реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

реферат

Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов

и способы их устранения

Дипломная работа

студентки V курса

Афониной И. Г.

Творческий руководитель –

доцент Клименко Н. П.

Петрозаводск

2000

Содержание

Стр.

1. Введение в вопросы воспитания

исполнительского аппарата музыкантов. 3

2. Анатомическое строение руки. 10

3. Роль мышц в игровом аппарате исполнителя. 16

4. Физиологические процессы

осуществляемые центральной нервной системой

при игре на инструменте. 18

5. Роль двигательных центров в

опорно-двигательной системе. 24

6. Движение – как художественный процесс. 27

7. Предпосылки профессиональных заболеваний. 33

8. Способы возвращения к творческой жизни. 51

9. Профессиональные заболевания

(медицинское обоснование и способы лечения). 61

10. Приложения. 71

11. Список литературы. 81

«Только свобода –

мышечная и психическая –

создаёт счастливую предпосылку,

приводящую к большим достижениям»

Музыкальное исполнительство существует уже ни одно столетие, но вместе

с тем приходится согласиться с тем фактом, что до сих пор ещё не решены

основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата молодых

музыкантов. И дело здесь не в недостатках теоретических и практических

данных, накопленных за это время, а в ограниченности, противоречивости и

часто, однобокости выводов из них.

В фортепианной педагогике именно из-за неполадок в работе

двигательного аппарата в своё время возникла масса направлений, пытавшихся

обосновать теорию игры: механистическое, анатомофизиологическое и, наконец,

психофизиологическое. И, всё-таки, не одно из этих направлений, кроме

психофизиологического, так и не смогло дать исчерпывающего ответа на

вопрос, на какой же основе должен воспитываться двигательный аппарат

пианиста.

Руки человека – один из самых совершенных аппаратов, созданных когда-

либо природой. По своим возможностям, всеобъемлющей тонкости функций,

отзывчивости и готовности выполнять приказы мозга они не имеют себе равных.

Но вместе с тем, руки человека очень хрупкий организм и потребительское,

бездумное отношение к ним может привести к необратимым последствиям.

Вполне естественно и закономерно, что музыкант, не знающий своих

собственных рук не может дать правильных знаний в этом вопросе своим

ученикам.

Никакое знание и умение не может быть полноценным, если оно происходит

без азбучных истин. Ведь любая профессия, любая наука начинается с условия

элементарных знаний. И каким бы скучным не казалось условие этих азбучных

истин – без них всё-таки невозможно стать грамотным специалистом ни в какой

области. Вполне вероятно, что прежде чем излагаемый материал усвоится, его

придётся проработать с самого начала не один раз, но зато его усвоение

создаст прочный фундамент для успешного профессионального развития и

поможет в дальнейшем избежать ошибок.

В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частым

явлением, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть

основы методики преподавания.

Представители анатомо-физиологического направления

(Л. Депне, Э. Бах, Р. Брейтгаупт и другие) первыми сделали попытку

обосновать теорию игры на фортепиано, основываясь на данных анатомии и

физиологии.

Естественно, что скромный уровень науки того времени не позволял

полностью осветить все проблемы связанные с игрой на фортепиано. Уже в то

время физиологами-иследователями высказывалась необходимость изучения

музыкантами, хотя бы в общих чертах, наук, соприкасающихся с музыкальным

исполнительством.

Были попытки подменить научно обоснованную теорию исполнительства

подробным перечислением анатомического строения рук или

психофизиологических процессов, протекающих в организме человека. Вместе с

тем, очевидно, что никакое, пусть даже самое точное и доскональное знание в

строении рук, названии мышц, сухожилий, костей и тому подобного или

психофизиологических процессов не заменит умения в необходимой мере

подчинить всё это целям воспитания музыканта. Ведь самые подробные знания

каких бы то ни было правил, не делают человека опытнее – это правило нужно

ещё уметь применить.

И если посмотреть обширную литературу по теории фортепианной игры, то

можно отметить, что, в общем-то, уже давно сказано всё, что необходимо

знать молодому музыканту, для успешного обучения игре на фортепиано, но, к

сожалению, эти правильно высказанные положения и наблюдения не имеют

характера закономерной системы, а разбросаны по различным источникам и

поэтому почти не влияют на решение вопроса в целом.

И в настоящее время у множества молодых музыкантов из-за неполадок в

двигательном аппарате наблюдается замедленный технический рост или

возникают профессиональные заболевания. Надо не забывать, что

профессиональные заболевания – это болезни, от которых обычно не умирают,

но болеют, страдают, мучаются, становятся инвалидами, теряют

работоспособность.

Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональным

заболеванием рук: С. Рахманинов, А. Тосканини,

Р. Шуман, С. Танеев, П. Чайковский, Г. Нейгауз, С. Скрябин и другие.

Горько наблюдать, как способные люди с прекрасными, хорошей формы

руками не могут играть. Страшно смотреть на человека, на творческой

деятельности которого, медицина диагнозом – профессиональная непригодность

– ставит крест. Для такого человека бросить любимое искусство и избрать

другую специальность не всегда возможно. И не каждый захочет примириться с

безвозвратной потерей затраченного времени, и, быть может, лучших лет своей

жизни. Для такого человека музыка является не роскошью, а насущной

потребностью.

