взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих
закономерности структуры государственных управляющих воздействий;
Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и специфику
орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;
Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономерности,
отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности
государственных органов при формировании и реализации управленческих
функций и поддержания собственной жизнедеятельности.
Госслужащие должны соизмерять свои поступки и действия с принципами ГУ.
8. Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения.
Закон (в широком смысле) не может существовать без законности -
механизма и средства приведения его в жизнь. (В Российской истории законы
существуют сами по себе, а деятельность людей сама по себе.) Законность -
систем юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им
государственными структурами, призванную обеспечить практическую реализацию
законов и других правовых актов.
Свойства законности: 1. Единство - охватывает все государство, все
структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной
мере касается всех, обязательна для каждого в государстве, на всей
территории и при реализации любых решений.
2. Единообразие -. одинаковое понимание и осуществление в различных
местах, разными людьми и оргструктурами и в различных жизненных
обстоятельствах.
3. Всеохватываемость - законность распространяется в равной мере на
гос. органы, органы местного самоуправления, общественные структуры и
граждан.
4. Гарантированность и устойчивость - создаются специальными мерами
обеспечения законности.
Способы обеспечение законности.
1. Построение государственной власти, разделение ее по горизонтали
(законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная,
субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и
противовесов.
2. Судебная власть - особый статус ее делает независимой от других
подсистем государственной власти.
3. Прокуратура. В прокурорском надзоре заложена функция контроля за
законностью актов государственного управления.
4. Органы исполнительной власти -создаются контрольные механизмы,
позволяющие отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их
соответствия законам и иным нормативным правовым актам.
внешний контроль - когда одни госорганы осуществляют его по отношению
к другим:
- общий контроль - вышестоящих за нижестоящими
- специализированный контроль - таможня, антимонопольный контроль и
т.д.
- внутренний контроль - руководителями, должностными лицами либо
подразделениями ( отдел контроля) - не особо эффективен.
5. Само общество. Общественные объединения, граждане, СМИ, трудовые
коллективы, профсоюзы и т.д.
6. Человек. - важна его позиция. т.к. все “формализованные” институты
приводятся в движение его мыслью, чувством и поступком.
9 Цели государственного управления (ГУ). Основания формирования. Построение
“древа целей”. Ресурсное обеспечение целей.
Цель - отражение общественных потребностей и интересов общества или
продукт сознания, субъективное отражение объективного. Чаще в целях
преобладает субъективное. Проблемы формирования “древа целей”:
1. Общественные источники возникновения и фиксирования целей
государственного управления: объективно цели государственного управления
рождаются и должны рождаться “внизу” - идти от потребностей и интересов
людей, объединенных в государство. Именно внутреннее состояние общества и
волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником
формирования целей государственного управления.
2. Субъективная сторона целепологания и вызываемые ею относительность
и открытость сформулированных целей государственного управления (трудно
предвидеть будущее). Необходимо: предвидение, прогнозирование,
программирование, планирование.
3. Иерархия целей государственного управления (должна быть построена
на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества):
общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное и
сбалансированное и качественное развитие общества;
социальные - отражают влияние общественно-политических целей на социальную
структуру общества, состояние и уровень социальной жизни людей;
духовные - восстановление духовных и культурных ценностей;
экономические - экономика обслуживает человека;
производственные - состоят в создании и поддержании активности управляемых
объектов;
организационные - решение организационных проблем, создание соответствующих
функциональных и организационных структур
деятельностно-праксеологические - предполагают распределение и
регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим
местам;
информационные - обеспечение необходимой информацией;
разъяснительные - отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих
практическому осуществлению комплекса целей.
4. Построение собственно “древа целей” ГУ. “Ствол” “древа целей -
стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением и
преобразованием. Делятся на: оперативные - фиксируют крупные блоки
действий; тактические - определяют каждодневные, конкретные действия.
Другие градации целей: По объему: общие и частные. По результатам:
конечные и промежуточные. По времени: отдаленные, близкие и
непосредственные
Для построения "древа" целей необходимо: иметь продуманное определение
стратегических (главных) целей, осуществить согласование целей с тем, чтобы
они поддерживали и взаимообуславливали друг друга, обосновать субординацию
целей - реализация одной цели становилась бы источником для другой.
