реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дефектология

реферат

дизентерия, детские церебральные параличи, гидроцефалия.

При общем недоразвитии речи у детей нарушено или от-

стаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики,

грамматики, фонетики, При этом типичном являются отклонения в смысловой и

произносительной

сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться

от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой

речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-

фонематического недоразвития.

Фонематическое недоразвитие у данной категории детей

проявляется, в основном, в несформированности процессов артикуляторными

признаками, но и иногда дети не различают и

, более контрастные звуки.

Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и

синтезом.

Недоразвитие фонематического восприятия при вы-

полнении элементарных действий звукового анализа

(например, узнавание звука) проявляется в том, что дети сме-

шивают заданные звуки с близкими по звучанию. При более

сложных формах звукового анализа (например, придумывание

слов на заданный звук) у этих детей оно проявляется в смеше-

нии заданных звуков с другими, менее сходными.

Уровень фонематического восприятия детей находится в

определенной зависимости от выраженности лексико-

-грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки в передаче

слоговой структуре слова. Правильно повторяя за

логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной ре-

чи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо:

дети слепили снеговика - дети сипили новика) Много ошибок

наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: переста-

новки замены звуков и слогов, сокращение при стечении со-

гласных в слове (товотик вместо животик).

.

З

ф

Типичными для детей являются персеверации слов

(хахист - хоккеист, ваваяпотик-водопроводчик), антиципации

(астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов

лимонт-лимон)

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием

сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных)

возможностей ребенка.

Преодоление ошибок, выражающихся в перестановке или

добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового

восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу,

сокращение стечений согласных указывает на

преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный

характер.

Из всего вышесказанного можно заключить, что общее

недоразвитие речи представляет собой системное недоразвитие

речи, при котором нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-

фонематическая сторона речи. Степень нарушения фонематического восприятия

(дифференциация фонем,

Звуковой анализ синтез), а также звуко-слоговая структура слова зависит от

уровня речевого недоразвития.

В большей степени недостаточность фонематического

восприятия проявляется у детей 1 и 2 уровня и в меньшей у детей с третьим

уровнем общего недоразвития речи.

Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у

дошкольников с задержкой психического развития.

Анализ литературных данных по проблеме нарушения

фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития

показал, что подробных и всесторонних публикаций, посвященной этой теме

практически не существует.

Как уже отмечалось выше, к рассматриваемой группе от-

носятся дети с психофизическим психическим инфантилизмом,

а также дети с церебрастеническими состояниями. В обоих

случаях имеются признаки перенесенного органического забо-

левания центральной нервной системы. Клиническими проявлениями последствий

таких заболеваний являются некоторое

недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии незрелости

эмоционально личностных компонентов, повышенная утомляемость, быстрая

истощаем ость, несформиро-

ванность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций,

основных понятий и представлений.

У детей с задержкой психического развития наблюдается

сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом

свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность,

фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Это нельзя отнести за счет бедности опыта ребенка. Да собст-

венно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что

восприятие детей неполноценно и не поставляет

достаточной информации. Формирование образов окружающего осуществляется на

основе способности ощущать отдельные

простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-

либо нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой

психического развития не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны.

Однако восприятие не сводится к сумме

отдельных ощущений, это результат сложного взаимодействия

ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже

имеющихся в коре головного мозга следов

прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено

у детей с задержкой психического развития.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное

замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.

В условиях кратко-

временного восприятия тех или иных объектов или явлений

многие детали остаются «не схваченными». Ребенок с задержкой психического

развития воспринимает за определенное

время' меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различие между детьми с задержкой психического развития и их нормально

развивающимися сверстниками становятся

более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий

восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического

развития становится заметно ниже нормальной для данного

возраста фактически при любом отклонении от оптимальных

условий. Такое действие оказывает, например, очень частая

смена сигналов, сочетаний, одновременного появления не-

скользких сигналов. Эти особенности были выявлены в исследовании,

проведенном П.Б. Шониным.

