реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Зарубежный опыт по предоставлению коммунальных (муниципальных) услуг

реферат
p align="left">Под акционированием понимается процесс перехода государственного предприятия в акционерное общество. Сущность этого процесса, в целом схожа как в России, так и на Западе (26; 189).

Таким образом, мы увидели, что в ряде принципиальных понятий, несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены.

3.2 Разработка методики предоставления услуг ЖКХ на основе зарубежного опыта

Дадим краткую характеристику современного положения рынка коммунальных услуг в России.

Если в России по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

Начало преобразований жилищного хозяйства настоятельно необходимо уже давно. В настоящей концепции мы исходим из того, что с начавшимся резким ростом жилищно-коммунальных тарифов по решению высшего руководства страны, впервые за все постсоветское время появилась возможность приступить к жилищной реформе при инициативе снизу, то есть самих жителей. Это означает, приступить к позитивным изменениям, прежде всего, в жилых домах через создание совместных домовладений и оживление деятельности ЖСК уже сегодня. Это и будет началом реформы действительной, а не грабительской, только через повышение тарифов. Такой подход облегчит материальное положение семей, даст в эксплуатации жилья положительные результаты и заложит фундамент для будущей комплексной и эффективной жилищной реформы.

Эффективная же жилищная реформа требует совершенно других условий и подходов, по сравнению с нынешними. Она возможна только при новом политико-экономическом курсе. Тогда изменения в жилищном секторе будут происходить как интегрированная часть динамичных и созидательных преобразований во всем российском обществе.

Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать. Наблюдается ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг. Состояние ЖКХ признается кризисным. Это говорит о том, что цели Концепции были сформулированы недостаточно четко и достигнуты не были. Следовательно, цели управления ЖКХ, поставленные на федеральном уровне, нуждаются в дополнительном теоретическом обосновании. Рассмотрим правовое закрепление целей управления ЖКХ, представленных в Приложении 1. В приложении 1 видно, что в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" указана цель "обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан", а в Концепции реформы ЖКХ она звучит уже как "смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Далее, в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг. снова присутствует эта же цель, она звучит как "усиление адресности социальной защиты населения…". В Концепции реформы ЖКХ и федеральных целевых программах повторяются цели "повышение качества жилищно-коммунальных услуг", "снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов". Наблюдающийся повтор целей без их уточнения и развития, говорят о том, что цель достигнута не была.

Таково состояние рынка коммунальных (муниципальных услуг) в России.

На основании второй главы настоящей работы мы постараемся привести оптимальную методику по повышению эффективности коммунального хозяйства России с учетом зарубежного опыта.

Потребность в разработке данной методики вызвана целым рядом причин, связанных с экономической нестабильностью в стране в целом, слабости местного самоуправления, принятием нового Жилищного кодекса, потребностью в разработке критериев способа управления многоквартирным домом, неопределенностью внешней среды и ограниченностью внутренних ресурсов.

Как мы увидели во второй главе, во Франции, Финляндии, в большей степени, в Польше, Венгрии и Словакии в меньшей. Распространены формы привлечения частных предпринимателей к управлению объектами жизнеобеспечения городов, с помощью концессий. В России как мы выяснили эта практика сильно ограничена действующим законодательством. В том случае если в России будет доработано концессионное законодательство это позволит решить следующие задачи (21: 250):

1. Демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

1. Создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования.

2. Разделение функций заказчика и подрядчика.

3. Целевое использование средств.

4. Контроль собственников жилья.

Привлечение частного капитала в сферу обслуживания и предоставления коммунальных услуг является самой актуальной проблемой для России. Привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для частного бизнеса чрезвычайно важны проработанность законов и гарантии стабильности, в силу долгосрочной окупаемости необходимых вложений и неопределенности их возврата.

Длительность процесса инвестирования выводит на первый план в институциональном анализе проблему неопределенности (недостаточной осведомленности и необходимости действовать, опираясь на мнение, а не на знание) и риска (дополнительная плата в виде компенсации за добавочный фактор риска), которому подвергаются контрагенты при заключении сделки.

В зависимости от поставленных инвестором целей инвестиционные решения принимаются в ситуациях с разной степень неопределенности, в ЖКХ неопределенность как нам представляется, достигла своего апогея. В условиях, когда не решены основные проблемы ЖКХ, риск вложения инвестиций в эту отрасль настолько велик, что оценить его практически не возможно.

