реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Статус военнослужащего

реферат
оеннослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге. Факт приведения к Военной присяге имеет существенное правовое значение, так как именно с ним связывается возложение обязанностей военной службы в полном объеме, в том числе выполнение боевых задач, задач в условиях чрезвычайною положения и вооруженных конфликтов, военнослужащий становится в полном объеме субъектом дисциплинарной ответственности. В литературе высказано ошибочное мнение, что принятие присяги образует служебное правоотношение См.: Старилов Ю. Н. Служебное право: Учебник. М., 1996. С. 229..

Моменты приведения военнослужащего к Военной присяге и возникновения военно-служебного правоотношения не совпадают. Военно-служебное правоотношение возникает с началом военной службы, которое для разных категорий военнослужащих дифференцировано (например, для граждан, поступивших на военную службу по контракту, -- день вступления в силу контракта; для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе, -- день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы и т. д.), а приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца (п. 1 ст. 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

С началом военной службы связывается присвоение воинских званий гражданам, не пребывающим в запасе и поступившим на военную службу. Военная служба исполняется в соответствующем правовому положению гражданина воинском звании.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ // Российская газета. 1998. 2 апреля. военную службу граждане исполняют в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, о которых говорилось в главе первой настоящего исследования. Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» О статусе военнослужащих: Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года (в посл. ред. Федерального закона от 6 января 2007 года) // Российская газета. 1998. 3 июня; 2007. 11 января.). Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только лишь в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью). Военные сборы они проходят в воинских званиях запаса.

Итак, в соответствие с законодательством Российской Федерации понятие «военнослужащий» имеет следующие признаки:

- во-первых, военнослужащий -- это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, призванный на военную службу или поступивший на военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту. Гражданин, зачисленный на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;

- во-вторых, военнослужащий должен отвечать требованиям законодательства о военной службе;

- в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном порядке воинское звание;

- в-четвертых, военнослужащий выполняет функции в составе государственных органов и организаций, в которых Законом предусмотрена военная служба, в административно-политической сфере (оборона и безопасность);

- в-пятых, военнослужащие принимают Военную присягу на верность государству -- Российской Федерации.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 // Российская газета. 2000. 24 февраля..

Значительная по численности социальная группа военнослужащих По данным периодической печати, общая численность Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых граждане Российской Федерации проходят военную службу, на вторую половину 2006 года составляла около 3 млн. человек // Российская газета. 2007. 12 февраля. и, главное, различия в объеме полномочий в зависимости от занимаемой должности и присвоенных воинских званий, а также необходимость четко установленного порядка в служебных отношениях -- все это выдвигает потребность в обоснованной и официальной классификации военнослужащих. Таким образом, основания классификации целесообразно искать в законодательстве о военной службе и статусе военнослужащих.

Классификация военнослужащих может быть проведена по следующим основаниям:

1) виды военной службы;

2) служебно-правовое положение военнослужащих;

3) должностное положение военнослужащих;

4) характер полномочий военнослужащих.

Применительно к классификации видов военной службы, военнослужащие делятся:

а) по функциональному предназначению государственных органов и организаций и ведомственному признаку -- на военнослужащих, проходящих военную службу войсковую (в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях) и в государственных органах;

б) по способу поступления на военную службу и ее прохождения -- на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, являющейся одной из форм воинской обязанности граждан Российской Федерации, и военную службу в добровольном порядке (по контракту);

в) по составам военнослужащих -- на солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов; офицеров.

По служебно-правовому положению все военнослужащие делятся на начальников и подчиненных. Указанная классификация обусловлена особенными принципами военной службы: единоначалие, субординация, воинская дисциплина, составляющими существо военно-служебных отношений, и основана на ст. 31 УВС ВС РФ, согласно которой по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными.

Кроме того, военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками и подчиненными, могут быть старшими и младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию должны беспрекословно выполнять эти требования старших.

Признаком, определяющим начальника, может также служить право налагать взыскания на подчиненных.

