реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">Законотворческая деятельность Федер. Собрания воплощается в таких видах законодательных актов, как: основы законодательства, регламент, кодекс, договоры нормативного содержания, законы.

Основы законодательства - законодательный акт, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства, образующие целостное единство. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, которые предусмотрены Федеративным договором.

Регламент - законодательный акт. Закрепляющий порядок деятельности палат Федер. собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму деятельности Совета Федер., Гос. Думы и их рабочих органов.

Кодекс - это законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права соответствующей отрасли права. В нем систематизированы юридические нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Договоры (соглашения) нормативного содержания регулируют отношения РФ и ее субъектов по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением гос-ой воли росс. общества. Этим обусловлена их высшая юр. сила по сравнению со всеми другими актами. Высшим законом является Конст. (Основной закон), которая закрепляет основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования гос-ва, общества, граждан. Она является юр. базой всего текущего законодательства.

Признаки закона: 1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ «регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа; 4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных норм. актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Правотворчество: понятие, субъекты, принципы

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Эта активная творческая деятельность создает нормы, которые воплощаются в нормативных актах. При помощи этого государство управляет обществом, формирует стратегию его развития, устанавливает общеобязательные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативных актов есть показатель цивилизованности и демократии.

Принципами правотворчества являются: научность (издание нормативных правовых актов на основе изучения всех черт сложившейся ситуации (социально-экономической, политической и др.), профессионализм (предписывает заниматься правотворчеством компетентным людям, т.е. юристам, экономистам, управленцам и др.), законность (предписывает действовать в рамках и на основе Конституции и иных законов), демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе), гласность (требует открытости правотворческого процесса для общества, отдельных людей, свободной циркуляции информации).

В зависимости от субъектов правотворчества различают 1. Правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования). 2. Правотворчество государственных органов (парламентской ассамблеи, например, Государственной Думы). 3. Отдельных должностных лиц (президент, министр). 4. Правотворчество органов местного самоуправления. 5. Правотворчество общественных организаций.

Правотворчество включает в себя создание законов и подзаконных нормативных юридических актов. Подзаконными являются указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министров и министерств. Нормы права можно издавать на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, местном.

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий. 1. Стадия законодательной (нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение. 2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п. 3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов. 4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. 5. Принятие нормативного акта. 6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.

Соотношение права и закона

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям: 1) Если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт; 2) Если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы; 3) Если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4) Если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй); 5) Если система нрава имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Законодательный процесс в РФ

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1. Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, ВАС РФ. 2. Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. 3. Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Гос. Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них: проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы); б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч.4 ст.105 Конституции РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 К. РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации»); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч.2. ст.108 Конституции РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4. Опубликование закона (как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Ст. 104 Конст. 1. Право законодательной инициативы принадлежит През. РФ, Совету Федерации, членам СФ, депутатам Гос.Думы, Прав. РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конст. Суду РФ, ВС РФ и ВАС РФ по вопросам их ведения. 2. Законопроекты вносятся в Гос.Думу. 3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федер. бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Прав. РФ.

Ст. 105 Конст. 1. ФЗ принимаются Гос.Думой. 2. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос.Думы, если иное не предусмотрено К. РФ. 3. Принятые Гос.Думой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. 4. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения ФЗ СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос.Думой. 5. В случае несогласия Гос.Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос.Думы.

Ст. 106 Конст. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые Гос.Думой ФЗ по вопросам: а) федер. бюджета; б) федер. налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации межд. договоров РФ; д) статуса и защиты гос. границы РФ; е) войны и мира.

Ст. 107 Конст. 1. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется През. РФ для подписания и обнародования. 2. През. РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его. 3. Если През. РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос.Дума и СФ в установленном К. РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов Гос. Думы, он подлежит подписанию През. РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Ст. 108 Конст. 1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным К. РФ. 2. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос.Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию През. РФ и обнародованию.

Юридическая техника: понятие, основные черты

ЮТ - совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов.

Основным объектом ЮТ является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Средствами ЮТ являются способы юридического выражения воли законодателя и документального изложения текста документа. Средствами юридической техники являются также правовые аксиомы, символы, поправки, классификация, примечания, правовая оговорка. Средствами юридического выражения воли законодателя являются нормативное и системное построение, отраслевая типизация. Норма должна быть выражена в форме предписания: гипотеза-диспозиция-санкция. При этом она помещается в соответствующую отрасль права Словесное изложение включает реквизиты (наименование акта, его заголовок, дату принятия, вступления в действие, подписи), структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность), юридическую терминологию (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия), стиль правового акта (систему приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.