реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

ЗОЖ

реферат

доведенного до мировоззрения;

5. При наличии специалистов необходимо проведение аутогенной тренировки и

психофизической гимнастики.

Проводится специальная работа с родителями группы «риска»

(употребляющие табак, алкоголь). Выявляются информированность родителей о

наргенных веществах. С помощью специальных тестов проверяются установки по

отношению к этим веществам. Родители должны вести профилактическую работу в

домашних условиях, проведение текущего антинаркогенного контроля. Обучение

родителей умению преодолевать конфликтные ситуации, стрессы.

Целью специально-педагогической деятельности школьниками, склонными к

табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих

табакокурению детей.

Первый фактор – индивидуально-психологический, включающий в себя,

искажения личностных черт, деформацию мотивационной сферы,

несформированность навыков общения, педагогическую запущенность,

задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у

ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических

заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав

ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий

социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально-

психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус

группы. Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у

него табакокурительной зависимости.

Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена

на минимализацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию

ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована

путем решения следующих задач:

1) Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и

защиты для конкретного ребенка.

2) Формирование у школьника позитивных ценностных ориентации в процессе

социально-педагогической и коррекционной работы.

3) Вовлечение школьников в социально-полезную деятельность формирование у

него разносторонних интересов и увлечений.

4) Воспитание активной личности, привитое ей качеств гражданина, семьянина,

формирование положительной самооценки.

5) Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем

осуществления комплекса медицинских, психических мероприятий.

6) Формирование основ правовой культуры ребенка.

7) Формироанвие навыков «выживания» в условиях кризиса современного

общества.

Второй компоненты структуры деятельности это ее субъекты. Основным

субъектом деятельности является социальный педагог, а также может

привлекаться и специалист по социальной работе, психолог, родители.

Третий компонент – это событие, для которого и организуется социально-

педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным

уровнем вовлеченности в процессе табакокурения.

Четвертый компонент – функции деятельности. Они вытекают из конкретных

функций работы субъектов деятельности.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию

личности ребенка, в полной мере должны реализовать родители как наиболее

значимые субъекты деятельности.

Следующим компонентом деятельности являются методы которые зависят от

специфики деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей

ребенка, уровня его вовлеченности в процессе табакокурения.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с

организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Методами социально-

педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления

деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально

значимые качества личности школьника, склонного к табакокурению, и

способствует преодолению проблемы табакокурения.

Последний компонент структуры деятельности – формы реализации методов,

которые определяются в соответствии с конкретными методами. В школьном

возрасте, начиная с 11 лет взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и

все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже

социальный статус школьника, тем меньше его влияние на группу, а значит

больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой

нормы. Поэтому основной акцент работы социологического педагога в этом

возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:

1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно

осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с

табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование

группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в

ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с

табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на

профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка,

обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в

школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и

умению противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде

табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают

детей, применять нецелесообразно.

2) организация свободного времени школьников,, поскольку

бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии

злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама

деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе

занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением,

проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому

необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать

походы, спортивные состязания, школы выживания.

3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника

твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни,

о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего

курением.

4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На

основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста

можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все

предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся

о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о

несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.

5) подключение к профилактической работе не только родителей,

учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих

предприятий, общественности.

6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника,

проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об

окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть

безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах.

Следует делать акцент не только на раскрытии последствий табакокурения, но

и на безнравственности самого факта употреблении табака.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения и ее

решение может дать положительные результаты при условии, что ее реализация

будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех

субъектов деятельности(2).

2.3. Краткий обзор школьных программ

по профилактике курения школьников.

Приоритетным направлением в антикурительных компаниях и программах

является профилактика начала и закрепления курения среди детей и молодежи.

Известно, что около 90% взрослых курильщиков начинают регулярное курение в

возрасте 15-20 лет. Именно у таких курильщиков отмечается выраженная

табачная зависимость. После 15 лет начинают курить намного реже, и эти

поздно начавшие курильщики, как правило, отличаются меньшим числом

выкуриваемых сигарет, меньшей табачной зависимостью, чаще и легче

отказываются от курения. Т.е. подростковый возраст является своеобразным

периодом повышенного риска в отношении приобретения привычки курения и

зависимости от нее. Поэтому профилактика начала и закрепления курения у

молодежи безусловно является наиболее рациональным, эффективным и гуманным

направлением борьбы с курением и предупреждения большого числа заболеваний

во взрослом возрасте.

В разных странах мира за последние годы уже накоплен определенный опыт

как создание, так и практического применения специальныз школьных программ

по гигиеническому воспитанию и образованию школьников. Используются

программы как узкоцелевые, к примеру, только к вредным привычкам (табак,

алкоголь, наркотики), но и обучающие правилам здорового питания, физической

активности, эмоциональной поддержке, профилактике СПИДа и травматизма.

После внедрения антитабачных школьных программ доля куривших среди 13-

летних девушек в Швеции уменьшилось с 16% до 6%, в Норвегии среди девушек с

16 – 20 лет доля курящих уменьшилось с 41% до 26%, в США среди 15 – 18 лет

– с 29% до 19%.

В Республике Саха (Якутия) выработана доктрина здорового образа жизни.

Укрепились не только культурные, но и экономические и политические связи

республики с ближним и дальним зарубежом.

В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина

республики. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая

вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных

процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства,

росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей,

подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и

духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации,

любого народа, от физического и психического состояния которых зависят

темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического

состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.

Перед социальными педагогами стоит задача выполнения социального

заказа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и Правительства

Республики о формировании здоровья и здорового образа жизни у граждан

республики.

Формирование здоровья населения республики является стратегическим

направлением государственной политики Республики Саха (Якутия). Духовность

и образ жизни единой и здоровы образ жизни – это единение человека с

природой, знание законов бытия, заложенных в человеке с рождения, и

применение этих знаний в повседневной жизни.

