персонал фирмы (или открывает, приобщает) к ценностям, особенно важным для
конкретной производственной или общественной организации.
Устойчивость, преемственность, долговечность, прочность, стабильность
являются качествами, которые всегда внушали людям большое уважение именно в
силу своей имманентной принадлежности к ритуалам и церемониям. Задача
менеджмента заключается в привнесении в деловую фирменную среду некоего
алгоритма, неизменяющихся культурных кодов и различных игровых посланий. Во
время ритуальной церемонии прагматизм, чисто рациональные установки и
конкретные цели на известное время отступают перед магическим воздействием
ритуальной символики. Театрализованное действие, речи, наполненные
необыкновенным содержанием, необычное поведение - приводят к идейной и
эмоциональной метаморфозе всех участников ритуала. (В качестве примера
такого мощного воздействия ритуала на психику можно привести описание
тайной церемонии приема в масонскую ложу, описанную Л.Н. Толстым в романе
"Война и мир".)Таинственный и волнующий характер ритуальной ситуации
исключительно глубоко запечатлевается в душах и сердцах людей, укрепляет их
мотивацию в своей профессиональной реализации в той или иной форме,
учреждении, приобщают их к духу и климату данной организационной культуры.
К примеру, большая устойчивость некоторых старых русских обычаев (особенно
трудовых) показывает глубокое проникновение определенных ценностей в
групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память. Так,
исследования конца прошлого и начала нынешнего века относительно
специфических казачьих традиций в области земледелия на Дону показывают
невероятную устойчивость и значимость старинных сельскохозяйственных
обрядов и обычаев. Самое удивительное, что все эти обычаи, казалось бы
полностью уничтоженные и стертые из памяти народной, тем не менее
восстанавливаются и возрождаются сейчас, в конце ХХ в. при первой же
благоприятной исторической ситуации, казалось бы на пустом месте. Подобное
возрождение из небытия практически полностью уничтоженных народных и
христианских обычаев показывает их укорененность на подсознательном уровне.
Без сомнения только те организационные ритуалы могут рассчитывать на
глубокое воздействие на сознание человека, которые сумели проникнуть в
самую сердцевину человеческой системы верований, установок и ценностных
ориентаций. Но если для сельских жителей подобную роль могут сыграть
религиозные установки и верования, то для рабочих и служащих нового типа
только вера способна внушить уважение, которая связана со смыслом их
конкретной работы, имиджем и престижем фирмы, с передовыми методами и
стилем организационного руководства.
Событийный повод является наиболее важной частью системы, структуры и
конкретной конфигурации организационных ритуалов и церемоний. Именно
конкретный повод, как квинтэссенция предмета и объекта ритуального
действия, в максимальной степени диктует и предопределяет отдельные
стороны, пространственные и временные характеристики обряда. Логично
поэтому, к примеру, ритуал поступления сотрудника на работу обставлять
одним убранством (интерьер, одежда, украшения, музыка, стихи, обстановка) и
последовательностью действий, а также ритуал открытия нового офиса или
закладки здания связывать с другой аранжировкой и поведенческим решением.
А, например, ритуал вручения сотруднику какой-нибудь награды обставлять
деталями, особенностями и нюансами, в корне отличными от применяющихся в
первых двух ситуациях. Вот почему менеджеры и все ответственные в данной
фирме или организации за проведение обрядов и церемоний, прежде чем начать
искать инструкции, схемы, сценарии для проведения того или иного ритуала,
должны очень глубоко вникнуть в сущность данного конкретного повода,
который соберет их коллег вместе. Очень важен также и масштаб того или
иного повода. Одно дело отмечать трехлетие учреждения акционерной компании
или открытия бизнес-школы и совсем другое - праздновать столетний юбилей со
дня открытия университета или библиотеки. Непонимание различий в масштабе
того или иного события почти всегда приводит к негативным результатам, даже
конфузам, и приносит большой моральный ущерб репутации фирмы и ее
руководству. Например, если по ничтожному поводу устраивается грандиозный и
помпезный праздник и, напротив, значимое событие отмечается убого, бедно и
пренебрежительно поверхностно.
Ритуалы, строго установленные стереотипные формы и определенная
техника общения и повседневной деятельности той или иной фирмы, могут
совершаться автоматически. Это прежде всего относится к общепринятым и
разделяемым всеми членами данной трудовой общности способам обращения друг
к другу или поздравлением. Такие традиционные фразы :"Здравствуйте, как
ваши дела?", "Хорошо! А вы как себя чувствуете?", "Как провели выходные?",
"Добрый день!", "До свидания, желаю хорошо провести вечер!" или "Поздравляю
с Новым годом!" и многие другие общепринятые обращения являются малыми
ритуальными формами, обязательными в деловой жизни. Обращаясь к тому или
иному человеку с подобной ритуальной фразой, отвечая на обращение, мы
делаем это по инерции, почти никогда не задумываясь о сути происходящего.
Известно, что ритуальный язык используется в обращении, когда мы находимся
в условиях определенной социальной среды, где нас ожидают традиционные
(стандартизированные) ответы. Поздравления всегда ритуальны - мы кратко
отвечаем друг другу в ответ на поздравления, даже не вслушиваясь в ответы
другого человека, после чего сразу переходим к волнующим нас деловым и
профессиональным проблемам. Ведь ритуал - это специальная форма
взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в
признании. А потребность в признании - первая, с которой начинается
взаимодействие людей, и без ее насыщения невозможно удовлетворить другие
потребности. Если потребность в признании не реализуется, то начинает
развиваться агрессивное поведение по отношению к "не распознающему" вас
человеку. (Представьте, что вы при деловой встрече протягиваете собеседнику
руку - - и она повисает в воздухе.)Ритуал и призван снять агрессию и
удовлетворить эту необходимость в признании хотя бы на минимальном уровне.
