механическое перенесение концепции управления из
одной социокультурной среды в другую , слепое копирование опыта
того или иного государства практически невозможно и ведет к
тяжелым экономическим и социальным последствиям . Менеджмент
обусловлен такими базисными факторами , как тип собственности ,
форма государственного устройства , степень развития рыночных
отношений . Поэтому развитие современного менеджмента в условиях
перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит
от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как
это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
2. Понятие менеджмента .
2.1. Общие понятия.
Менеджмент (англ . management -- управление, заведование,
организация) – это управление производством или коммерцией;
совокупность принципов, методов, средств и форм управления,
разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности
производства и увеличения прибыли (1 , с. 14).
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
теорию руководства ;
практические способы эффективного управления, или искусство
управления.
Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и
стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо
учитывать , что речь идет о новой философии , где действуют иные
системы ценностей и приоритетов .
В связи с этим следует подробно остановиться на значении
термина “менеджмент “. Русское слово
“управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами,
однако в действительности их истинное содержание весьма различается.
Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в
международной практике традиции, согласно которой под ним
подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На
самом деле термин “ управление “ не является удовлетворительным
заместителем термина “менеджмент “ потому , что в последнем случае
речь идет лишь об одной из форм управления , а именно об
управлении социально - экономическими процессами посредством и в
рамках предпринимательской структуры , акционерной компании . Причем
адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип
хозяйствования , осуществляемый на базе индустриальной организации
производства или коммерции .
Таким образом, термин “менеджмент “ употребляется применительно
к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей
используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины “ организация “,
“ управление “ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные,
общественные и иные организации также должны использовать принципы
и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме
затрат.
С учетом изложенного в работе термин “ управление “ в
дальнейшем будет употребляться, с определенной степенью условности,
в том же значении, что и термин “менеджмент “.
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить
некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое
содержание.
2. Задачи и цели менеджмента.
Задачами менеджмента как науки являются разработка,
экспериментальная проверка и применение на практике научных
подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную,
перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем
выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики
эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия
путем рациональной организации производственного (торгового)
процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие
технико-технологической базы.
Исходя из этого важнейшей задачей менеджмента является
организация производства товаров и услуг с учетом спроса
потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам
менеджмента также относятся ( 2 , с. 34 ):
переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них
соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация ;
определение конкретных целей развития организации;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за
выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста
масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и
достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке .
Развитие теории управления, разработка экономико-математических
методов позволили многие качественные решения задач дополнить или
заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие
средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало
повышению эффективности управления. Многие задачи , которые ранее
не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из -
за трудоемкости расчетов , стали повседневной реальностью .
3. Методы и модели управления.
В современном менеджменте существуют различные способы решения
задач : конкретные методы решения задач управления, моделирование
управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение
принятия решений и др..
В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-
математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п.
разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация процессов
обработки информации , управления производством , принятия решений
.
Однако эффективность управления зависит не только от способов
решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма
и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели
управления ( стратегического и оперативного ) , успешно используемые
за рубежом , не всегда могут быть эффективно применены в России ,
что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений .
Если рассматривать способы менеджмента с позиций макроэкономики
управления организациями, то можно заметить, что передовые методы
управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и
изменяющегося хозяйственного механизма.
4. Виды менеджмента.
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически
все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии
взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко
определить границы деятельности , которая составляет содержание
менеджмента , а также выделить его отдельные виды ( 1 ,с. 17 ) :
Производственный менеджмент -- это комплексная система
обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном
рынке. Она включает вопросы построения производственных и
организационных структур , выбора организационно – правовой формы
управления производством , сбыта и фирменного обслуживания товара в
соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла .
Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости ,
надежности и эффективности управления финансами . Она включает
формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением
научных подходов и принципов менеджмента , баланса доходов и
расходов , показателей эффективности использования ресурсов ,
рентабельности работы и товаров .
Инновационный менеджмент -- это комплексная система управления
инвестициями , вкладываемыми собственниками в развитие всех видов
инноваций . Она включает построение организационных структур ,
выбор направлений инноваций , оптимизацию инвестиций, разные аспекты
управления персоналом .
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее
время разрабатываются другие виды (1, с. 24):
менеджмент социальной сферы ;
банковский менеджмент;
налоговый менеджмент;
организационный менеджмент;
международный менеджмент;
и др.
Менеджмент как совокупность принципов , методов , средств и
форм управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно
. Однако еще десять лет назад наши специалисты считали , что его
основными целями являются получение высокой прибыли и постоянное
опережение стран социализма по производительности труда в интересах
укрепления позиций империализма .
Демократизация общественной жизни страны позволила широким
слоям населения , практическим работникам ознакомиться с накопленным
богатым мировым опытом теории и практики менеджмента , а
ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто
необходимыми изучение и использование опыта передовых государств .
В связи с этим отношение к менеджменту в России в последние
годы значительно изменилось . Опубликованы труды видных теоретиков
и практиков менеджмента . Началась активная подготовка управляющих
менеджеров . Учрежден Российский союз менеджеров .
3. Менеджмент в микро - и макроэкономике.
Управление и экономика как сферы деятельности и как научные
дисциплины неразрывны . В управленческой деятельности используются
познанные экономической наукой законы и закономерности поведения
людей при производстве , обмене , распределении и потреблении
материальных благ . В то же время повседневная организационная и
управленческая деятельность людей , результаты управленческих решений
, отражающие объективные условия развивающейся экономики , служат
основой для развития экономической науки .
Решающим фактором производства становятся информация , научное
знание , эффективное развитие и использование которых требуют
обеспечения к ним широкого доступа .
Изменение роли факторов производства и новые управленческие
подходы обуславливают необходимость пересмотра содержания и роли
таких экономических категорий, как заработная плата, прибыль,
капитал и др..
Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху
в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии
работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях
управления. Главным становится человеческий капитал.
Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере
развития рыночной экономики все в большей степени зависит от
экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).
В управлении главным фактором становятся стратегические
решения, повышается социальная ответственность управленцев всех
уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.
Современный менеджмент становится наукоемкой сферой
Страницы: 1, 2, 3
|