По должностному положению военнослужащие делятся на исполняющих военную службу на воинских должностях, на государственных должностях, в том числе государственных служащих, и исполняющих военную службу не на воинских или иных должностях.

Как правило, военную службу военнослужащие исполняют на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. Однако в ряде случаев военнослужащий может исполнять военную службу не на воинской должности. К таким случаям относится прикомандирование военнослужащих к органам, организациям и учреждениям, в которых исполнение военной службы не предусмотрено, а также нахождение в распоряжении соответствующего командира или начальника.

В литературе общепринято деление государственных служащих в зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, на руководителей, специалистов (исполнителей) и вспомогательный (обеспечивающий) персонал См., например: Бахрах Д. Н. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2006. С.126 и др.. С определенной долей условности и учетом военно-служебной специфики указанное основание классификации может быть применено к военнослужащим.

Особую группу военнослужащих составляют представители власти, облеченные государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении. К ним относятся военнослужащие, исполняющие военную службу на должностях судей военных судов и военных прокуроров и следователей.

1.2. Статус военнослужащего: понятие и конституционно-правовые аспекты

Понятие «правовой статус» часто употреблялось в законодательстве и в юридической литературе в прошлые годы
. В настоящее время этот термин также широко используется юристами. Через него наиболее полно можно охарактеризовать связи и права личности, отразить все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Его обычно применяют когда, речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, организации, учреждения), так и индивидуального (военнослужащего, воинского должностного лица и т. п. ).

Так, в Конституции Российский Федерации термин «статус» употребляется применительно к правовому статусу личности (ст. 64), а также применительно к субъектам Федерации (ч. 1 ст. 66). Федеральным законом «О статусе военнослужащих» закреплены основы статуса военнослужащих в Российской Федерации.

При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов.

Так, Н. В. Витрук правовой статус личности определяет как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством См.: Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социалистическом государстве. М., 1979. С. 29.. В. А. Кучинский включает в юридический статус также юридическую ответственность См.: Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.. Другие включают в него общую правоспособность и гарантии, гражданство и другие элементы Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С.30 -- 31..

По мнению Е. А. Лукашевой, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий) См.: Общая теория прав человека (авт. кол. под рук. Е. А. Лукашевой). М., 1996. С. 29-30.. Она предлагает ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру, а предстатусные и послестатусные положения включить в понятие «правовое положение», которое часто употребляется наряду с понятием «правой статус» при характеристике того или иного субъекта права.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Ученые, занимающиеся изучением правового положения личности (Н. В. Витрук, В. И. Новоселов, В. А. Патюлин и др.), развили далее данную правовую категорию, выделив различные виды правового статуса. По их мнению, общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности). Специальные правовые статусы (у В. А. Патюлина -- модусы) личности -- права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом специфики социального, служебного и иного положения личности. Исходя из этого, делается вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций См., например: Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С.198-199..

Н. И. Матузов отделяет от общего (конституционного) статуса гражданина специальный, или родовой, статус определенной категории граждан, отражающий особенности их положения (например, учителей, военнослужащих, рабочих и т. д.). Указанные слои, группы, обладая общим (конституционным) статусом гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002. С. 236.

, то есть содержание конституционно-правового статуса конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по какому-либо признаку: профессиональному, социальному, возрастному и т. д.

В данном случае общее конкретизируется в особенном, то есть правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу (п. 3 ст. 2). Субъектами государственно-правового отношения по поводу военной службы выступают, с одной стороны, государство, в лице Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с другой -- граждане Российской Федерации, проходящие военную службу и тем самым исполняющие конституционную обязанность по защите Отечества, то есть военнослужащие. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря. вопросы обороны и безопасности отнесены к ведению Российской Федерации, то есть правовое регулирование в этой сфере относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства и основополагающие вопросы, касающиеся прохождения гражданами Российской Федерации военной службы, и вытекающие из этого ограничения их прав и свобод как человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.