реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">Государство выполняет свои функции, издавая нормативно-правовые акты, перераспределяя материальные ресурсы, формируя органы управления, комплектуя их кадрами и осуществляя оперативное управление.

Суверенитет государства: понятие, признаки, значение

ГС - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это верховная независимость власти. Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты гос-ой организации общества. Независимость и верховенство гос-ой власти конкретно выражается в следующем: 1. В универсальности - только решения гос-ой власти распространяются на все население и общественные организации данной страны. 2. В прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти. 3. В наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Прежде всего, различают: внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает верховенство государства в решении внутренних дел. Верховенство государственной власти внутри страны означает ее право устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан. Одним из проявлений государственного суверенитета является территориальное верховенство. Это право государства осуществлять власть в пределах территории государства, которая не может быть изменена без его согласия Принадлежащее исключительно государству право издавать законы также важное проявление верховенства государственной власти. Кроме верховенства суверенитет характеризуется универсальностью, которая означает подвластность юрисдикции государства всех лиц, находящихся на его территории, а также правом прерогативы. Последнее означает право отменить на своей территории любое решение любого органа. Внешний суверенитет - это независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Признаками ГС являются: 1) полновластие в области внутренней и внешней политики. 2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства. 3) равноправие с другими участниками международных отношений. 4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов. Формами осуществления ГС являются: либо образование самостоятельного государства, либо создание суверенного образования в составе федеративного государства. Наличие суверенитета является необходимым условием для признания государства со стороны других государств.

Соотношение государства и права

Право (в юр. смысле) - система общеобязательных, формально-определённых юр. норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: волевой характер, общеобязательность, нормативность, связь с государством, формальная определённость, системность. Государство - организация полит. власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определённой территории. Единство ПиГ - 1. Возникают и развиваются совместно. 2. Имеют одинаковые подходы к сущности и типологии. 3. Выступают средствами управления, инструментами власти. 4. Призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы. 5. Основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Государство является суверенной и универсальной организацией политической власти. Оно призвано обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеет свою территорию, аппарат принуждения, создает право и взимает налоги, необходимые для осуществления своих функций. Взаимодействие ПиГ: 1. С одной стороны, воздействие Г. на П. состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а так же реализует и охраняет его (правоприменение). 2. С другой стороны, П. воздействует на Г., упорядочивая деятельность гос. аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Существуют разные модели взаимоотношения П. и Г. 1. Г. стоит над П и им не связано (тоталитарная модель). 2. П. верховенствует над Г. (либерально-демократическая модель, теория правового государства). Сегодня он является утопией. 3. Г. создает П., но в своей деятельности связана им (реалистическая модель). В последнем случае налицо единство П. и Г. и их взаимное влияние друг на друга Единство П. и Г. заключается в том, что в основе их возникновения лежат одни и те же причины. И то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда). У них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества. Г. влияет на П. тем, что создает права, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права. П. влияет на Г. тем, что констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства П. законодательно закрепляет структуру Г., его механизм, форму, принципы и пределы деятельности, компетенцию гос. органов и должностных лиц Оно является средством осуществления задач и функций Г., закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

Политическая система общества: понятие, структура, виды

IIC - система политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами. В состав ПС включаются: государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения. В зависимости от партийного состава ПС бывают: однопартийные, двухпартийные, многопартийные, многопартийные с одной доминирующей ведущей партией. Для демократических ПС характерным является политический и идеологический плюрализм. Для недемократических - наличие одной правящей партии или многих партий; но доминирующей роли одной из них, и одной, господствующей идеологии.

ПС - это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель - благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимной поддержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития.

В ПС общества входит государство, как главная властвующая и организующая сила общества. Оно обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций. Это достигается путем предоставления гражданам права на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами (слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций). Государство помогает им материально и защищает собственность общественных организаций. Государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций, что сводится к утверждению уставов. Внутренние отношения членов организации регулируются не правом, а уставом и иными нормами общественной организации. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства.

Взаимодействие государства с другими институтами политической системы общества

Государство занимает в политической системе общества главное место. Оно охватывает все население, проживающее в его границах. Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем. Государство обладает особым государственным аппаратом, исполнение велений которого обеспечивается принудительной силой. Оно также располагает юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто, кроме него. Исходя из этого, становится ясно, что всегда существует тенденция к поглощению государством всей политической системы, и даже всего общества. Такова реальность тоталитарных политических режимов. Поэтому важно конституционно установить и реально гарантировать и обеспечить пределы деятельности государства. Вывести из его сферы деятельности некоторые отношения удалось только в последние 200 лет. Тем самым государство стало иметь ограниченную власть, получив статус и характер правового, а общество приобрело автономию от государства, оно и его внутренние отношения стали свободными, что получило наименование гражданского общества. Описанная ситуация дает государству роль арбитра, который решает спорные и конфликтные проблемы, служит интегратором различных узких локальных интересов в общенародные и общегосударственные.

Кроме государства в политическую систему входят также партии и другие общественные организации. Партии выражают волю различных групп населения, они взаимодействуют с государством в ходе борьбы за власть, действуют в рамках законодательства, под защитой его и государственных органов.

Общественные организации - это объединения граждан, созданные в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Они действуют по воле граждан, должны соблюдать конституцию, не посягать на территориальную целостность государства, его безопасность, не создавать вооруженных формирований. В демократических странах в данных рамках общественные организации действуют свободно. Право на создание общественных организаций гарантируется конституцией и международными пактами о гражданских правах. Среди них профсоюзы, кооперативы, творческие союзы и добровольные общества. Ограничения общественных организаций допускается в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Политические партии и формы их участия в управлении государством

Полит. партии - наиболее активная часть определенной социальной группы, преследующая цель избрания своих представителей на правительственные посты. Через полит. партии осуществляется участие масс в управлении общественными делами.

Признаки полит. партии: долговременность действия, стремление к обладанию властью или участию в ее осуществлении, поиск народной поддержки (особенно путем выборов).

Полит. партия непосредственно связана с соц. группами и слоями, формируется и действует на основе устава, принятого всеми членами, идеологами политических ценностей. Функции полит. партии зависят от особенностей политических систем, режимов, состояния гражданского общества, уровня соц. политического развития страны.

Основная функция - защита интересов различных соц. групп в политической системе. Вторая функция - разработка идеологий и политических доктрин, отражающих интересы общественных групп. Партии участвуют в политическом процессе, способствуя совершенствованию полит. системы (наоборот, стараются разложить ее, формируя общественное мнение). Назначение политической партии: 1. Осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности. 2. Активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений. 3. Снятие ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения.

Партии могут быть: 1. Классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские). 2. Национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.). 3. Проблемными, вызванными и подчиняющими свою программатику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.). 4. Государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов. 5. Формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки. 6. Гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.