материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в
познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве) и социальные
(потребность в общении, труде, в общественной деятельности, признании др.
людьми и т.д.).
Зарубежная психология не столько классифицируют потребности, сколько
дают их перечисление. У. Макдауголл выделяет 19 инстинктоподобные
мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования).
Г. Мюррей (1938) выделяет следующие психогенные потребности: в
агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании
вреда, избегании неудач, независимости, понимании и др.
Э. Фромм (1998) считает, что у человека есть социальные потребности: в
человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании и
др.
Выделяют также и группу невротических потребностей, неудовлетворение
которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и
одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в
справедливости.
Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей,
выделяя их в группы:
1. Физиологические
2. Потребности в безопасности
3. Потребности в социальных связях
4. Познавательные
5. Эстетические
6. Потребности в самоуважении
При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в
иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу
делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно
и относительно самостоятельно.
Мотивационная сфера личности не просто иерархия потребностей и
мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и
условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки.
Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах
человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет
свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс
саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете
своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство
человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства
предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта
в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так
как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и
нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как
основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается
потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей
жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и
гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности
в обществе.
Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание
поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением
потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности
деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая
причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в
зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс
формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её
интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к
ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и
др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в
значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт
личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д.
на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут
оказать такие волевые качества, как решительность и смелость,
нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997)
направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности
и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта.
Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с
одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой
духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно
контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их
достижения.
Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию.
Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая
принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и
национальными традициями и характером.
Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в
конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком
решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и
поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы
мотиваторов:
. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);
. предпочтения (интересы, склонности);
. внешняя ситуация;
. собственные возможности (знания, умения, качества);
. собственное состояние в данный момент;
. условия достижения цели (затраты усилий и времени);
. последствия действия, поступка.
В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми»,
«понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые
приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию
побуждения.
Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения
мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые
будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации
прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области
весьма скудны.
Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования
2.1. Организационная структура исследования и характеристика
обследуемого контингента
в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся
в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания
беременности.
Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года.
Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в
момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства
контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами
проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем
выполнялась батарея тестов:
1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-
Ю.А. Ханина».
2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».
3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».
4. «Тест цветовых отношений Эткинда».
Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах
1, 2, 3, 4, 5.
Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих
беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц
возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько
меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший
показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким
образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный
детородный возраст.
Таблица 1
Распределение женщин по показателям
социокультурного статуса, (%)
|Показатели |Женщины, планирующие |
| |прерывание |
| |беременности |
|Род занятия |Учащаяся |3 |
| |Студентка |10 |
| |Рабочая |17 |
| |Служащая |40 |
| |Предприниматель |7 |
| |Руководитель |3 |
| |Домохозяйка |20 |
|Образование |Высшее |34 |
|женщины | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее специальное |43 |
| |Среднее |25 |
| |Незаконченное среднее |6 |
Таблица 2
Распределение женщин по показателям репродуктивной активности
и группам здоровья, (%)
|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности (n=30) |
|Женщины имеют детей |76 |
|Женщины планируют иметь детей в будущем |30 |
|Окончательного решения о рождении детей в |7 |
|будущем не приняли | |
|Информацию о |От родителей |17 |
|сексуальных | | |
|отношениях | | |
|получили | | |
| |От подруг |37 |
| |От полового партнера |47 |
| |Из литературы |57 |
|Отец ребенка был первым половым партнером |70 |
|Женщины делали ране искусственные аборты |56 |
|Группа здоровья |Первая |10 |
| |Вторая |90 |
| |Третья |0 |
Таблица 3
Распределение женщин в соответствии с показателями статуса
родительской семьи и образования родителей, (%)
|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности |
|Женщина была единственным ребенком в семье |15 |
|В семье было двое детей |40 |
|В семье было трое и более детей |45 |
|Образование |Высшее |10 |
|отца | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее |15 |
| |Средне специальное |60 |
| |Неоконченное среднее |5 |
|Образование |Высшее |15 |
|матери | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее |55 |
| |Средне специальное |20 |
| |Неоконченное среднее |0 |
|Женщина |В полной семье |85 |
|воспитывалась| | |
| |В неполной семье |15 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|