реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Зарубежный опыт по предоставлению коммунальных (муниципальных) услуг

реферат
p align="left">А функционирует все нормально в этих условиях просто потому, что ЖКХ в Финляндии, как и во многих других странах, давно уже нормальный бизнес (конечно, с учетом социальных особенностей). И не важно, кому принадлежат объекты ЖКХ, централизована система отопления или нет. Главное -- сама система управления строится по одинаковым правилам: минимизация издержек и использование передовых технологий. Например, для выработки электроэнергии и тепла можно использовать три источника -- уголь, газ и гидроэнергию. Выбирается то, что дешевле. А на случай сильных морозов (-30° и ниже) в городе есть резервные станции, которые работают на масле. Особая гордость мэра -- две отапливаемые улицы Хельсинки. Туда совершенно без всяких дополнительных затрат идет вторичное тепло из домов. В северных городах Финляндии, в Лапландии, никто не знает, что такое северный завоз. Единственная проблема -- борьба муниципалитетов с федеральной властью за бюджетные отчисления (в Финляндии все доходы муниципалитетов сначала централизуются в госбюджете, а затем перераспределяются по муниципалитетам. Полностью в распоряжении муниципалитетов остается лишь коммунальный налог). Но в любом случае при нехватке денег муниципалитет имеет право взять кредит. И главное -- ему его дадут, потому что в платежеспособности власти сомнений нет (13;87).

Что касается конкуренции, то у горожанина есть право и технические возможности выбрать, у кого выгоднее покупать услуги. В этом случае он должен оплатить городским сетям услуги передачи электроэнергии от альтернативных источников. При этом власти следят, чтобы у компаний не было конкурентных преимуществ.

Конечно, в Финляндии нет 60-процентного износа коммунального оборудования, но все равно на поддержание систем в рабочем состоянии, на их обновление, на новые проекты нужны деньги. Но деньги приходят туда, где система управления понятна и стабильна, где кредит не проблема ни для муниципальной, ни для частной структуры и где гарантируется возврат вложений с прибылью. Местный водоканал -- структура, которой полностью владеет город. Это коммерческое предприятие со своим бюджетом. В его распоряжении находятся и сети водоснабжения, и канализационные сети, и все водонапорные башни. Предприятие взяло когда-то кредит в 150 млн. евро на 20 лет и постепенно выплачивает его из своих доходов. Доходы, судя по всему, есть -- все жители оплачивают коммунальные услуги. Причем и льготы, и дотации для определенных категорий населения тоже есть, как и в России. На оплату коммунальных услуг у среднего финского гражданина уходит около 20% доходов (16; 59).

Исполнителей 80% подрядных работ и в сфере строительства, и в сфере ЖКХ власти отбирают по конкурсу. Часть сложных работ, касающихся реконструкции инфраструктуры городских сетей, связанных с особым риском, делают муниципальные организации. Все проекты в городе разрабатываются и утверждаются специальными комиссиями в местном горсовете, причем многие вопросы решают не чиновники, а горожане через своих представителей в местном самоуправлении (13; 88).

Фирмы, занимающиеся электро-, газо- и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и вообще всех промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами. Существует много типов контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, другие - ответственность за ремонт, а могут и за строительство новых объектов. Например, строительство инфраструктуры ЖКХ для новых городских районов.

Заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами. И на каждом этапе строительства и эксплуатации фирму регулярно контролирует муниципалитет.

На уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. А в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы. Например, давление воды, диаметр труб, их материал. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги (22; 67).

Существуют строительно-эксплуатационные фирмы разного уровня, но для небольших фирм всегда есть проблема поиска средств на капиталовложения. Она может обслуживать уже работающую инфраструктуру, но ей трудно найти средства для крупного строительства. Вот почему идет постоянное укрупнение фирм, работающих в ЖКХ. Хотя, конечно, и во Франции, и в Финляндии все начиналось с маленьких фирм.