Ритуалам человек учится с детства и они дают ему постоянный жизненный фон
для признания. Итак, любой фирменный ритуал - это набор комплиментарных
межличностных взаимодействий. Участие в нем не требует от людей анализа
происходящего или самовыражения в большей степени, чем это требуется по
ритуалу. Каждый, кто пытается что-то изменить в ритуальном действии,
подвергается осуждению всех окружающих.
В фирменных ритуалах большое внимание следует уделить одежде. Одежда
как материализованная сущность различных актов повседневной жизни и
праздников является необходимым компонентом ритуалов и обычаев, как
торжественных, так и более простых церемоний. Например, фрак, изобретенный
еще в ХУШ веке, сегодня выполняет ряд важных и существенных функций,
являясь необходимым атрибутом ряда профессий, имеющих подчеркнуто
коммуникативный и представительный характер, - дипломатов, дирижеров,
церемониймейстеров, официантов и других, а также при участии людей в особо
торжественных церемониях. Так, для того, чтобы подчеркнуть величие момент,
торжественно академического духа и нравов особое уважение к знаниям и
мудрости, при вручении Нобелевской премии в Стокгольмском концертном зале
филармонии все лауреаты и сегодня должны быть обязательно во фраках. В этом
случае ритуальная одежда помогает усилить значимость и пышность церемонии и
подчеркивает преемственность в развитии науки, связь традиций и новаторства
в культуре.
В обрядовых процессах одежда - знаковая система, которая имеет
кодовое значение и является средством выражения смысла данного ритуала.
Семиотика (т.е. комплекс научных теорий, изучающих различные свойства
знакомых систем) одежды обращена (или связана) в первую очередь с внешней
конкретной средой ритуала (веселый или печальный, трагический,
оригинальный, специфический или традиционный, банальный). Магия
материального знакового послания всегда является составной частью магии
поведения (жесты, походка, мимика, танцы, поклоны и пр.)и речи
(торжественное слово, надгробная речь, доклад, сообщение, поздравление,
почетный адрес, и др.)как ведущих элементов того или иного обычая. Одежда
через свой покрой и фасон, цветовую гамму, длину, через разнообразие и
фееристичность, или, наоборот, посредством строгости и цветовой
монотонности выражает эмоциональное состояние людей, совершающих обряд,
подчеркивает и дополняет характер игрового компонента ритуала. Исходя из
предназначения данного ритуала на одежду возлагаются многочисленные функции
психологического воздействия: внушить ужас или восторг, благоговение,
успокоить глаза и другие органы чувств или, напротив, ударить по нервам и
обострить (возбудить)чувства. И если для любителей и дилетантов ритуальная
одежда в лучшем случае может представлять интерес с точки зрения
любопытства, соприкосновения с чем-то ярким, малоизвестным и необычным, то
для посвященного в символику обряда и способного раскодировать знаковый
шифр ритуальных одеяний и аксессуаров уже стоит вопрос о глубоком смысле и
важной роли каждой отдельной детали, всякого цветового нюанса, всякого
маленького рисунка, украшения или узора.
Замечательным примером ритуального вовлечения в учебный процесс с
помощью перемены своей одежды может служить преподавательский эксперимент
профессора Ричарда Икина. Уже много лет он удивляет весь научный мир,
преподавая своим студентам биологию в Калифорнийском университете, одетым в
костюм соответствующей эпохи, в которой жили Г.Мендель, Ч. Дарвин,
Л.Пастер и другие знаменитые ученые. Загримировавшись и тщательно подобрав
костюм (иногда в парике, иногда с густой бородой, а то и одетый в длинную
рясу с капюшоном или облаченный в мундир с латунными пуговицами), профессор
Икин, читая лекции студентам, как бы воссоздает материальную среду, в
которой было сделано гениальное открытие того или иного выдающего ученого.
Таким путем ему не только удавалось привлечь к своим лекциям повышенное
внимание и полностью завладеть аудиторией, но и подчеркнуть научную и
культурную ценность научного прорыва в неизвестные области духовных
гигантов различных эпох. Специалисты подчеркивают , что ритуалы с большой
пользой применяются во многих организациях, чтобы напомнить персоналу об
огромной важности фирменных ценностей и чтобы помочь каждому сотруднику в
усвоении и принятии этих ценностей. Рассматривая в самом общем плане
ритуалы, применяемые в трудовой среде, их можно разделить на следующие
основные типы:
- ритуалы при поступлении на работу;
- организационные ритуалы, или ритуалы открытия,
- интегрирующие ритуалы,
- ритуалы, связанные с отдыхом и восстановлением
Обряды, характерные при поступлении на работу , обязательно включают
обучающий момент (знакомство новичка с историей и традициями фирмы, с
основными ее ценностями, с наиболее существенными ее особенностями
фирменного управления). Известная компания "Дженерал электрик" организует
для своих "новобранцев" одномесячное обучение, прикрепляя к каждому новичку
наставника, который знакомит его с основными фирменными ценностями.
Организационные (открывающие) ритуалы чаще всего имеют цель
дополнительно подчеркнуть важность того или иного события в жизни
организации и ее членов с помощью торжественных вечеров, праздничных
обедов, посвященных знаменательному событию в жизни фирмы, специальных
церемоний награждения какого-нибудь сотрудника или отдела за достигнутые
успехи.
Интегрирующие ритуалы направлены к достижению еще большей
сплоченности персонала и созданию благоприятной, дружеской морально-
психологической атмосферы в фирме. С помощью таких ритуалов сотрудники
лучше узнают друг друга , что способствует созданию корпоративного духа и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|