реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

реферат

материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в

познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве) и социальные

(потребность в общении, труде, в общественной деятельности, признании др.

людьми и т.д.).

Зарубежная психология не столько классифицируют потребности, сколько

дают их перечисление. У. Макдауголл выделяет 19 инстинктоподобные

мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования).

Г. Мюррей (1938) выделяет следующие психогенные потребности: в

агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании

вреда, избегании неудач, независимости, понимании и др.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека есть социальные потребности: в

человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании и

др.

Выделяют также и группу невротических потребностей, неудовлетворение

которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и

одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в

справедливости.

Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей,

выделяя их в группы:

1. Физиологические

2. Потребности в безопасности

3. Потребности в социальных связях

4. Познавательные

5. Эстетические

6. Потребности в самоуважении

При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в

иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу

делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно

и относительно самостоятельно.

Мотивационная сфера личности не просто иерархия потребностей и

мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и

условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки.

Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах

человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет

свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс

саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете

своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство

человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства

предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта

в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так

как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и

нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как

основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается

потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей

жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и

гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности

в обществе.

Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание

поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности

деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая

причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.

Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в

зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс

формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её

интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к

ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и

др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в

значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт

личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д.

на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут

оказать такие волевые качества, как решительность и смелость,

нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997)

направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности

и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта.

Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с

одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой

духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно

контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их

достижения.

Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию.

Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая

принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и

национальными традициями и характером.

Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в

конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком

решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и

поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы

мотиваторов:

. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

. предпочтения (интересы, склонности);

. внешняя ситуация;

. собственные возможности (знания, умения, качества);

. собственное состояние в данный момент;

. условия достижения цели (затраты усилий и времени);

. последствия действия, поступка.

В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми»,

«понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые

приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию

побуждения.

Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения

мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые

будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации

прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области

весьма скудны.

Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования

2.1. Организационная структура исследования и характеристика

обследуемого контингента

в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся

в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания

беременности.

Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года.

Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в

момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства

контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами

проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем

выполнялась батарея тестов:

1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-

Ю.А. Ханина».

2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».

3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».

4. «Тест цветовых отношений Эткинда».

Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах

1, 2, 3, 4, 5.

Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих

беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц

возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько

меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший

показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким

образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный

детородный возраст.

Таблица 1

Распределение женщин по показателям

социокультурного статуса, (%)

|Показатели |Женщины, планирующие |

| |прерывание |

| |беременности |

|Род занятия |Учащаяся |3 |

| |Студентка |10 |

| |Рабочая |17 |

| |Служащая |40 |

| |Предприниматель |7 |

| |Руководитель |3 |

| |Домохозяйка |20 |

|Образование |Высшее |34 |

|женщины | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее специальное |43 |

| |Среднее |25 |

| |Незаконченное среднее |6 |

Таблица 2

Распределение женщин по показателям репродуктивной активности

и группам здоровья, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности (n=30) |

|Женщины имеют детей |76 |

|Женщины планируют иметь детей в будущем |30 |

|Окончательного решения о рождении детей в |7 |

|будущем не приняли | |

|Информацию о |От родителей |17 |

|сексуальных | | |

|отношениях | | |

|получили | | |

| |От подруг |37 |

| |От полового партнера |47 |

| |Из литературы |57 |

|Отец ребенка был первым половым партнером |70 |

|Женщины делали ране искусственные аборты |56 |

|Группа здоровья |Первая |10 |

| |Вторая |90 |

| |Третья |0 |

Таблица 3

Распределение женщин в соответствии с показателями статуса

родительской семьи и образования родителей, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности |

|Женщина была единственным ребенком в семье |15 |

|В семье было двое детей |40 |

|В семье было трое и более детей |45 |

|Образование |Высшее |10 |

|отца | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее |15 |

| |Средне специальное |60 |

| |Неоконченное среднее |5 |

|Образование |Высшее |15 |

|матери | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее |55 |

| |Средне специальное |20 |

| |Неоконченное среднее |0 |

|Женщина |В полной семье |85 |

|воспитывалась| | |

| |В неполной семье |15 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.