реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дефектология

реферат

|р' |7 |5 |35 |25 |

|л |6 |5 |30 |25 |

|л' |2 |4 |10 |20 |

Анализ экспериментальных данных показал, что своеобра-

зие количественных нарушений звукопроизношения у дошколь-

ников с общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную

роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб-

лицы 2, самыми распространенными у детей разных категорий

оказались нарушения произношения сонорных звуков "Р", "Р'",

"Л", которые являются наиболее яркими в акустическом плане и

наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы

свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И.

Бельтюкова (1), являются акустически близкими между

собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки,

нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически

близкими между собой. Это свидетельствует

о наличие у дошкольников обеих групп нарушений слухового

восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного

произношения.

~

У

Неоднородными оказались и уровни нарушенного произ-

ношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития

ребенка.

Уровни

Таблица 3

| |Количество детей |Показатели % |

|Полное неумение правильно | 1 | 1 | 5 | 5 |

|Произносить звук или группу звуков | | | | |

|Неправильное произношение звука или| 4 | 4 | 20| 20 |

|звуков в речи при правильном | | | | |

|произношении изолированно или в | | | | |

|лёгких словах | | | | |

|Полиморфное нарушение | 3 | 4 | | 20 |

|звукопроизношения, при котором | | |15 | |

|часть звуков не автоматизирована, | | | | |

|остальные смешиваются в | | | | |

|произношении | | | | |

|Нарушение дифференциации близких по| 2 | 1 | 10| 15 |

|звучанию или артикуляции звуков | | | | |

|речи при умении правильно | | | | |

|произносить звуки | | | | |

Как видно из этой таблицы, наибольший процент составили

дети с неправильным произношением звука или звуков в речи

при их правильном изолированном произношении или произно-

шении в простых словах. Это касается детей как с общим недо-

развитием речи (20%), так и детей с задержкой психического

развития (20%). Причем, максимальную трудность представляла

автоматизация звуков [Р] [Р'] [Л], свистящих. Нарушение свистящих в

большинстве случаев было представлено межзубным

сигматизмом. Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо

имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен

одноударным вариантом, велярным ротоцизмом или отсутство-

вал.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором

часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в

произношении наблюдалась у 15% детей с общим недоразвитием

речи и у 20% детей с задержкой психического развития. Это, по

всей видимости обусловлено существованием нечетких артикуляторных

образов, приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными

признаками звуков. Таким образом,

создается помеха для их различения. Речедвигательный анализа-

тор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной

речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.

У 15% детей с общим недоразвитием речи и 20% с задержкой психического

развития продвинувшихся на последний наи-

более высокий этап усвоения звука, имело место смешение близ-

ких по звучанию или артикуляции звуков. Эти звуки правильно

произносились детьми изолированно. Полученные результаты

свидетельствуют о сложности выработки дифференцировок, о

глубоком нарушении фонематического слуха, который лежит в

основе фонематической дислексии и акустической дисграфии.

Полученные результаты обследования состояния звукопро-

изношения у детей с общим недоразвитием речи и задержкой

психического развития, в первую очередь являются настораживающими в плане

прогнозирования успешности овладения деть-

ми грамотой, в частности чтением и письмом. Наибольший про-

цент из них составили дети с неправильным произношением. У

детей с общим недоразвитием речи (20%) затруднен процесс автоматизации

звуков, они задерживаются на этом этапе, также как

и дети с задержкой психического (20%) из-за недостаточности

автоматизации движений и действий.

Следовательно, логопедическую работу с ними необходимо

начинать значительно раньше, чем это имеет место в практике

работы логопедов в настоящее время. Два, а порой и один год

преимущественно фронтальной работы - срок недостаточный для

достижения полного успеха.

Далее исследовалось восприятие речи на фонологическом

вовне (различение согласных звуков в словах и слогах).

При исследовании слуховой дифференциации звуков на материале слов-

квазеомонимов было выявлено, что значительно

хуже с этим заданием справлялись дети с общим недоразвитием

речи, Общее количество баллов у этой категории детей - 13, у детей с

задержкой психического развития - 19. Количество ошибок

у детей с общим недоразвитием речи - 22. Что составляет 66,66%

от общего числа ошибок, у детей с задержкой психического раз-

вития - 11, это 33,33%.

Правильное выполнение этого задания было отмечено в

10% случаев у дошкольников с общим недоразвитием речи и у

10 % с задержкой психического развития. В 80% были допущены

ошибки. Наиболее часто дети обеих категорий неверно указы-

вали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по

признаку звонкости, глухости (рис.1).

33,33%

11

10

9

8 21,21%

7

6 15,15%

12,12%

5

9,09%

4

6,06%

3 3,03%

2 0%

1

1 2 3

4

дети с общим недоразвитием речи;

дети с задержкой психического развития.