Основная проблема состоит в том, что реформы в жилищной отрасли требуют увеличения текущих расходов и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней. При этом использование механизмов приватизации (смены собственника) особенно в коммунальном хозяйстве в настоящее время невозможно. Концессионное соглашение представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику, используемую многими западными странами. В России, с ее высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении государства, применение такой привлекательной для инвестора формы вложения средств могло бы дать значительные выгоды, обеспечить приток в нее долгосрочных инвестиций.

Преимущества использования механизма концессии в коммунальном хозяйстве (21; 254):

- ограничения финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;

- создание конкурентной среды;

- приток денежных средств в регион;

- концессионер затрачивает значительные средства, вкладываемые в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;

- строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест;

- в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;

- после истечения срока договора в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

Практическое применение данного механизма требует внесения изменений, касающихся регулирования отношений между концедентом и концессионером, и в иные нормативные правовые акты, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Однако концессионное законодательство находится в ведении федерального центра поэтому разработать какую либо методику оптимизации сферы коммунальных услуг с помощью введения механизмов концессий и приватизации (в западном значении понятия) на нашем уровне не представляется возможным.

Базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России.

В следующей части настоящей главы мы дадим общие рекомендации по Внедрению информационных технологий в сфере коммунальных услуг

3.3 Общие рекомендации по внедрению информационных технологий в сфере коммунальных услуг

Как было сказано в предыдущем изложении, нам кажется, безусловно, важным внедрение в России информационных технологий в сфере ЖКХ, по опыту таких зарубежных стран. Возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Подобная по функционалу система, только шире, под названием «Электронная карта» действует в некоторых Российских регионах, например в Башкирии, однако функционирует она в тестовом режиме.

Внедрение информационных технологий в сфере коммунальных услуг должно включать в себя:

• Сбор и обработку фактических показателей потребления ресурсов как в автоматическом режиме, так и с помощью web-интерфейса;

• Взаимодействие с городским организациями;

• Своевременное и правильное выставление счетов;

• Систему «Электронный ЖЭК» - услуги по предоставлению справочной информации, on-line детализации счетов, предоставление необходимых документов по утвержденным формам как по индивидуальной квартире (дому), так и по Обществу в целом в соответствии с запросом по электронной почте;

• Отдельные возможности удаленного контроля бытовой техники, приборов и пр.;

• Отдельные возможности охраны;

Мы отдаем себе отчет, что внедрение этой системы связано с серьезными затратами. Необходимо написать (запрограммировать) внутреннюю структуру для настоящей интегрированной системы. Так в Финляндии, только в 2008 году на внедрение подобной системы ушло порядка 7 миллиардов ЕВРО. Однако не обязательно разрабатывать эту систему с «чистого листа». Вполне возможно купить ее в Финляндии или во Франции, на условиях лицензии по вполне адекватным ценам. Так, для ТСЖ на 200 квартир это будет стоить не более 800 долларов в год. Естественно, подобного рода система предусматривает установку аналогичной информационной системы и, например, в муниципалитете. Для муниципалитета, с населением в 200 000 человек, система позволяющая структурировать данные и скоординировать действия ЖЭКов и ТСЖ, будет стоить, опять же на условиях лицензии, около 9 тысяч ЕВРО в год. Однако система, несомненно, окупиться, хотя бы за счет высвобожденных средств, за счет сокращения ряда сотрудников. В то же время внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.

Примерный план-график внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования) которое должно закладываться в течении 2010 года), приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Примерный график внедрения проекта

Этап

Действия

Подготовительный

(январь - март 2011 г.)

Привлечение специалистов; выбор базовой площадки для реализации проекта; исследование базовой заинтересованности в проекте.

1 этап.

Закупка IT - продукта, обучение специалистов

(апрель-июнь 2011 г.)

Переговоры о закупке продукта для муниципалитета, обучение технических специалистов работе с IT продуктом. Оптимизация продукта под российские условия.

2 этап.

Внедрение продукта на местах.

(июль - октябрь 2011)

Установка продукта в ТСХ и ЖЭКах, обучение специалистов на местах.

З этап. Запуск тестового режима. Популяризация идеи.

(ноябрь-декабрь 2011)

Введение тестового режима на базе нескольких ТСЖ или Управляющих компаний, корректировка недостатков. Популяризация идеи через СМИ, средства наглядной агитации. Подведение первых итогов.

Завершающий этап.

(январь 2012 г.)

Запуск рабочей версии во всех ТСЖ, ЖЭКах, управляющих компаниях, наряду с традиционной системой. Анализ результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.