- визуализация информационных массивов в виде карт, или в комбинации с
другими способами представления данных, такими как диаграммы, графики,
схемы, таблицы;
- анализ пространственных данных и моделирование обстановки, процессов и
явлений;
- поддержка принятия управленческих решений по данным встроенных в ГИС
экспертных систем;
- объединение данных, получаемых из разных информационных источников;
- взаимодействие с другими информационными системами и технологиями.
Работа с ГИС начинается с таких простейших вопросов как "что это?" или "где
это находится?". И хотя запросы к системе, реально используемые на
практике, намного сложнее, идеологически они являются лишь разновидностью
ранее отмеченных. Например, это может быть вопрос о том в каком направлении
распространяется загрязнение атмосферного воздуха? или - какие населенные
пункты попадут в зону выпадения радиоактивных осадков? или - где проживают
заболевшие? и т.д.
Цифровая карта, являясь графическим представлением географических или
других пространственных объектов или явлений, передает разнообразные
сведения о территории. Необходимо отметить, что независимо от того,
насколько сложной является исходная топогеографическая основа, она может
быть изображена при помощи всего нескольких графических элементов
(примитивов), включающим в себя точки, линии и полигоны (рис. 2).
Точка используется для отображения географических объектов, размерами
которых в выбранном для работы масштабе можно пренебречь. Точка может быть
применена, например, для нанесения отметок высот, точек отбора проб
объектов окружающей среды, обозначения населенных пунктов на картах мелкого
масштаба и т.п.
[pic]
Рис. 2. Демонстрация принципа систематизации информации в ГИС (в виде
тематических слоев)
В ГИС использован наиболее легкий для человеческого восприятия способ
систематизации и упорядочения информации - графическое отображение объекта
и "привязка" к нему всевозможных данных. Электронная карта воспроизводит
понятные и привычные образы - элементы природной среды, селитебные и
промышленные зоны, места отбора проб, дорожную или железнодорожную сеть и
т.п. При этом каждый графический образ связан с таблицей атрибутов, где
размещены фактические данные, характеризующие отображаемый объект. Так,
заводу будут соответствовать табличные сведения о выпускаемой продукции,
технологиях, используемых в производстве, гигиенической характеристики
рабочих мест, объемах выбросов в атмосферу, воду, образовании отходов и
т.п. Точки отбора проб сопряжены с таблицами, в которые вносятся данные о
результатах натурных замеров. При этом важно отметить, что все собранные и
упорядоченные в ГИС сведения в дальнейшем могут воспроизводиться как в
исходном виде, так и в качестве различных статистических показателей,
например ввиде средних значений, доверительных границ показателя и т.п.
Систематизация данных в ГИС обеспечивает информационную
преемственность как по горизонтали (т.е. в разрезе различных информационных
источников, функционирующих на одной территории), так и по вертикали (т.е.
для одной информационной системы, но для ее различных уровней управления,
например в системе социально-гигиенического мониторинга районного-
областного-федерального уровней).
II.Социально-гигиенический мониторинг.
1.Организация социально-гигиенического мониторинга
Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне,
уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях
органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды
обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания
человека.
Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического
мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и
среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а
также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в
области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания
человека.
В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в
том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные),
химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.), социальными
(питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами
(ведется органами и учреждениями государственной санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации);
- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного
воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный
воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной
службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Министерством сельского хозяйства Российской федерации, Министерством
природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом
Российской федерации по статистике и подведомственными им организациями);
- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной
власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе
и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);
- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом
Российской федерации по статистике, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им
организациями);
- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством
труда и социального развития Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством
экономического развития и торговли Российской федерации и
подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга
социально-трудовой сферы);
- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для
здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной
службы РФ, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и
защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими
государственный надзор в области стандартизации и сертификации).