Духовность должен стать неотъемлемой частью образа жизни, только тогда

можно формировать положительную мотивацию к укреплению собственного

здоровья.

Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного

человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт.

Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.

В республике общая продолжительность жизни относительно низкая – в

1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это

курение и алкоголизм.

Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняться из

общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к

курению и распитию спиртных напитков. Наша республика должна воспитывать у

каждого человека нетерпимое сознание к табакокурению и алкоголю.

Программа «Уроки нравственного здоровья» признана настроить детей,

учащихся на понимание своего места в процессе возрождения нации, на

переориентацию жизненных установок на здоровый образ жизни, который

позволит им стать физически сильными, умственно развитыми, духовно

богатыми, гармонично развитыми личностями.

Программа «Уроки нравственного здоровья» в сочетании с программой

«Эркээйи», дополняя и усиливая отдельные ее разделы, обогащаясь ее

основными принципами, позволить обогатить и совершенствовать учебный

процесс, дает возможность творческого развития, как ученику так и его

родителям и учителю.

Программа основана на концепции психологической запрограммированности

человека на употребление алкоголя, табака и наркотиков, разработанной

ленинградским ученым – психологом Г.А. Шичко.

Программа включает в себя принципы, формы и методы нравственного

воспитания и претворения в жизнь направленной здорового образа жизни.

Основные значения программ:

- Обеспечить учителей, психологов, социологов методами профилактики

наркотизма среди учащихся, как одного из условий воспитания гармонично

развитой личности

- Обучить учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным

ситуациям без применения антистрессирующих средств, каковыми являются

алкоголь, табак и наркотики.

Осуществить истинную переориентацию ценностей в сторону здорового

образа жизни.

Главная цель антиалкогольного, антикурительного, антинаркотического

воспитания детей в учебных заведениях – оградить их от пагубного влияния

алкоголя, табака, токсических веществ и наркотиков, пробудить и утвердить

чувство совести в ребенке и подростке, воспитать нравственное здоровье.

Настоящий курс «Уроки нравственного здоровья» состоит из двух разделов

– профилактики наркогенных установок и нравственного воспитания личности.

Тематика профилактических занятий включает в себя теоретическую информацию,

ролевые ситуационные игры, самостоятельную работу, аутогенную тренировку и

аутофиксацию каждого занятия. Отношение учителя к проблемам табакокурения,

алкоголизма, наркомании, нравственному и духовному здоровью ребенка,

подростка имеет принципиальное значение. Для выполнения поставленных задач

программой предусмотрена работа в трех направлениях с учащимся, педагогами,

родителями.

Задачами курса Г.К. Зайцева «Расти здоровым» являются:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной

жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-

ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на

самостоятельное экспериментированное и поисковую активность самих детей,

побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, занятия

содержать позновательный материал, соответствующий возрастным особенностям

детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные

минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения),

необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического

здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства

ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в

гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно

строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше

здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить

детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на

занятие снова.

Программа Л.В. Трубицыной «Позитивной профилактики курения,

алкоголизма и наркомании» предназначена для проведения занятий с детьми

младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Дети очень любознательные,

активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны

ощущения собственной неуязвимости и готовы смотреть на любого взрослого как

на непререкаемый авторитет. Из-за этих особенностей они нередко могут

попадать в опасные для жизни ситуации.

Основная цель данной программы – предупреждение начала

экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость,

обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни,

здоровья и психологического благополучия детей в разных ситуациях,

избежание неправильного употребления лекарств и т.д.

Настоящая программа включает тринадцать занятий.

Темы занятий:

1. Я.

2. Моя семья.

3. Умение слушать.

4. Съедобное и несъедобное.

5. Что мне полезно, что мне вредно.

6. Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью?

7. Опасность.

8. Курение.

9. Умение отказывать.

10. Действие имеет последствия.

11. Общение.

12. Эмоции.

13. Как справиться с неприятными эмоциями (со стрессом).

Программа школьного курса Л.Г. Татарниковой «Валеалогия» (1 и 2

классы). Предложенная программа предоставляет систему знаний, приобщающихся

учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне.

Она разработана с учетом возрастных психовизиологических особенностей.

Программой предусмотрено ознакомление с характеристиками опасных и вредных

факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите

здоровья от последствий этих ситуаций. Система здорового образа жизни

позволяет формировать установки на сохранение здоровья и следовать им в

повседневной жизни.

Наука о формировании и сбережения здоровья в школьном варианте

подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока: «я и мое

здоровье» (I ступень); «ребенок и его здоровье», «Валеология подростка» (II

ступень); «Валеология семьи», «Валеология интимной культуры», «Валеология

материнства и отцовства» (III ступень). Таким образом, курс развивается с

постоянным повышением социальной доминанты.

Настоящий курс не только формирует умение ребенка, помогает ему жить в

гармонии с собой, но и помогает более продуктивно усваивать другие школьные

курсы, развивающие общую и профессиональную культуру каждой

индифидуальности.

В учебном пособии Б.Н. Чумакова «Валеология» рассматриваются вопросы

болезней цивилизации. В лекциях отражены социально-психологические вопросы

пола, вредных привычек (табакокурение, токсикомания). Автор указывает, что

табак является веществом вызывающим зависимость, и способен наносить

физический ущерб здоровью. Это серьезная проблема, которая вызывает тревогу

не только медиков, но и педагогов.

Табак, как стимулятор или депрессант, оказывает относительно небольшой

эффект на центральную нервную систему, вызывая незначительные нарушения

восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием

табака даже в большом количестве (2 – 3 пачки) в день психотоксическое

действие несравнимо с фармапрепаратами, но «одурманивающий эффект»

наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.