реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дефектология

реферат

способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с

каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с

развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая

сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной

(общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным

человеком. И мы должны помнить; что

речь- инструмент развития высших отделов психики растущего

человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно

способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для

успешного его обучения в школе.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полно-

ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное -

значит достаточное по объему языкового

материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его

возможностей на каждой возрастной ступени.

. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно

важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его

функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной

системы

легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного

формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и

даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-

ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-

вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается

анатомическое созревание речевых областей мозга,

ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка,

накапливает большой запас слов. Если же в первые

три года речи малышу не было уделено должного внимания, то

в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи

лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из

аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся

однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год

10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-

слогов.

Второй период - период усвоения грамматической струк-

ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях

употребляется полные слова, но без окончаний или с

неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях

употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания

существительных, прилагательных,

,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред-

ложениях употребляются служебные слова для выражения син-

таксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической систе-

мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма-

тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред-

посылки для обогащения словаря.

Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь-

но развиваются:

1) синтаксический строй предложения (а также выра-

зительность его интонации);

2) морфологическая оформленность слов;

3) звуковой состав слов.

Следует отметить, что в период между тремя и семью го-

дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими

формами, и при достаточном развивающем потенциале рече-

вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический

строй родного языка и его фонетическую систему, что делает

возможным быстрое обогащение словаря .

1. 3 . Теоретические основы программы и

методики развития речи дошкольников

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она

основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали

предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития

детей (Л.С.Выготский,

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба,

А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева,

Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на-

правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в

речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный

подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду

(взрослого с детьми и детей друг

с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает

значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом

общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное

овладение родным язы-

ком в максимально сенситивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается

на представлении о закономерностях речевого развития до-

школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского,

Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина,

А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей

можно рассмотреть следующим образом;

• речь ребенка развивается в результате генерализации

языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной

речевой активности;

• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых

обобщений и элементарного осознания языка и

речи;

• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для

самостоятельных наблюдений над языком. Для само-

развития речи.

• обучение языку, развитие речи рассматривается не

только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы-

ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати-

ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру-

гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения-

ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор-

мирование культуры речи, но и культуры общения.

• основная задача развития ребенка дошкольного воз-

раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп-

ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их

' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль-

ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут

быть исключительно велики).

• Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления

разработки психолого-педагогических

проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со-

держания и методов обучения языку;

• - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка

- фонетического, лексического, грамматического);

• - функциональное формирование навыков владения

языком в его коммуникативной функции - развитие связной

речи.

В исследованиях первого направления (А.И. Максимов.

Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева,

Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая

эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети

вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает

подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена

его расширением, а включает углубление понимания значений

слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями

слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования грамматического строя

речи в качестве основной задачи выступает не преодоление

разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование

грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному

образованию новых слов, в ходе

которого происходит активное усвоение средств и способов

словообразования.

Наряду с этим важно и обучение использованию в выска-

зываниях сложных синтаксических конструкций, которое про-

исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств,

накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В

исследованиях второго направления (Л.В.Ворошина,

Г.Я.Кудрина, О.С.ушакова, А.В.3рожевская, Н.Г.Смольникова,

Н.А. Смирнова, Л.Г.Щадрина, Т.М.Юртайкина и др.) авторы стремились найти

более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность,

последовательность. В качестве основных показателей связности было принято

формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя

при

этом необходимые средства связи между предложениями и

частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием

речи детей в целях формирования у них способности строить

связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога

между взрослым и ребенком к развернутой монологической

речи самого ребенка.

Исследования третьего направления (Ф.А.Сохин,

Г.П.Белякова, Г.А. Туманова) были прямо нацелены на то, что-

бы сформировать у детей первоначальные лингвистические

представления, понимание того, что такое слово, предложение,

как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что

осознание звукового состава слова и словесного состава пред-

ложения подводят детей к порогу овладения грамотой и глав-

ное - закладывают основы .нового отношения к языку. Сознательного

оперирования им, что является важной предпосылкой

успешного школьного обучения.

В целом эти исследования показали, что система по разработанной

методике приводит к крупным сдвигам в речевом и

общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая

культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее

выразительность.

Интересно, что рассмотренные исследования находятся в

русле работ, которые опровергают распространенную точку

зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный

'на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка

ребенком. Они (ранее перечисленные работы) убедительно доказывают, что в

основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком,

формирование речевой деятельности,

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения

с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой

действительности, создают новые слова, ориентируясь

как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При

стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают

высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и

речевого общения. Центральной задачей такого

обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания

явления языка и речи. Оно создает у де-

тей интерес к родному языку и обеспечивает творческий харак-

тер речи.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом,

многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с

умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое,

языковое - словесно- логическое мышление.

Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного,

познавательного развития свидетельствует об огромном

значении языка для развития мышления.

Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интел-

лектуального развития ребенка необходимо рассматривать в

обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно

условно обозначить как анализ языковой

(лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается

выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых

взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения

родным языком, следовательно, и в педагогический процесс

родному языку, развития, формирования речи.

1.4. Основные направления работы по развитию речи детей старшего

дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой

культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,

ее связности при построении развернутого

высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном

этапе идет постепенное усложнение каждой

задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошко-

льного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих

возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле со-

держания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи,

Основная задача работы по усвоению и правильному

произношению всех звуков родного языка - дальнейшее со--

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.