Возникновение государства в Древнем Риме
План ВведениеГлава I. Возникновение государства в Древнем Риме.1.1. Развитие древнего государства.1.2. Реформы Сервия Туллия.Глава II. Становление Римской Республики.Глава III. Падение республики и переход к империи.Глава IV. Римская империя.4.1. Общественный и государственный строй.4.2. Принципат.4.3. Доминат.ЗаключениеСписок использованной литературы.Введение.История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996., С. 67.История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Среди-земного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. -- в начале I тыся-челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие ус-пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече-ство обязано многими шедеврами литературы и искусства, дости-жениями науки, права и философии, уникальными образцами демократи-ческой государственности.Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.1.1. Развитие древнего государства.Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ-единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ-лись патрициями.Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста-новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо-вого деления общества. В родах выделяются богатые ари-стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ-ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля-ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от-пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни-ченными в правах, они находились под покровительством патро-нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче-ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра-фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим-скую общину Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш-I вв. до н.э. - М., 1977., С. 39. Оказавшееся вне рим-ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об-щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь -- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов -- сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше-ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда-вать общеобязательные постановления. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Военизированный характер римской родовой организации по-зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи -- богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб-са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 113 . Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде-ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю-щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут-ренними противоречиями римской родовой общины, представлен-ной ее ведущей силой -- патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас-чистившей тем самым путь к образованию государства. Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб-щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим-ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. Победа пле-беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. 1.2. Реформы Сервия Туллия. Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1--3 разряды -- тяжеловооружен-ной пехоты, 4--5 разряды -- легковооруженной пехоты. Пролета-рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен-турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 182. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не-сколько позднее по территориальным трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ-лении в организации общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про-летариев. Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ-нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши-ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга-нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре-формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль-ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха-рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра-вах с патрициями. В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея-ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto -- правом запрещать исполнение распо-ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев -- издание в 451--450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат-рициями в гражданских правах -- само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея. Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э. им было предоставле-но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо-лидации плебеев и патрициев. Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей-ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний. Глава II. Становление Римской Республики. В 509 году до н.э. в Риме после изгна-ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики -- период интенсив-ного восходящего развития производства, приведшего к значитель-ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра-вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук-лонно расширявшие границы Римского государства, превращав-шие его в могущественную мировую державу. Основным социальным делением в Риме стало деление на сво-бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не-которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано-вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен-ность Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 72
Страницы: 1, 2, 3, 4
|