недавнего времени было. Каждый гражданин должен ясно понимать, что здоровье
есть прежде всего его богатство, его благополучие, его будущее. Вот почему
требуется активное содействие, сотрудничество, сопричастность и согласие.
Общество и власть должны взаимодополнять, взаимовосполнять друг друга.
Своеобразный общий знаменатель предложен. Это – доктрина здорового образа
жизни, предлагающая объединить усилия (с. 19 – 20).
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта
несовместимость принципиальная, ибо употребление алкоголя, других
опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению
любых сторон здорового образа жизни (оптимальная организация досуга,
физическая активность, рациональное питание и т.д.). вредные привычки
входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным
образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.
Даже эпизодическое потребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки
несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем
пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом
отношении употребление различных веществ, водывающих привыкание, поскольку
наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически
быстро.
Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как
вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты
употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.
Огромную опасность таит курение табака. Здесь существует
неблагоприятная тенденция: число курящей молодежи очень велико, молодые
люди начинают курить со все более раннего возраста, так, средний возрасть
начинающих курить в США – 12 лет, есть города, где каждый пятый ребенок в
возрасте 12 лет.
По данным исследователей, курить около 40% населения земного шара, при
этом в экономически развитых странах отмечается заметное снижение частоты
курения в старших возрастных группах.
Следует отметить, что производство табачных изделий в Росси постепенно
увеличивается. Так, смертность курящих в среднем на 70% выше, чем
некурящих, а выкуривающих не менее 20 сигарет в день в 2 раза выше.
Считается, что активное курение отнимает 8 – 10 лет жизни.
Курение не только явно отражается на здоровье (вызывает рак легких,
значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний,
мертворождаемость к больным экономическим потерям (в Германии в течение
года теряется 20 млн. рабочих дней из-за болезней, связанных с курением).
Известно, что привычка к курению формируется относительно рано: до 17-
летнего возраста начинают курить 34,5% мужчин и 21% женщин. В целом
последние годы отмечалась тенденция более широкого распространения курения
среди подростков и среди женщин. Раннее начало курения особенно опасно,
поскольку в этом случае отравляется никотином еще не окрепший организм,
резко выражены физические последствия курения, быстрее формируется
зависимость от табака.
Причины формирования пристрастия к табакокурению в молодом возрасте
многообразны, но наиболее часты такие, как любопытство, пример взрослых
друзей, влияние телевидения, кино и т.д. аутоидентификация с помощью
курения с эталонными лицами или микрогруппами. Имеют значение
психологические проблемы, конфликты, наличие карманных денег.
Стоит отметить, что большинство курильщиков в той или иной мере
информированы о катастрофических последствиях курения, но пока еще мало кто
из них осознает опасность так называемого пассивного курения –
принудительного вдыхания некурящим, присутствующим при курении, табачного
дыма. Данные научных исследований убедительно свидетельствуют о том, что
пассивное курение способствует возникновению у некурящих заболеваний,
свойственных курильщикам.
Для того чтобы успешно преодолевать вредные привычки, заниматься
профилактикой возникновения, необходимо представлять основные механизмы их
формирования, далее неминуемо приводящие к патологическим пристрастиям и
болезням. Целесообразно рассмотреть пути формирования вредной привычки и
последующего развития болезни на примере табакокурения.
Курение в начальной его фазе далеко не приятно, начинающий курильщик
должен преодолеть неприятные ощущения и заставить, себя продолжать. Что же
побуждает его к этому?
Прежде всего, это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-
первых, это умышленное подражание членами какой-либо компании, в которую
подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер.
Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм – если
подражать, то уж во всем и неспособность разбираться в качествах другого
человека – отделить хорошее от плохого и т.д. В-третьих, подражание может
быть неосознанным. Так, сами курят родители, курение настолько входит в
обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует
вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать?
Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости.
Подросток или юноша (девушка) стремится продемонстрировать перед
окружающими свою взрослость, независимость, самостоятельность.
Курение становиться также и одним из способов самоутверждения для тех,
кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден
прибегать к таким вот внешним знакам. Желание показать себя более взрослым
перед сверстниками. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры и повысить
свой престиж.
Еще один мотив – стремление все в жизни испробовать. Главным
оказывается стремление не отстать от других, не упустить «свое». С этим
смыкается и банальное любопытство: подростку, юноше просто интересно – что
курящие находят в табаке? Этот мотив довольно распространен. Согласно
наблюдениям В.Я. Киселева, чувство интереса привело в ряды курящих 1990
старшеклассников.
Согласно данным статистики, представительницы женского пола начинают
курить обычно позже, чем представители мужского? Соответственно в среднем в
15 – 22 года и в 12 – 19 лет. Здесь сказывается влияние различных факторов
– ослабление контроля родителей, особенности компании, для девушек, кроме
того – курит или не курит ее знакомый юноша или мужчина.
Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя
безвредным, а в некотором отношении и полезным. Курение заглушает чувство
голода. Порой курение рекомендуют в качестве стимулятора умственной
деятельности. Здесь необходимо твердое знание вреда курения на процессы
мышления, на умственную и физическую работоспособность. Среди перечисляемых
А.Г. Стойко мотивов начала курения есть следующие: «из-за плохого
настроения», «с тоски», «с горя», «чтобы поднять трудоспособность» (с. 149
– 152).
Следует отметить особую роль широкой социальной профилактики
возникновения вредных привычек. Наиболее значим здесь комплекс идейно-
воспитательных воздействий в отношении лиц молодого возраста. Четкая
позитивная ценностная ориентация современного молодого человека уже стала
по себе является преградой на пути не только склонности к употреблению
алкоголя, но и любых других препаратов, способных вызывать зависимость и
приводить к формированию курений, наркоманией и токсикоманий. Иерархическое
упорядочение потребностей молодого человека, доминирование высших
потребностей образование внутреннего стиля культуры и нравственных
ценностей – вот надежный путь формирования образа жизни, важнейшей
составной частью которого является здоровый образ жизни.
Путь к идеалам культуры открыт в нашем обществе для всех, а это
одновременно и путь возвышения человеческих потребностей, путь освобождения
человека от власти первичных эгоцентрических мотиваций, среди которых
вредные привычки легко завоевывают себе место.
Имевшие место недостатки в воспитании молодежи ослабили роль
нравственных регуляторов жизнедеятельности. Часть молодежи утратила высшие
социальные ориентиры и, не усвоив духовных ценностей, оказались в плену
вещизма, стремления к бездумному комфорту и удовольствиям. Подобный
социально-пассивный, потребительский стиль жизни предполагает обильное
употребление алкоголя, других опьяняющих веществ и является антиподом
здорового образа жизни.
Таким образом, важнейшее направление работы по преодолению вредных
привычек – усиление внимания к формированию личности человека, возвышению
его потребностей, усвоению ценностей культуры общества, т.е. обеспечение
духовного здоровья молодого человека.
Положение, при котором молодой человек, не справляясь с трудностями
адаптации, прибегает к помощи алкоголя или других психотропных агентов, во
многом связано с тем, что диапазон психической адаптации, степень владения
методами психической само регуляции сегодняшнего молодого человека
формируется во многом стихийно и мало отличается от соответствующих
характеристик человека прошлых лет. Если рассматривать проблему шире, то
предупреждение психических нарушений как проявлений дезадаптации крайне
актуально. Невротические нарушения, например, обнаруживаются у 10 – 20%
населения.
Между тем современная психигигиена, психология, психотерапия и
педагогика накопили интереснейшие данные, позволяющие совершенствовать
процесс формирования психики человека, брать под определенный контроль
развитие психических функций. Психогигиенические мероприятия должны
начинаться с семьи, родителей, так как на них ложится ответственность за
нервно-психическое здоровье ребенка с момента его появления на свет.
Необходимо совершенствовать психодиагностику и в процессе учебы
выявлять молодых людей с ситуационно обусловнеными психогенными
нарушениями, со стертыми психическими аномалиями и начальными признаками
психических заболеваний, с неблагополучной наследственностью, с резидуально-
органической церебральной патологией, с отклоняющимся поведением,
обусловленным ущербным воспитанием, неблагополучным микросоциальным
окружением. Эти группы молодежи – основные «поставщики» лиц, склонных к
психической дезадаптации, неспособных достичь успеха в основной (учебной
или трудовой) деятельности и само утверждающихся в других сферах,
потенциально склонных к алкоголизации, употреблению психотропных и
наркотических веществ. Однако тактика педагогов, психологов и медиков
должна быть активной и наступательной. Необходимо искать новые пути
достижения оптимального уровня нерво-психических функций, развития
способностей психической само регуляции. В настоящее время уже существуют
методики, направленные на развитие устойчивости внимания, умения
переключать внимание, совершенствование точности и скорости реакций,
стимулирование фантазии и воображения, а также различные упражнения для
тренировки памяти, развития волевых качеств и др. заслуживают самого
широкого распространения методы аутогенной тренировки и социально-
психологического тренинга. Учитывая, что значительную часть своей жизни
молодой человек вовлечен в учебный процесс, курсы психогигиены
целесообразно вести в образовательных учреждениях всех уровней. Каждый
выпускник должен свободно владеть основными психогигиеническими навыками.
Психическое здоровье – необходимое условие здорового образа жизни и
естественная преграда для возникновения вредных привычек.
Подробнее следует остановиться на специфических методах профилактики
вредных привычек, в частности табакокурению.
Большое внимание следует уделять профилактике вредных привычек в
производственных коллективов и по месту жительства молодежи. Работу нужно
проводить не только среди тех, кто курить или употребляет алкоголь, но
среди тех, кто еще не приобщился ни к тому, ни к другому. Не начинать»
«Курения и выпивок не допускать» даже попыток попробовать, узнать вкус вина
и табака – вот одно из наиболее эффективных направлений работы.
Ну, а как же поступать той части молодежи, которая уже «заражена»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|