p align="left">. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. В Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты -- органы ре-альной власти нобилитета. В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -- ликторов Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 97. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его поста-новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -- кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус-тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-политические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности народным собранием, избравшим их Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа 1982., С. 61 . Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-ской магистратуры -- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего). Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю-чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) -- право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) -- без права приговаривать к смертной казни. Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-ординарные, (чрезвычайные). Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1980., С. 206 . Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-вывали празднества и зрелища. Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-стоятельствах -- тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три-буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства"). Глава III. Падение республики и переход к империи. Во II--I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре-вратившая Средиземное море во внутреннее море Римского госу-дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле-ния ими. В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. При завоевании Италии в V--IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения тре-бовал расширения земельных владений. Рабство приобре-тает "классический", античный характер. Значительная масса ра-бов эксплуатируется в государственных и крупных частных земле-владельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естест-венный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощ-ных восстаний. Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива-ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате-риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных Виппер Р. “Очерки по истории Римской имерии” , Издат. “Феникс”, 1995 г., С. 53 . Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми-лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со-здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла-дельцев, а также ослабить власть оплота знати -- сената и восста-новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна. Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на на-родное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, про-вести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от го-сударства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гра-жданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ос-лаблявшие политическое влияние знати, -- введение тайного голо-сования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123--122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената -- распоряжаться государственными расходами, так как финансиро-вание продажи зерна переходило к народному собранию, роль ко-торого значительно возросла Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М.: «Былина», 1995., С. 89 . Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обя-зательных для римских граждан военных походов, отменялась во-енная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|