У детей с задержкой психического развития нарушение

слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова

- «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности -

звукопроизношения, чтения, письма.

Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения

грамоте. Звуковой анализ предполагает умение

дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять

в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного

языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение

устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять

звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Было установлено, что к моменту поступления в школу

дети с задержкой психического развития осуществляют звуковой анализ

значительно хуже, чем их нормально развивающие сверстники.

При выделении из слова отдельных звуков наибольшую

трудность для детей с задержкой психического развития представляют

различение и выделение безударного гласного из

конца слова. Вместо конечного гласного дети называют пред-

шествующий ему согласный или последний слог. Так в словах

«Лиза» и «утка» в качестве последнего звука дети с задержкой

психического развития называют «з», «к «или «за», «ка».

При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки

вполне закономерны, так как гласные звуки в конце слова, осо-

бенно если на них не падает ударение, при произнесении реду-

цируются и потому воспринимаются, -как призвук предшест-

вующего им согласного.

Особые трудности возникают при последовательном вы-

делении звуков. Уровень этого умения у поступающих в

школу детей с задержкой психического развития резко отличаются

от того, что наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Более

половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с

последовательным выделением

звуков из слова. Дети с задержкой психического развития, как

правило, допускают при этом ошибки.

В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально

развивающиеся дети шестилетнего возраста

прибегают к проговариванию слова. Некоторые это делают

громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Почти

все дети, с задержкой психического развития, столкнувшись с

трудностями совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный

ими звук, иначе говоря, эти дети, не владеют способами звукового анализа.

Таким образом, большинству детей с задержкой психического развития

доступны лишь элементарные формы звукового

анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только

первый звук. Большинство определяют последовательность

звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в одно-

сложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают

значительные трудности при необходимости выделить без-

ударный гласный в конце слова (согласных при их стечении в

одном слоге и в парных слогах; следующих за согласными

гласных. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических

особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период

не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения

грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым

наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

У детей с задержкой психического развития сохранены

все те анализаторы, которые необходимы для благоприятного

развития речи. Свидетельство тому-отсутсвие затруднений в

сфере устного речевого общения. Однако появление трудностей, связанных с

недоразвитием фонематического слуха при

обучении грамотой детей-с задержкой психического развития

закономерно.

~

У

Исследования показали, что одной из существенных характеристик

психики детей с задержкой психического развития

является пониженная познавательность активность. А недостаточная

психическая активность «достигшая степени самостоятельной аномалии, пишет

Р.Е.Левина, - может привести к

, отклонениям в речевом развитии».

Еще более четверти века тому назад один из основоположников советской

научной дефектологии Л.С.Выготский вы-

двинул правильную, научно обоснованную теорию развития

психики ребенка. Он считал, что основной особенностью процесса психического

развития является возникновения в ходе

этого развития новых свойств и качеств.

В ряде экспериментов, проведенных учениками Л. С.

Выготского, было установлено, что сложные психические

, процессы формируются в ходе развития ребенка, но в основе

их осуществления лежат не только природные задатки, сколько

приемы и способы предметной деятельности ребенка и его общения с

окружающими.

В своей работе «Развитие высших психических функций

человека «Л.С. Выготский писал: «Нет никаких сомнений, что

существует связь между новой ступенью в развитии высших

психических функций и новым этапом в развитии мозга».

Патогенетической основой задержки психического раз-

вития в большинстве случаев является резидуальная органическая

недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными

этиологическими факторами и обуславливающая неполноценность отдельных

функций, парциальное

нарушение психического развития.

Для высшей нервной деятельности детей с задержкой

психического развития характерно снижение нервных основных процессов,

повышенная их склонность к иррадиации, не-

которые проявления инертности, обозначающие в целом не-достаточность

нейродинамики. Исследования нейрофизиологических механизмов интегративной

деятельности мозга показали существенное отличие от системной организации у

детей

с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися

детьми. Это проявляется в ослабленной и

замедленной межполушарной интеграции и передачи сенсор-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.