теряет технику, лёгкость, выносливость. Звук становится жёстким,
маловыразительным, технически трудные места удаются всё хуже и хуже.
К сожалению, до сих пор подавляющее число музыкантов не знает, в чём
кроется главная причина переигрывания рук. Многие считают, что причиной
является осложнение после каких-либо заболеваний или последствия бытовых
травм. Лишь немногие музыканты и врачи убеждены, что единственной причиной
заболевания рук являются неверные навыки игры, то есть неправильная
«постановка» рук. Естественно, что определённые мышцы и нервы, длительно
переутомляющиеся при нерациональных игровых движениях, в случае осложнения
от различных заболеваний поражаются в первую очередь, но это является лишь
побочной причиной, ускоряющей появление неполадок в руках.
Нередко педагоги в музыкальных учебных заведениях считают причиной
заболевания рук ученика не наличие дефектов в приёмах игры, а непригодность
рук учащегося для данного инструмента или неумение его заниматься регулярно
(то есть, отсутствие тренированности мышц), а иногда жалобы ученика на
усталость или боли в руках вообще игнорируются, считая, что ученик
увиливает от занятий и жалобы на руки – одна из очередных его хитростей.
Немало учащихся в таком положении берут академический отпуск или
переводятся на другие отделения.
Сроки возникновения заболевания зависят и от индивидуальных
особенностей музыкантов: от общего состояния здоровья, от состояния нервной
и мышечной системы. У одних руки могут болеть через два-три года после
начала занятий, у других – на каком-либо курсе училища, у третьих – или в
консерватории, или уже на исполнительской работе.
Чаще всего профессиональные заболевания выражаются в нервно-мышечных
болях в пальцах, пясти, запястье, предплечье и плечевом поясе, реже – в
мышцах лица и корпуса.
Такие заболевания при правильно организованных движениях рук проходят,
как правило, за два-три месяца.
Игра на любом инструменте представляет собой, с точки зрения
физиологов, мышечную работу и как таковая подчиняется законам мышечной
деятельности.
Все наши движения осуществляются путём сокращения и расслабления так
называемых скелетных мышц. Сокращение всей мышцы в целом слагается из
сокращения отдельных частей, пучков и волокон внутри мышцы. В описании
гистологов мышечное волокно состоит из ряда дисков: тёмных –
двупреломляющих и светлых – однопреломляющих, которые правильно чередуются
между собой. Процесс сокращения протекает в них таким образом, что
первоначально темнеют светлые диски (не укорачиваясь), затем наступает их
просветление; в то же время происходит потемнение, укорочение и утолщение
двупреломляющих тёмных дисков (собственный процесс сокращения), после чего
всё возвращается к первоначальному состоянию, после этой паузы отдыха, или
вернее накопления энергии к новому сокращению, - начинается новое
потемнение тёмных дисков. Здесь происходит последовательное согласование
противоположных состояний в процессе внутримышечного волоконцевого
сокращения.
После длительной работы наступает утомление мышц. Их способность к
сокращению уменьшается. У очень утомлённых мышц после сокращения не
наступает полного расслабления, а получается остаточное сокращение –
контрактура – замедленное расслабление мышц после рабочего движения.
Контрактура является признаком либо значительного переутомления мышц, либо
их болезненного состояния. При контрактуре – в мышцах рук даже в нерабочем
состоянии всегда ощущается какое-то напряжение, которое при неподвижных
руках не снимается. Нормальное сокращение и расслабление мышц
восстанавливается от лёгких плавных движений рук в простейших упражнениях.
Чаще всего у исполнителей встречаются тендовагинит, миозит, ганглий.
Тендовагинит (латинское tendo – сухожилие + vagina – влагалище + itis)
– воспаление сухожильных влагалищ. Каждое сухожилие покрыто оболочкой из
эластичной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются
синвиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках
создаются условия для воспалительных изменений, которые нарушают нормальную
подвижность сухожилий и приводят к отёку окружной ткани и болезненной
припухлости. Повторяющийся и длительное время текущий тендовагинит может
принять форму хронического заболевания, которое трудно поддаётся лечению.
Причиной заболевания тендовагинитом может служить маленькое от
природы, неразвитое растяжение, а также игра чрезмерно поднятым запястьем
(при сильно выгнутом запястном сочленении ослабевает сила и точность
пальцевых движений. Однако, на домре допустима некоторая выпуклость
запястья при игре на струне «ми», а также при игре аккордов и октав при
небольшой руке и маленьком растяжении).
Болезнь также может возникнуть от преувеличенных кистевых движений,
чаще всего – при исполнении пассажей, с постоянным колебанием запястья,
которое возможно, но в разумных пределах; при кистевой игре без включения
крупных мышц.
Ганглий (узел) – кистозное образование в ткани суставной капсулы или
сухожильного влагалища. Ганглий образуется в области лучезапястного сустава
между сухожилиями разгибателей, реже – на ладони у запястья или по линии
пястно-фаланговых сочленений. Жидкость, смазывающая суставные поверхности
костей, при длительной нагрузке усиленно выделяется и скапливается под
связками, образуя часто болезненные желваки.
Это заболевание также как и тендовагинит, чаще всего возникает от
длительных нагрузок на кисть.
