Система экономических отношений - данная систем а соединяет
производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает
воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг,
необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного
человека
Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,
социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.
Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что
духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий
материальное закрепление духовного, превращение его в историческое
наследие.
Научно-технический прогресс.
Субъективный фактор государственного управления (ГУ).
Любое государственное решение выдает человек, следовательно это
решение несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии,
определенное слияние мыслительного и практического процессов. То есть -
сознание и деятельность.
Система элементов субъективного фактора: “потребности - интересы -
цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы” в рамках этой системы
формируется и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:
Субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня
развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между
собой.
Развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в
котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при
противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в
неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному
поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость,
самостоятельность, способность к изменениям.
Различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой,
целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную
действительность, последствия влияния их также многообразны - от
конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.
5. Системные характеристики государственного управления. Социальный
механизм его формирования и реализации.
Для государственного управления системное представление его
компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое
и методологическое значение.
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и
объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-
объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая
подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) -
общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных
государственному управлению).
В узком смысле система субъектно-объектных зависимостей включает в
себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где
преимущество находится на стороне субъекта управления.
Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает
присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного
управляющего компонента (государственного органа, должностного лица,
участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего
воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности
организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и
входящих в состав субъекта управления).
СУ
федеральный уровень
региональный уровень
уровень местного самоуправления
управляемый объект деятельность людей по производству материальных
социальных и духовных продуктов
Система субъекта государственного управления: природа субъекта - цели
что делать? - функции как управлять? - структура кто делает? - процесс
(реальное функционирование) каким образом? - принципы научные положения
отображающие познания взаимосвязи ГУ.
Система элементов управленческого процесса: “информация - знания
способность и умение анализировать управляемые объекты и находить
объективные рычаги воздействия на объект - ресурсы - идеи - экспертные
оценки - решения - действия - результаты”.
Социальный механизм формирования и реализации государственного
управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов,
процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного
управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели
общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих
решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на
государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь:
“потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.
Существование, развитие, содержание и формы, направления и смысл
совершенствования ГУ определяются объективными потребностями общества.
Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как
управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.
Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие
интересы, порождают и обуславливают управленческие цели. Цели управления
закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в
логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для
достижения поставленных целей.
Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по
практической реализации соответствующих решений.
Реализация управляющих воздействий, выраженных в управленческих
решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в
удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.
6. Объективация государственного управления (ОГУ). Комплексный характер
результатов управления.
ОГУ - момент превращения целей, задач, параметров, обозначенных в
управленческих решениях и действиях в социальную практику; момент привода
посредством управляющих воздействий поведения и деятельности людей, их
коллективов, общности из одного состояния в другое. Объективизация -
процесс превращения субъективности управленческих решений в объективность
общественной жизнедеятельности. Он характеризует:
Воплощение того, что представлено в управленческом решении в виде идеи,
замысла, модели, проекта, программы, плана, задания, поручения и т.д. в
реальную жизнь, сознание, поведение и деятельность людей
Измерение и оценка того, что получилось в итоге, как воплотилось, на
сколько. Такая оценка может быть только относительной.
Подлинную общественную ценность объективация приобретает в
управленческих объектах, области воспроизводства материальных ценностей и
духовных продуктов и социальных условий жизни. Т.е. управление только тогда
эффективно, когда экономический, социальный и духовный процессы
удовлетворяют интересам общества.
ОГУ имеет специфические проявления: она происходит в масштабах всего
общества, осуществляется во всех его сферах. Ее последствия не носят
сиюминутный характер, а имеют исторический смысл и значение, обладают
устойчивостью во времени и пространстве, способностью к нарастающему
воспроизводству и обеспечению прогрессивного общественного развития.
Т.к. государственное управление есть воздействие одних людей на других
во имя их интересов (т.е. осуществляется в пределах субъективного фактора),
то при ОГУ во внимание должны приниматься главным образом социальные
результаты и последствия. Большое значение имеет соотношение между прямыми
и косвенными результатами.
При проведении анализа результатов управления необходимо учитывать три
аспекта:
Выяснить, действительно ли возник результат государственного управления, то
есть, является ли то, что происходит в обществе именно результатом
управления, а не действия других общественных компонентов.
Найти и определить источник результат управления, то есть выявить, что из
всего, вовлеченного в управленческие процессы (органы, документы, ресурсы,
оргмеры и т.д.) выступило действительным источником соответствующего
конкретного результата (профессионализм, талант, либо чрезмерные финансовые
затраты).
Выявить, есть ли взаимосвязь, взаимозависимость между целями и реальными
результатами ГУ, а также определить временные пределы такой
взаимозависимости (когда обещал - когда выполнил).
При определении результата управления необходимо установить его
характеристики -= то есть соотнести результат с целевыми ожиданиями и
обнаружить его общественную актуальность.
Эффективность есть сложение 2-х моментов: разницы между результатами и
затратами (свидет. о полож. сальдо); способность этой разницы удовлетворять
реальные жизненные потребности общества. Улучшение социальных условий и сам
прирост.
Виды эффектов управления:
Производственный - определяется соотношением полученных результатов к
затратам.
Экономический - свидетельствует о встрече продукции и спроса на нее. Если
нет реализации, то ты разорен.
Социальный - совокупный и общий результат, который получает общество в
процессе производства или выполнения определенного рода работы, так и при
потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей.
7. Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания
системы. Применение принципов.
Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь
общественно-политической природы и других групп элементов государственного
управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде
определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом
и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по
управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.
Систематизация принципов: Первое - общесиситемные принципы ГУ -
общеуниверсальные закономерности (их применение):
Принцип объективности государственного управления обусловливает
необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям
объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-
исторических) и реальным возможностям общественных сил.
Принцип демократизма - воспроизводит народовластие в государственном
управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями
жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.
Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обусловливает
необходимость законодательного определения основные аспектов целей,
функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.
Принцип законности государственного управления: установление в
государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения
правовых актов.
Принцип разделения власти в государственном управлении.
Принцип федерализма государственного управления - позволяет развивать и
укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы
значительное число граждан.
7. Принцип публичности государственного управления.
Втрое основание систематизации связано с анализом и научной
характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые
организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура,
процесс). Структурные принципы подразделяются на:
1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-
орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.
Третье основание классификации принципов: Специализированные принципы:
принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы
информационного обеспечения государственного управления и т.д.
Систематизация принципов (Г.А.Атаманчука):
Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной
природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;
Функционально структурные - абстрагированные посредством исследования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|