В рассматриваемых странах применяются разные формы управления многоквартирным жильем. Есть муниципальные компании, есть частные. Владелец дома может сдавать квартиры в аренду и может квартиры продавать. В домах, где квартиры продаются, создаются общества владельцев квартир, которые заключают договоры об обслуживании дома с какой-либо специализированной фирмой и отдельно со специализированной фирмой, контролирующей качество услуг, и, конечно, с муниципалитетом на поставку воды, газа и т. д. Фирмы, обслуживающие дома, обычно локальные, но есть и общенациональные компании. Условия договора с муниципалитетом стандартного характера. Ясно, что их невозможно подогнать под каждый отдельный дом.

Владельцы отдельных частных домов могут обслуживать свои дома сами (например, мелкий ремонт). Но и владельцы домов заключают договоры с муниципалитетом на доставку газа, воды и другие услуги. А обслуживание домов, особенно мелкий ремонт - это сфера малого бизнеса. И таких фирм очень много.

Небезынтересно отметить, что при наличии централизованного газоснабжения в большинстве случаев используется схема децентрализованного теплоснабжения.

Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60-е годы прошлого века. Сначала была проведена экспертиза, которая показала, что 50 % тепла утекает на улицу - через окна, стены, крышу. Французы не стали сразу взвинчивать цены на услуги ЖКХ.

Сначала была принята программа трехлетнего утепления жилищного фонда, и только после этого началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение.

В этом случае текущие издержки по теплоснабжению существенно снижаются, хотя установка дополнительного оборудования (котельной) при строительстве дома требует определенных дополнительных инвестиций.

Однако в долгосрочном плане такая схема оказывается не только дешевле, но и способствует повышению качества теплоснабжения. Так, в этом случае жильцы действительно могут регулировать температурный режим при отоплении здания, что в схеме централизованного теплоснабжения технически трудно реализуемо (не говоря уже о большой фактической дифференциации в объемах поставок тепла в различные дома в зависимости от их размещения относительно теплотрасс и степени износа отопительных сетей - как магистральных, так и внутриквартальных и домовых) (14; 56).

Если говорить об опыте по предоставлению коммунальных услуг, то необходимо отметить, что для управления объектами жизнеобеспечения городов, в указанных странах распространены формы привлечения частных предпринимателей, с помощью концессий.

Важнейшей составляющей коммунальных услуг в таких развитых странах как Финляндия и Франция являются информационные технологии. Сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Так, например в Финляндии в процесс автоматизации коммунальных услуг в 2008 году было вложено около 7 миллиардов ЕВРО, или 3,5% ВВП.

Для анализа результатов реформ в области коммунальных услуг Франции и Финляндии разберем несколько цифр (6; 47;.4: 34).

Во Франции, в 2008 году, по сравнению с 2000 тарифы на энергию, газ и другие виды топлива. повысились в 4 раза, в Финляндии за этот же период тарифы выросли в 2,5 раза, что в целом соответствует уровню инфляции и тенденциям на рынке энергоносителей.

Во Франции в 2000 году оплата коммунальных услуг составляла примерно 22% дохода средней семьи из четырех человек, в Финляндии - 24%. В 2008 году эти показатели составляли 24 и 25% соответственно. В целом увеличение, как мы видим не существенно и находится в пределах инфляции.

Количество объединений собственников жилья (ОСЖ) во Франции с 2000 по 2008 годы увеличилось в 1,6 раз, в Финляндии в 1,4 раза. Что свидетельствует о том. что эти объединения пользуются авторитетом у населения и являются востребованным институтом предоставления коммунальных услуг.

Основным положительным моментом в практике предоставления коммунальных услуг во Франции и Финляндии являются повсеместное распространение объединений собственников жилья, опыт привлечения к управлению имуществом частных предпринимателей и повсеместное распространение информационных технологий в сфере коммунальных услуг. Важно также повсеместное распространение концессий и приватизации. Для России, из этого списка, в первую очередь необходимо, на наш взгляд внедрять информационные технологии и привлекать к управлению имуществом частных предпринимателей, через механизм концессий.