По оси ординат — количество ошибок

По оси абсцисс- признаки различения звуков

акустической и артикуляторной близости:

1- глухость- звонкость,

2- твердость-мягкость,

3- акустической и артикуляторной удаленности,

4- акустической близости, но артикуляторной удаленности.

У детей с общим недоразвитием речи эти ошибки составили

33,33%, у детей с задержкой психического развития 15.15%. Рез-

ко различается число ошибок по признаку твердости-мягкости. У

детей с общим недоразвитием речи это составило 21.21%, у де-

тей с задержкой психического развития - 3.03%. Это еще раз ука-

зывает на слабость слуховых деференцировок у детей с систем-

ным нарушением речи.

Всего 6.06% ошибок у детей с задержкой психического

развития и 12.12% у детей с общим недоразвитием речи наблюдалось в

различении слов-квазеомонимов по признаку акустически

близких, но артикуляторно далеких (миска-мишка). Вероятно,

относительно низкий показатель неправильных ответов при воспроизведении

слов по данному признаку, может свидетельствовать о том, что большую роль в

нарушении дифференциации

играет трудность в артикулировании некоторых звуков.

Интересным на мой взгляд, является то, что дети с задерж-

кой психического развития при слуховом различении слов, со-

держащих артикуляторно и акустически далекие звуки допусти-

ли 9.09% ошибок, в отличие от детей с общим недоразвитием ре-

чи, которые не сделали ни одной ошибки в словах, отли-

чающихся этим признаком, Я думаю, что в первую очередь, это

можно объяснить тем, что у детей с задержкой психического раз-

вития в силу пониженной познавательной активности обеднен

словарный запас, как активный, так и пассивный, и эти до-

школьники не знают значений некоторых слов предлагаемых

экспериментатором и, зачастую, делают выбор картинок случайным. У 30% детей

с задержкой психического развития, либо в заменах звуков на слоги (пример„

в слове "бусы" - первый звук ("бу") '- 40% дети с общим недоразвитием речи

и 45% с задержкой психического развития (таблица 4).

Выделение последнего звука в словах не вызвало затруднений в 12.72%

случаев у детей с общими речевыми нарушениями

и 'в 19.92% случаев у детей с задержкой развития. Все допускали

ошибки при анализе слова "рама", "бусы", "кошка", "крыло", за-

меняя гласные звуки, стоящие в конце слов па слоги (например,

"кошка" - последний звук "ка"), что свидетельствует о несфор-

мированности у детей обеих категорий понятий "звук" и "слог".

15 % детей с общим недоразвитием и 10% детей с задержкой психического

развития при определении первого и послед-

него звука в слове выделяли исключительно слоги.

Характеристика ошибок по определению Таблица 4.

|Характер |Общее недоразвитие речи |Задержка психического |

|ошибок | |развития |

| |Количество |Показатель |Количество |Показатель |

| |детей |% |детей |% |

|Выделение | 8 | 40 | 9 | 45 |

|слога вместо | | | | |

|1-го звука | | | | |

|Выделение | 10 | 50 | 10 | 50 |

|слога вместо | | | | |

|последнего | | | | |

|звука | | | | |

|Замена | 5 | 25 | 6 | 30 |

|выделяемого | | | | |

|на другой | | | | |

Практически всегда приходилось прибегать к интонационному выделению звуков,

для более упрощенного их определения, и тем не менее это всегда помогало.

Анализ этой серии задания показал, что дети с задержкой

психического развития чуть лучше выделяют первый и последний звук в слове,

но разница эта незначительная, на мой взгляд.

Максимальную сложность для выполнения представил пол-

ный, анализ слов т.е. определение последовательности и коли-

чества звуков (3-я серия задания). Причем большинство ошибок

имело место при определении последовательности звуков в сло-

вах - 25% у детей с общим недоразвитием речи и 25% с задержкой

развития.

25% детей с общим речевым недоразвитием и столько же

испытуемых другой категории детей вовсе не смогли справиться

с заданием (называли все звуки наугад или слоги).

Характерной ошибкой для обеих категорий детей явилось

пропуск гласных звуков (пример, в слове "дом" 1-й звук '"д", 2-ой

звук "м"). Эта ошибка встречалась при анализе слов у всех испы-

туемых. При анализе слова "кошка" дети опускали согласную

"Ш" или "К" в середине слова. Еще одной характерной ошибкой

было перечисление слогов вместо звуков (пример„"луна" 1-ый

звук "лу", 2-ой "на"). Такая ошибка встречалась у 20% детей с

общим недоразвитием речи и 15% детей с задержкой психиче-

ского развития.

При определении количества звуков тоже соответственно,

допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово "дом" раз-

ложил на звуки "д" и "м", то количество звуков будет им опреде-

лено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли на

угад пример, слово "сыр" разложили на звуки "с", "р", на вопрос

, о количестве звуков в этом слове отвечали: "три".

Проанализировать односложное слово, разложить его на

звуки и определить их число было доступно 10% детей с общим

недоразвитием речи и 15% с задержкой психического развития,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.