реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Статус военнослужащего

реферат
акое положение в одной из самых важных сфер социальной защиты военнослужащих, по мнению специалистов, является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии: большинство военнослужащих, не получивших жилье от Минобороны России, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья; социально-бытовая неустроенность влияет, кроме прочего, и на демографическую ситуацию среди офицеров (по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза); растет финансовая нагрузка на бюджет Министерства обороны, поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья и остается в распоряжении командира части, продолжает получать положенное денежное довольствие и т.д.

Столь критичная ситуация с жилищным обеспечением, сложившаяся в настоящее время в армии, требует от руководства страны и «силовых» структур решительных шагов по ее решению. Одним из основных способов решения жилищного вопроса военнослужащих и одновременным созданием новой системы обеспечения их жильем стала разработка и реализация накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). Она была введена в действие 1 января 2005 года на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года // Российская газета. 2004. 25 августа. (далее - Закон).

Действие НИС заключается в формировании жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования. Новая система обеспечения жильем военнослужащих разрабатывалась с учетом рыночных условий современной российской экономики, поэтому в ней задействован такой рыночный механизм, как ипотечное кредитование, который еще не в полной мере получил развитие в нашей стране. При этом нужно отметить, что российские военнослужащие вряд ли хорошо знакомы со сложными механизмами ипотеки. Для прогнозирования результативности работы НИС и определения возможных дисфункций новой системы необходимо проанализировать правовые отношения, которые могут возникнуть в системе взаимодействия «экономика страны - государство - Минобороны России - военнослужащий - экономика страны».

Накопительно-ипотечная система кредитования жилья военнослужащих является элементом общей ипотечной системы и взаимосвязана с явлениями, процессами, тенденциями и реальными изменениями, которые происходят в ней. Для лучшего понимания вопросов, связанных с НИС военнослужащих, необходимо оценить обстановку на рынке жилья и предоставления ипотечных услуг в целом.

К настоящему времени в современной России уже сформировалась основа для развития системы ипотечного бизнеса и его составной части - ипотечного жилищного кредитования. По оценкам экспертов, в стране действует около десятка ипотечных моделей. В тоже время рынок предоставления кредитов в настоящее время входит в стадию активного развития Терновская Е. Ипотека: проблемы, перспективы. М., 2005. С. 111..

Лучшие доказательства развития ипотеки в России предоставляет статистика: по данным главного аналитика Российской гильдии риэлтеров Геннадия Стерника. В 2001 году в России было выдано 1,7 млрд. руб. ипотечных кредитов, в 2002-м - в два раза больше (3,3 млрд.), а в 2003-м - уже 10,5 млрд. (15 млрд. - по данным президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна). Данные различных источников за 2004-2005 годах указывают на ежегодный рост объемов ипотечных кредитов в 1,5-2 раза. Минэкономразвития прогнозирует увеличение их в 2006 года до 180 млрд. руб.

Основания для оптимистичного прогноза развития ипотечного кредитования также можно черпать в информации о национальном проекте «Доступное жилье». В нем, в частности, предусматривается широкое применение метода льготного ипотечного кредитования, когда первоначальная сумма вносится государством, и выплаты по кредиту осуществляются по сниженным ставкам. Это позволяет сделать доступным жилье для таких категорий граждан, как военнослужащие, ветераны, инвалиды, молодые семьи. Введение НИС для военнослужащих в этом смысле является, видимо, самой радикальной моделью обеспечения граждан социальным жильем.

В настоящее время жилищная проблема для россиян становится по-настоящему актуальной. Система обеспечения жильем, существовавшая в условиях нерыночной (советской) экономике, исчерпала свой потенциал. Поэтому развитие ипотеки в России - это необходимое условие социального благополучия граждан в рыночных условиях.

Однако существует ряд препятствий для развития ипотеки, среди которых два основных - это общая неразвитость рынка долгосрочного кредитования и несовершенство законодательства в этой сфере. Кроме этого, экономисты указывают на такие негативные факторы развития ипотеки в России, как низкие доходы населения и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений, а также слабое развитие банковской системы.

В России только 10% жилья приобретается с привлечением ипотечных кредитов, а по более пессимистичным оценкам - и того меньше. Реальное количество семей, способных воспользоваться сегодня ипотекой, вряд ли превышает 3-4%. Основная причина - большой первоначальный взнос (как правило, 30% стоимости жилья) и высокие кредитные ставки. На сегодня они составляют около 14% при темпах инфляции примерно в 10-11%.

Однако уже в настоящее время государство делает ряд шагов по приведению ипотечной системы в соответствие с возможностями населения.

Чтобы улучшить ситуацию, Правительство РФ собирается к 2008 году довести ставку ипотечного кредитования до 10% годовых, а к 2001-му - до 8%. В 2006 году она должна снизиться до 12%. В 2002 году она составляла 18%. Еще один инструмент для повышения доступности ипотеки - планируемое снижение первоначального взноса за жилье до 20%.

Последние изменения в законодательстве о статусе военнослужащих связаны, прежде всего, с переориентацией натуральных форм материального обеспечения на денежные. Наиболее кардинальные изменения относительно этого процесса произошли в системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В результате изменений законодательства, регулирующего жилищное обеспечение военнослужащих, сложились следующие направления решения жилищной проблемы этой социально-профессиональной категории.

