реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

реферат
p align="left">Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч.2 ст.140 УПК).

Классическое понятие включает в себя: а) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела; б) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления. Уголовный процесс. Учебник / од. ред. В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2006. - с. 197

Присоединюсь к мнению авторов о том, что под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из предусмотренных законом источников фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, обладающего теми признаками преступления, которые очерчены гипотезой охранительной уголовно-правовой нормы. По общему правилу гипотеза содержит указание на признаки, характеризующие объективную сторону состава преступления. Основания к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела, несмотря на сходство с рассмотренными основаниями, отличаются от них тем, что достаточность данных определяется исходя из меньшего круга признаков преступления, чем он очерчен в гипотезе охранительной нормы. Достаточность означает требование их полноты, а не достоверности. Фактические данные должны быть достаточными лишь для предположения о совершении деяния. Якупов Р.Х. Уг. процесс: учеб. Для вузов. 5-е изд., испр. и доп. / Науч. ред. В.Н. Галузо. - М.: ТЕИС, 2005. - с. 266

«УПК РФ в полной мере воспроизвел положения старого законодательства о том, что для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и достаточного основания. Но для возбуждения уголовного дела, помимо наличия повода и основания, необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. Поэтому более предпочтительным был бы иной вариант изложения этой нормы закона. Статью 140 УПК РФ целесообразно озаглавить «Предпосылки (условия) возбуждения уголовного дела» и в ее первой части сформулировать общее положение о том, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода, достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. В частях же второй и третьей должно быть соответственно раскрыто то, что служит поводом к возбуждению дела и является основанием для этого». Манова Н.С., Францифоров Ю.В. проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела по новому УПК // Российский судья, № 5, 2003

В ходе проведения проверочных действий уполномоченное должностное лицо определяет, имеются ли достаточные данные, указывающие на признаки преступления, и нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. В случае получения информации о готовящемся или совершаемом преступлении предпринимаются меры по его предотвращению или пресечению. Результатом недобросовестного или некачественного рассмотрения информации может стать как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. «В первом случае велика вероятность подвергнуть уголовному преследованию невиновного, а во втором порождается безнаказанность, создаются условия для рецидива, подрывается вера в неотвратимость наказания за совершенное преступление». Уголовный процесс. Учебник / од. ред. В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2006. - с. 191

4. Нормативная регламентация приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Этим правом обладают и объединения, созданные в сфере экономики и других отраслях деятельности. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов принять , зарегистрировать проверить и разрешить это обращение, т.е. принять обоснованное, законное решение, сообщить об этом обратившемуся, причем аргументировать принятое решение.

Правовыми основаниями этого являются положения Конституции РФ, в частности установления статей 2, 6 ч.2, 7 ч.1, 18, 24, 33, 45, 46, 52 Конституции.

Преступление - это грубейшее нарушение закона, как правило, посягающее на права и свободы человека и гражданина, законные интересы общества и государства. Поэтому порядок разрешения обращений - заявлений и сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, регулирующим деятельность органов, обязанных реагировать на действия, которые являются преступными.

Такая регламентация содержится в УПК РФ. Статьи 140, 141, 143, 144, 145, 146 УПК предусматривают порядок принятия, учета и регистрации любых заявлений и сообщений о преступлении. Соответствующие положения включены в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в Таможенный кодекс РФ, в Федеральные законы «О милиции», «О судебных приставах», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Законодательно определенный порядок приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о совершении преступлений обязателен для всех правоохранительных органов, которые уполномочены рассматривать и разрешать поступающую информацию о преступных проявлениях.

На основании норм Уголовно-процессуального кодекса РФ и других федеральных законов соответствующие ведомства своими нормативными документами конкретизировали порядок приема, регистрации, проверки и разрешения поступающих к ним заявлений и сообщений о преступлениях и утвердили формы регистрационно-учетных документов.

Такими нормативными документами являются:

Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, которая утверждена Приказом МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985.

Инструкция о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, которая утверждена Приказом МЮ РФ от 02.05.2006 г. № 139.

Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, которая утверждена Приказом МЮ от 11.07.2006 г. № 250

Инструкция по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, которая утверждена Приказом ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205.

Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, которая утверждена приказом ФСКН РФ от 09.03.2006 г. № 75.

Инструкция о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры сообщений о преступлениях, которая утверждена Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21.10.2003 г. № 75.

Перечисленные инструкции разработаны и утверждены в соответствии с требованиями типового положения о едином порядке организации, приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений» от 29.12.2005 г. № 39/1070/253/780/353/399. За исключением Инструкции Генпрокуратуры РФ.

Надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях возложен на органы прокуратуры. Правовой основой прокурорского надзора являются положения ст. 129 Конституции РФ, согласно которой прокуратура РФ является единой централизованной системой с подчинением всех прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральными законами. В соответствии с Конституцией РФ Федеральным законом «О прокуратуре РФ» на прокуратуру РФ возложено осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Среди функций прокуратуры данным законом назван надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительной следствие, а также судебными приставами и администрациями органов, учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является частью надзора за соблюдением закона в уголовном судопроизводстве, так как учет, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях - это процессуальная деятельность, осуществляемая в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

5. Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении.

В ст. 144 УПК законодатель наделяет правами приема и разрешения заявлений о преступлении строго ограниченный круг лиц: дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора.

Отметим, что обязанность принятия и проверки заявления (сообщения) о преступлении (право требовать от редакции, главного редактора средства массовой информации имеющиеся в его распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, а также ходатайствовать о продлении срока предварительной проверки ч.2 ст.144 УПК) возложена не только на перечисленных выше лиц, но, однако, и не на всех сотрудников правоохранительных органов.

Принять заявление (сообщение) о преступлении и осуществить его предварительную проверку обязано и вправе только должностное лицо, в компетенцию которого входит возбуждение уголовного дела.

Руководитель следственной группы (ст. 163 УПК) и начальник следственного отдела, например, при условии получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, также приобретает обязанность принять заявление (сообщение) о преступлении, а также осуществить его предварительную проверку. Статус начальника следственного отдела позволяет ему обладать всеми предусмотренными ст. 38 УПК РФ правами следователя (ч. 2 ст. 39 УПК РФ), а значит, и предусмотренными п. п. 1 и 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ правами: а) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ; б) осуществлять иные полномочия следователя, предусмотренные УПК РФ. Руководитель следственной группы имеет право выделять уголовные дела в отдельное производство (ст. 153 - 155 УПК), соответственно - возбуждать таковое.

Правоохранительным органом является учреждение (или должностное лицо) которое согласно закону обязано защищать права, свободы и законные интересы физических (юридических) лиц, государства, субъектов РФ, муниципальных образований и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

Помимо лиц, уполномоченных на принятие заявлений (сообщений) о преступлении и осуществление иной уголовно - процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, к числу правоохранительных органов принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации;

3) арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

4) Международный коммерческий арбитражный суд;

5) Морскую арбитражную комиссию при Торгово - промышленной палате РФ;

6) Третейские суды для разрешения экономических споров;

7) Министерство юстиции РФ;

8) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

9) нотариат;

10) адвокатуру (адвокатскую палату, адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро и юридическую консультацию);

11) некоторые иные, не осуществляющие уголовно - процессуальной деятельности правоохранительные органы. Большинство сотрудников указанных правоохранительных органов не являются субъектами уголовного процесса. Только адвокат может принимать участие в уголовно - процессуальной деятельности, однако, он не наделен правом принятия заявлений (сообщений) о преступлении.

«Предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлении осуществляется путем применения процессуальных средств проверки, а также использования в ходе таковой вовлеченных в уголовный процесс результатов применения непроцессуальных средств проверки.

В литературе высказано мнение, что проверка повода для возбуждения уголовного дела проводится с учетом правил ст. 87 УПК. Так как большинством процессуалистов признается возможность доказывания на стадии возбуждения уголовного дела, данный тезис имеет право на существование. Следует обратить лишь внимание на специфику как доказывания, так и проверки на стадии возбуждения уголовного дела, которая выражается в средствах, задачах, предмете и субъектах доказывания». Рыжаков А.П. Порядок рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении. Комментарий к ст. 144 УПК РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.