реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей.

В РФ обозначались 3 группы партий: 1. Партии правого толка (антикоммунистической направленности). Их цель - капитализация РФ по заподно-европейскому образцу. Цель включение страны в мировую цивилизацию. 2. Демократические партии центристского характера (не очень отличаются от правых). Задача - демократический процесс модернизации экономической и политической систем. 3. Партии левого крыла (коммунистические, социалистические).

Форма государства: понятие, элементы. Причины разнообразия и смены форм государства

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Категория «форма государства» отвечает на вопрос - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают: 1) Форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские). 2) Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные). 3) Политический (гос-ый) режим (представляет собой систему методов, способов, и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (гос-ые) режимы).

Конкретная форма гос-ва зависит от факторов: 1) уровня экономического развития общества; 2) соотношения классовых сил; 3) национальных и культурных традиций; 4) международной обстановки и т.п.

Причины многообразия форм гос-ва различны. Это различие уровня экономического развития общества, соотношения классовых сил, национальных и культурных традиций, также различная международная обстановка, в которой существует много разных видов обществ и государств.

Форма государства зависит от типа государства (это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации). Соотношение классовых социальных сил также влияет на установление формы государства. Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях - ликвидация антидемократических форм. На федеративное государство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Несомненное влияние на форму государства оказывают традиции (Англия, Япония). Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обуславливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером. Напр., в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.

Формы правления: понятие и виды. Форма правления в РФ

Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением Основными формами правления являются: монархия и республика. Форма правления показывает: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организации высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Монархией называется форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Виды монархий: абсолютная (Сауд.Аравия, Бруней) и ограниченная (Англия, Япония, Испания). Абсолютная монархия - это та, где вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует. Ограниченная - это та, где власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Существует два варианта ограниченной монархии - дуалистическая и конституционная (парламентарная). Дуалистическая соединяет исполнительную власть монарха, назначающего правительство и законодательную власть парламента. Парламентарная сохраняет монарха в качестве символа и фикции. Реальная власть там принадлежит назначенному парламентом правительству во главе с премьер-министром.

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Республики делятся на: президентскую (США), парламентскую (Германия) и смешанную (Франция). Президентская - характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками. Парламентская - характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. Смешанная (полупрезидентская) характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики. Президент в этой республике выбирается населением и имеет значительные полномочия Исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Правительство и премьер ответственны перед парламентом. Реально власть в такой республике можно осуществлять тремя способами. 1. Управление с помощью нормативных указов президента, референдумов. Здесь президент играет решающую роль (Де Голль, Ельцин). 2. В случае победы оппозиции на парламентских выборах правительство возглавляет оппозиционный премьер. Президент и премьер принадлежат противоположным партиям, однако правят совместно с помощью компромисса. 3. спящие полномочия главы государства. Президент сохраняет все свои прерогативы, однако не пользуется ими на практике, являясь только гарантом конституции и демократического развития страны. Эта форма правления типична для Восточной Европы, стран СНГ и России. Она удобна для посттоталитарных государств.

В РФ форма правления - Президентская республика, но обладающая рядом особенностей: 1. На ряду с признаками ПР это напр. контроль Президента за деятельностью Правительства, данная форма имеет элементы парламентской республики, состоящие в том, что Гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу в этом случае будет Президент). 2. Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость гос. власти в целом. 3. Уникальность Р. как федерации не может не быть отраженной в механизме гос. власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт Президентства.

Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы государственного устройства в РФ

Форма гос-го устройства - это элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы:

1) Унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос-го суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции). 2) Федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу). 3) Конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные гос-ые образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного гос-го объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ. Содружество является добровольным объединением государств, они характеризуются определенной однородностью, которая обусловлена экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (например, в СНГ), либо языковым единством (у стран британского Содружества наций), общностью правовой системы, культуры, религии (как у Лиги Арабских стран). Связи между членами содружества не такие тесные, как у участников конфедерации. Поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество - это объединение государств для решения вопросов, от которых зависит жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе Примером является ОПЕК (организация стран экспортеров нефти).

Ассоциация - объединение государств, которые соединились для решения вопросов, относящихся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов). Примером является АСЕАН (ассоциация стран Тихоокеанского региона).

РФ имеет уникальное гос-ое устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. В соответствии с К. РФ «состоит из республик, краев, областей, ГФЗ, авт. области, авт. округов - равноправных субъектов РФ» (ст.5, п.1). «Федеративное устройство РФ основано на ее гос-ой целостности, единстве системы гос-ой власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос-ой власти и органами гос-ой власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ» (ст. 5, п.3). Многообразие субъектов подобного федеративного гос-ва требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом. Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов, как национальных, так и территориальных.

Политический режим: понятие и разновидности

Политический (государственный) режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-го устройства. Согласно одной точке зрения, понятие «политический режим более широкое, чем понятие «гос-ый режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны гос-ва, но и со стороны политических партий, общественных организаций и т.п. Согласно другой точке зрения, данные понятия можно расценивать как тождественные. В зависимости от особенностей набора методов и средств гос-го властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима: 1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общ. жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы). 2) Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. 3) Выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ой власти, их подотчетность избирателям, гласность. 4) Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. 5) Во всех сферах общественной жизни господствует закон. 6) Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. 7) Политический плюрализм, в том числе многопартийность. 8) Разделение властей и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.