Целью создания данной системы является:
1) выявление приоритетных социальных, экологических, санитарных, медико-
социальных проблем охраны здоровья населения;
2) разработка обоснованных региональных программ, направленных на снижение
заболеваемости или отрицательных последствий загрязнения окружающей
среды;
3) обеспечение информационной поддержки органов управления
здравоохранением, санитарно-эпидемиологического надзора, экологической и
социальной защиты по мерам первичной профилактики.
Помимо традиционно используемых критериев здоровья
(рождаемость,смертность,
общая и инфекционная заболеваемость и др.) в системе мониторинга
предлагается изучение и оценка распространенности предпатологических
состояний населения на основе анализа иммунного, психического статуса,
функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечно-
сосудистой и респираторных систем.
При проведении социально-гигиенического мониторинга важно знать,
какой вклад вносит фактор риска в общую заболеваемость группы людей или
населения изучаемого региона. Такого рода информация необходима для
определения приоритетных факторов риска, а также важна для административных
органов системы здравоохранения при определении приоритетов при
распределении материальных ресурсов.
2.Цели II этапа социально-гигиенического мониторинга
и документы, регламентирующие осуществление СГМ.
Основными целями и направлениями деятельности госсанэпидслужбы по
выполнению
II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга, который ведется в
настоящее время, являются:
• организация сбора и оценка информации об уровнях загрязнения атмосферного
воздуха и питьевой воды в условиях реальной экспозиции, создаваемой
источниками загрязнения;
• выявление и инвентаризация приоритетных химических веществ, уровни
которых превышают нормативы (в соответствии с «Временным перечнем…»),
создание баз данных по загрязнению атмосферного воздуха и питьевой воды;
• определение возможного влияния приоритетных химических веществ на
заболеваемость населения в соответствии с направленностью действия этих
веществ на отдельные системы организма;
• определение количества населения, находящегося под воздействием каждого
их выделенных приоритетных химических веществ. Анализ заболеваемости
каждого из выделенных контингентов с целью возможного установления связи
между заболеваемостью и направленностью действия приоритетных химических
веществ.
Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на основании
следующих документов:
- Закон Российской федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 1999 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Положения о социально-гигиеническом мониторинге» № 426 от 01.06.2000 г.;
- Постановление администрации Нижегородской области «О введении социально-
гигиенического мониторинга в Нижегородской области» № 53 от 14.03.2001
г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей
природной среды» № 622 от 23.08.2000 г.;
- Приказ Минздрава России «Об организации работ по II этапу социально-
гигиенического мониторинга» № 334 от 27.08.99 г.;
- Приказ Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области и
ЦГСЭН в Нижегородской области «Об организации работ по II этапу социально-
гигиенического мониторинга в Нижегородской области» № 808-в/137-в от
02.11.99 г.;
3.Показатели социально-гигиенического мониторинга.
Показатели, необходимые для ведения СГМ и проведения
анализа связи между
факторами окружающей среды и здоровьем населения, можно подразделить на три
типа:
1. Показатели факторов среды обитания;
1. Атмосферный воздух;
Существующая система мониторинга воздушной среды имеет
несколько положительных качеств, например, однородность
данных, количество наблюдаемых загрязнителей, подготовленный и
опытный штат сотрудников, система записи и хранения данных.
Мониторинг качества атмосферного воздуха в Российской Федерации
осуществляют органы и учреждения Госсанэпидслужбы Минздрава России,
Росгидромета, Госкомэкологии России.
Государственная сеть мониторинга окружающей среды, базовую основу
которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводит наблюдения
за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах.
Система наблюдения базируется на сети пунктов, которые устанавливаются
в городах в местах, определенных целью исследования.
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся регулярно в
219 городах и поселках на 621 стационарных постах Росгидромета (1999 г.), 3
раза в день без ночных проб.
Список контролируемых веществ состоит преимущественно из 5 основных
ингредиентов (взвешенные вещества, СО, NO2, SO2, фенол), отдельных металлов
(свинец, кадмий, ртуть, мышьяк и др.), бензапирена и других специфических
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|