реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Возникновение государства в Древнем Риме

реферат
p align="left">.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты -- органы ре-альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -- ликторов Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 97.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста-новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -- кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус-тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-политические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности народным собранием, избравшим их Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа 1982., С. 61

.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-ской магистратуры -- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю-чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) -- право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) -- без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-ординарные, (чрезвычайные).

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1980., С. 206

.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-стоятельствах -- тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три-буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

Глава III. Падение республики и переход к империи.

Во II--I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре-вратившая Средиземное море во внутреннее море Римского госу-дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле-ния ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

При завоевании Италии в V--IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения тре-бовал расширения земельных владений. Рабство приобре-тает "классический", античный характер. Значительная масса ра-бов эксплуатируется в государственных и крупных частных земле-владельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естест-венный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощ-ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива-ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате-риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных Виппер Р. “Очерки по истории Римской имерии” , Издат. “Феникс”, 1995 г., С. 53

.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми-лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со-здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла-дельцев, а также ослабить власть оплота знати -- сената и восста-новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на на-родное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, про-вести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от го-сударства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гра-жданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ос-лаблявшие политическое влияние знати, -- введение тайного голо-сования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123--122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената -- распоряжаться государственными расходами, так как финансиро-вание продажи зерна переходило к народному собранию, роль ко-торого значительно возросла Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М.: «Былина», 1995., С. 89

.

Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обя-зательных для римских граждан военных походов, отменялась во-енная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.