Миозит – воспаление мышц, проявляющееся болевым синдромом, развитием
мышечной слабости и, иногда, атрофией поражённых мышечных групп.
Заболевание развивается вследствие интенсивного перенапряжения в процессе
игры, особенно при выполнении однообразных дифференцированных движений или
при длительном статическом напряжении. Миозит характеризуется болевыми
ощущениями, снижением мышечной силы, развитием в определённых группах мышц,
образований в виде узелков, тяжей. Чаще всего страдают мышцы плеча,
предплечья и плечевого пояса.
Наряду с этими заболеваниями, встречаются болезни, при которых нет
органического поражения мышц, суставов, нервов, нарушение движения в руке
исполнителя связано с нарушением закономерностей возбудительного и
тормозного процессов в центральной нервной системе при построении
двигательного акта. При этом страдает вся функциональная система, которая
формирует игровые движения.
Такое болезненное состояние проявляется в двух формах – спастической и
паретической. При спастической форме происходит болезненное перенапряжение
мышц руки. При этом теряется свобода, точность, слитность движений. В
дальнейшем усиливающееся напряжение в мышцах руки переходит в тоническую
судорогу (зажим). С паретической формой связана слабость в руке, которая
постепенно возрастает, к ней может присоединиться и дрожание. В результате
теряется точность и сила движений. В обоих случаях приходится прекратить
игру.
Паретическая форма чаще всего возникает в результате переутомления при
длительной игре без перерывов с однообразными приёмами техники.
Мышечная слабость в руках при этой форме физиологически объясняется
тем, что при чрезмерном и длительном раздражении определённых очагов
нервной системы возбуждение переходит в стойкое торможение. Поэтому
паретическая слабость представляет собой более глубокое нарушение движения,
чем спастическая. В дальнейшем такая слабость может стать стойкой и
распространиться на другие мышечные группы. При спастической форме процесс
возбуждения преобладает над процессом торможения – происходит чрезмерное и
нецелесообразное поступление импульсов из центральной нервной системы к
мышцам.
В обоих этих заболеваниях происходит нарушение синкинезии
(согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к
дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию
координационного невроза.
В его развитии важное значение имеет переутомление, при котором в той
или иной степени нарушается движение; ослабевает воля и внимание,
появляется рассеянность и апатия, теряется возможность на длительную
сосредоточенность, нет ясности мысли. Все эти психические нарушения
сказываются на движении, оно становится нечётким, неточным, замедленным.
Эффективность работы резко снижается.
Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как
умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного
отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим)
и умственным утомлением нет принципиальной разницы. В обоих случаях
страдает нервная система – нарушаются закономерности тормозного и
возбудительного процессов. Это отражается на функции тех органов, которые
управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.
Появление утомления И. П. Павлов рассматривал как сигнал к прекращению
деятельности и необходимости отдыха, а отдых как охранительное тормозное
состояние, во время которого восстанавливается нервная энергия. Необходимо,
чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе
возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух
процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление.
Из-за утомительного перевозбуждения естественная тормозная реакция
может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении
человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления.
У музыканта-исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость,
поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.
Очень важное значение для сохранения трудоспособности у исполнителя
имеет эмоциональное состояние. Эмоциональный подъём мобилизует психическую
и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии,
неуверенности в себе – трудоспособность быстро падает, скорее наступает
утомление. Характерно и нарушение координации в двигательной системе.
Каждый знает, что при плохом настроении ничего не ладится, «всё падает из
рук».
Причинами для возникновения координационного невроза являются:
неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы.
Лечение здесь должно быть направлено на восстановление равновесия
нервной системы и функций больной руки.
Координаторный невроз – одно из самых сложных заболеваний.
Причина возникновения такого заболевания кроется, по-видимому, в
нарушении работы двигательных центров коры головного мозга из-за
постоянного переутомления мышц при игре и образуется как защитная мера
организма. Более точного определения медицина ещё пока не готова дать.
Признаком появления координаторного невроза можно считать ощущение
некоторой непослушности какого-либо пальца. Во время игры в пальце вдруг
появляется судорожное мышечное напряжение, из-за которого палец может
внезапно остановиться, не попасть на нужный лад, подогнуться под гриф – он
становится неуправляемым.
Через некоторый промежуток времени это явление исчезает, но потом всё
чаще и чаще появляется вновь. Игра в определённых видах техники, чаще всего
в мелкой, становится неровной. Соседние с поражённым пальцы также чувствуют
себя неуверенно. Позже ощущения стягивания мышц или судорог, плохая
управляемость и неуверенность появляются и у других пальцев. В этих случаях
резко снижаются технические возможности музыкантов, пальцы уже не
справляются даже с несложными техническими задачами.
Устранение неполадок в игровом процессе и профессиональных заболеваний
возможны при перестройке игровых движений на основе мышечно-суставных
ощущений «импульсного принципа» работы мышц.
Эффективное упражнение на инструменте для ощущения свободы мышц –
лёгкое, чуткое прикосновение пальцев к струнам. Здесь необходимо через
прикосновение получить, как можно больше информации о свойстве поверхности
струн. При этом мышцы рук автоматически настроятся на лёгкие, экономные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|