Ещё в XVI веке Д. Дирута в трактате «Трансильванец» предназначенном

для обучающихся игре на органе и клавире писал: «Кисть над клавиатурой надо

держать совершенно свободной и мягкой, так как без того пальцы не могут

точно и быстро двигаться». Уже в то время было хорошо известно, что

напряженные мышцы существенно мешают точности и быстроте движений. Эта

установка не потеряла своей ценности и в наши дни, только стало больше

слов, всесторонне и подробно характеризующих состояние рук при игре, и вряд

ли кто из музыкантов будет отрицать или недооценивать важность свободы мышц

игрового аппарата. Но тогда почему же неполадки в руках, столь характерные

для прошлых времён продолжают оставаться существенным тормозом в

техническом и художественном развитии молодых музыкантов и в учебных

заведениях, и в исполнительской деятельности.

Вся сложность и парадоксальность создавшегося положения кроется в

следующем. Во-первых, по традиции считается, что свободе мышц научить

нельзя, что понятие «мышечная свобода» не поддаётся словесному определению,

что педагог в лучшем случае может только указать ученику общее направление,

а ученик должен сам «найти» в себе это чувство. Бардас писал: «мышечное

чувство субъективно и не поддаётся описанию, его можно приобрести только

путём самонаблюдения». И оказывается, что о «мышечной свободе» вроде бы

знают и педагог, и учащийся, а на самом деле это понятие так и остаётся

формальным, не познанным. Но именно это и является главным вопросом, с

осуществления которого и должно начинаться обучение.

Во-вторых, как писал Г. Прокофьев в предисловии к русскому изданию И.

Березовского «Психология техники игры на фортепиано»: «Вопросы «как играть»

и, главное «как учить» на фортепиано в громадном большинстве случаев

разрешаются пианистами» (и не только) «чисто практически – «как играю я» и

«как меня учили играть». Иными словами, вопросы эти в лучшем случае

решаются под флагом опыта и большой умелости в области игры на фортепиано,

а в худшем – под флагом рутины и традиций».

В связи с большим числом различных неполадок в работе рук и

профессиональных заболеваний, проблемой научного обоснования работы

двигательного аппарата вынуждены были заниматься и врачи, и физиологи, и

музыканты.

Большой вклад для научного обоснования игровых движений внёс немецкий

врач, исследователь в области физиологии движения рук музыкантов Ф. А.

Штейнгаузен (1859-1910 гг.). Он определил, что движение рук – есть, прежде

всего, психический процесс, то есть работа центральной нервной системы. И

так же отмечал, что если артисты и владеют настоящей техникой, они всё-таки

не в состоянии передавать свою технику молодому поколению, что методов

преподавания почти столько же, сколько пианистов, и ни один из этих методов

не смог до сих пор добиться всеобщего признания. Одним из наиболее важных

положений Штейнгаузена является то, что он определил основу развития

техники – ощущения. Он писал: «ощущения, непрерывно несущиеся к центральной

нервной системе, сообщают там о состоянии движения и этим дают возможность

непрерывно наблюдать и исправлять движения».

С. В. Клещёв писал: «ощущение является тем материалом, из которого

строятся сложные двигательные навыки – это основа педагогики. Получение

изолированного движения, то есть движения свободного от ненужных

сопутствующих напряжений и укрепление этого движения – вот первая задача

музыкальной педагогики. Из этого ощущения как из элемента должны в

дальнейшем создаваться сложные двигательные навыки музыкального

исполнения».

О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, температуре и многом

другом мы узнаём благодаря органам чувств. С их помощью человеческий

организм получает в виде ощущения разнообразную информацию о состоянии

внешней и внутренней среды.

Ощущение мышечной свободы – вот первая задача, с разрешения которой и

должно начинаться обучение музыканта. Именно отсутствие представления об

ощущении мышечной свободы и является главным фактором, возникающих позднее

искажений в двигательном аппарате.

Необходимо отметить, что некоторыми музыкантами, в частности И. Т.

Назаровым, В. А. Гутерман, С. М. Перельман,

А. А. Шмидт-Шкловской весьма успешно использовались способы раскрепощения

двигательного аппарата, которые позволяли музыкантам, страдающим

профессиональными заболеваниями рук не только избавиться от них, но и

изначально улучшить свои технические возможности.

Как пишет В. А. Гутерман: «совершенно правильным с точки зрения

физиологии оказался найденный мною приём показа ученику на моих собственных

руках как болезненного, так и здорового их состояния». А профессор Л. О.

Орбели пишет далее, что: «в результате такого метода обучения, основанного

на системе контроля со стороны преподавателя за счёт его собственных

кинестетических и осязательных ощущений, сопоставленных с кинестетическими

восприятиями ученика, последний учится тонкому анализу этих ощущений,

правильной оценке и умению руководить своей мускулатурой, создавая нужные

координации».

Несмотря на успехи в области фортепианной педагогики, вопрос о

предупреждении профессиональных заболеваний почти совсем не изучен и мало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.