Первое. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут выполняться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.

Второе. Обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, не имеющих его и проживающих в служебном жилье, заключивших контракт после 1 января 1998 года, но не подпадающих под действие Закона о НИС.

Третье. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Это необходимо как для обеспечения служебным жильем военнослужащих, заключивших контракт после 1998 года, так и для категорий военнослужащих, подпадающих под действие Закона о НИС.

Четвертое. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершению службы или при реализации своего права на жилище через ипотечное кредитование.

По состоянию на 2006 год из четырех выпусков офицеров, которые имеют право добровольно вступать в НИС, уже закончили в вузы два выпуска. Все офицеры, которые будут выпускаться после этих четырех выпусков, в обязательном порядке вступают в НИС и обеспечиваются жильем по новой системе.

В 2008 году первые добровольные участники НИС из числа офицеров получат право, используя накопленные средства, взять ипотечный кредит иприобрести жилье, в 2011-2012 годах офицеры - первые обязательные участники НИС - также получат это право. На этом этапе НИС должна заработать на практике. Остается надеяться, что избранный в 2008 году президент и команда, которая будет осуществлять социальную политику государства, будут учитывать важность данного вопроса и социальную обстановку в стране ввиду ряда проблем в реализации НИС, которые очевидны уже сейчас.

Выпускники военных учебных заведений 2002, 2003, 2004-го годах - нынешние старшие лейтенанты и капитаны - к началу действия НИС будут практически составлять среднее звено офицерского корпуса. При этом они невольно окажутся связующим звеном между офицерами «старой закалки» и «новой формации». Жилищное обеспечение этих офицеров строится на принципах отличных от тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, но и под действие новой НИС они не подпадают.

Офицеров, заключивших контракт до 1 января 1998 года, государство должно обеспечить постоянным жильем в ходе службы и по увольнению через 10 лет службы «за счет предоставления жилья для постоянного проживания в рамках действующего законодательства». Другими словами, для этой категории офицеров Минобороны либо построит (купит) квартиру, либо частично оплатит государственный жилищный сертификат.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон) от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ).

Реализация накопительной системы обеспечения военнослужащих жильем осуществляется Министерством обороны в целях создания механизма гарантированного обеспечения жильем военнослужащих.

Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15-20 лет) и предусматриваемые в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.

Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

При этом расчетно принято, что за 17-летний срок участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 кв. м, исходя из расчетного состава семьи 3 чел. В федеральном бюджете на 2005 год предусмотрен размер накопительного взноса на одного участника в сумме 37 тыс. руб. в год.

В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются жилыми помещениями по социальной норме площади жилья (18 кв. м общей площади на человека), с учетом членов семьи (среднестатистическая семья военнослужащего 3-4 чел.).

Отдельным категориям военнослужащих (в званиях полковник и выше, преподавателям вузов, командирам частей, военнослужащим, имеющим почетные звания или ученые степени) предоставляется дополнительная общая площадь жилья в размере от 15 до 25 кв. метров.

Программа предусматривает накопление средств на счету военнослужащего с таким расчетом, чтобы при достижении 20 лет выслуги военнослужащий мог приобрести собственное жилье в размере, соответствующем социальным нормам, и в любом регионе, выбранном им для постоянного места жительства.

При продолжении службы сверх 20 лет, средства на счету военнослужащего будут увеличиваться, что позволит ему приобрести жилье, превышающее по площади социальную норму.

К концу 2007 года ожидается участие в данной системе более 160 тыс. военнослужащих, а в 2008 году, т. е. уже через два года, первые ее участники получат право на заключение договора о предоставлении целевой жилищной ссуды по ипотечному кредиту и приобретение жилья.

В настоящее время НИС существует только «на бумаге», так как нет практического опыта ее реализации. Однако уже сейчас анализ нормативно-правовых актов, регулирующих действие НИС показывает, что в ней существуют проблемы, ставящие под сомнение реальность выполнения основной цели новой системы обеспечения военнослужащих жильем.

Изучение мнений военных юристов, экономистов и социологов, вторичный анализ статистических и социологических данных, а также проведение исследования Социологическим центром ВС РФ среди офицеров частей и подразделений по всеармейской выборке позволили определить проблемные моменты реализации НИС.

В октябре 2005 года Социологический центр провел в частях и подразделениях Вооруженных Сил социологическое исследование, целью которого являлся анализ мнения офицеров о НИС и определение проблемных вопросов ее реализации.

По результатам анализа данных, только каждый десятый (11,9%) из опрошенных офицеров в той или иной степени удовлетворен тем, как решены жилищные проблемы военнослужащих. Большинство респондентов либо вообще не удовлетворены (58,5%), либо скорее не удовлетворены (23,8%) тем, как государство решает вопрос предоставления военнослужащим жилья (затруднились ответить - 5,8%).

Одной из проблем реализации НИС является недостаточная информированность личного состава о содержании и специфике новой системы обеспечения жильем военнослужащих. Органам военного управления, командирам частей и подразделений нужно учитывать при работе с молодыми офицерами такие факторы, как недостаточную осведомленность потенциальных участников НИС об особенностях ее действия.

При этом более половины (50,9%) ответивших не верят в то, что НИС способна решить жилищную проблему молодых офицеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.