К основным негативным факторам в опыте предоставления коммунальных услуг Франции и Финляндии относятся, прежде всего, чрезмерная, на наш взгляд, роль муниципалитетов. Это негативный фактор, так как теоретически может привести к злоупотреблениям со стороны муниципальных чиновников. Впрочем, в России эти моменты также присутствуют.

Из реализованного опыта в России отметим распространение у нас аналогов ОСЖ - ТСЖ. Причем, как видно из диаграммы 1, рост их количества в России в процентном соотношении превышает аналогичный показатель для Франции и Финляндии.

Диаграмма 1.

Темп роста количества ОСЖ (ТСЖ) в России, Франции, Финляндии

2000 = 0%

Источник: Плеханов А.С. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. - 2009. - № 7. С. 17.

2.2 Опыт представления услуг ЖКХ в странах Центральной и Восточной Европы

В общем комплексе проблем рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) жилищный сектор поначалу оказался на периферии реформ. С одной стороны, это объясняется тем, что все внимание было сосредоточено на приоритетных задачах либерализации экономики, создании многоукладных форм собственности, рынка труда, капитала и прочих структур адекватных рынку. С другой - в ряде государств определенные изменения в жилищном хозяйстве начали происходить еще до перехода к рынку. Переход к рыночной экономике вызвал во всех странах региона необходимость существенного пересмотра жилищной политики. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) повсеместно стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и общего хода экономических реформ в данной стране. Вместе с тем есть черты, присущие всем постсоциалистическим странам: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ. [25; 43].

В целом, можно отметить, что в Венгрии, Словакии и Польше большую роль играют аналоги российских ТСЖ - объединения собственников жилья, которые носят названия жилищные кооперативы (Housing Cooperatives) в Венгрии и Словакии; объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в Польше.

Опишем систему ЖКХ Венгрии Словакии и Польши.

На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. Наиболее болезненным для населения оказался повсеместный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе во многих государствах уровень тарифов все еще регулировался. Тем не менее, расходы на их оплату росли очень быстро, опережая общий индекс потребительских цен и, хуже того, - увеличение доходов населения. В последние годы ситуация несколько изменилась: рост тарифов замедлился, а в динамике реальных доходов наметились положительные тенденции. Однако дореформенный уровень их достигнут далеко не везде и разрыв между тарифами и платежеспособностью населения сохраняется.

Положение на рынке коммунальных услуг в странах ЦВЕ, имея некоторые общие черты, в то же время заметно различается. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 гг. повысились в 14 раз, в Польше - в 18.5 раз, в дальнейшем рост был не такой большой и в целом придерживался уровня среднегодовой инфляции. К 2008 году, по сравнению с 2001 годом указанные выше тарифы увеличились в Польше - в 2,5 раза, в Венгрии в 2,8 раз (25; 43).

В Словакии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. В стране до сих пор существуют крупные дотации государства предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать рост тарифов (25; 44).

Польша стала одной из первых среди посткоммунистических стран, начавших кардинальную реформу жилищно-коммунального хозяйства. За последние 15 лет ЖКХ страны успело приобрести признаки стабильности. У поляков давно нет таких проблем, как, например, массовые неплатежи. Здесь давно отработана система субсидий, тарифов, кредитов и льгот (25; 46).

Наряду с сохранением в Польше понятий муниципального, служебного и приватизированного жилья, в сфере обслуживания и содержания жилого фонда сегодня наиболее развито то, чего так добиваются сделать и в родном Отечестве - ТСЖ. Товарищество оплачивает все услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергия и т.д.), а с неплательщиками разбирается уже самостоятельно -- максимальный срок неуплаты составляет, как правило, 3 месяца. Само же товарищество не связано ни с какими жэками-дезами и напрямую заключает договора с местными фирмами на оказание услуг по вывозке мусора, обслуживанию лифта или ремонту водопроводных кранов. При всем этом тарифы на услуги не могут быть произвольно завышены -- они утверждаются органами государственной власти, однако даже в стоящих рядом жилых домах могут отличаться друг от друга. При определении тарифа учитывается довольно широкий список критериев: конструкция здания, материал оконных и дверных проемов, крыша, возраст здания и многое другое (25; 46).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.