Цели должны быть адекватны потребностям и интересам общества, тем
целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами.
Обоснованность и действенность целей государственного управления
определяются с другой стороны связанностью с соответствующими ресурсами и
обеспеченностью ими:
1. Природные и человеческие ресурсы.
2. Ресурс права в широком смысле (мировоззрение, традиции, образ жизни,
поведение людей и т.д. вплоть до системы законов и механизмов ее
обеспечения)
3. Демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на основе
их прав и свобод.
4. Организация - позволяет упорядочить и облегчить выработку целей.
5. Знания - т.е. инновационно-технические возможности общества.
Соотношение целей и средств их осуществления: объективный результат
дают не цели, а средства, использованные при их реализации. Несоответствие
средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов,
что дискредитирует сами цели.
10. Объекты государственного управления: понятие, виды, организация,
закономерности, управленческие возможности.
Управляемые объекты ГУ - деятельность людей по производству
материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни на которых
воздействуют субъекты управления.
Уровни управляемых объектов. I. В компонентно-структурном отношении:
человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной
деятельности, целостной социально-продуктивной активности;
коллективы и объединения людей;
общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы,
возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их
объединений.
II. В зависимости от социальных функций объекты ГУ делятся на виды:
экономические - соединение рабочей силы и средств производства;
социальные - потребление материальных и социальных продуктов и
одновременное историческое воссоздание человека ;
духовные - выработка идей, взглядов, освоение их сознанием;
политические и т.д.
Особенности управляемых объектов:
Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектами
государственного управления, т.к. воспроизводство материальных и духовных
продуктов и социальных условий является первичным и главным для
жизнедеятельности людей.
Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и
общественно -исторические условия и закономерности и в соответствии с ними
выстраивают технологии своей деятельности (“человек-машина”. “человек-
природа” и т.д.)
Управляемые объекты нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом
определении порядка формирования, общественного статуса, процедур
общественной подотчетности и контроля.
Свойства управляемых объектов:
Самоактивность управляемых объектов, то есть их способность к самодвижению
на основе внутренних (собственных) побудительных причин., оно может
заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в
соответствии с представлениями их компонентов, в установлении с ними
активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений, в приспособлении
к складывающейся ситуации.
Самоактивность людей всегда отличается целенаправленным характером,
ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты.
Адаптивность (приспособляемость ) к условиям и факторам природного и
социального бытия, свидетельствует о способностях человека в бесчисленных
жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по
принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы
сохранять и развивать себя.
Самоуправление своей жизнедеятельностью и своим развитием. Осуществляется
вследствие осознания объективной действительности, при определенном
социально-психологическом приспособлении к ней, оно есть непосредственная и
ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из
общественной ситуации, действует как статистически средняя сила,
складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей и являющаяся
результатом этого взаимодействия.
Управляемые объекты зависимы от объективных условий и факторов общественной
жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и
организации.
11. Функциональная структура государственного управления: сущность и виды
функций, их организация.
ГУ - управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять
законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую
реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-
актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
Функции ГУ:
политическая - обеспечение целостности и сохранности общества, формой
которого выступает государство;
социальная - обеспечение на территории государства соблюдения прав
гражданина;
экономическая - создание предпосылок для экономического развития общества.
В переходный период - уйти от непосредственного управления производством к
обеспечению и защите потребителей и социальной направленности экономики:
международная - поддержание свободы суверенитета и исторического
существования народа в рамках широкого сообщества.
В переходный период социальная функция должна повернуть экономику к
человеку, комплексному развитию социальной инфраструктуры, всестороннему
учету национальных требований в организации социальной жизни, обеспечению
социальной справедливости и социальной защищенности, гарантировании
социальных прав и свобод личности.
Функция управления - виды властных, целеорганизующих и регулирующих
воздействий государства и его органов на общественные процессы. ФУНКЦИИ
ОБЪЕКТИВНЫ так как исходят из сущности государства и выражают его
управленческое и социальное назначение. Функции различают по предмету
(что), содержанию (зачем), способу сохранения или преобразования
управленческих компонентов (как).
Функции ГУ реализуются посредством управленческих функций,
обозначающие конкретное воздействие юридически описанные в их компетенции.
По направленности и месту реализации - внешние и внутренние; по содержанию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|