Создание общественных организаций
Содержание - Введение
- 1. Загальна характеристика громадських об'еднань в Україні та їх конституційно-правового статусу
- 1.1 Поняття громадської об'єднань
- 1.2 Конституционно-правовой статус общественных объединений: понятие та структура. Нормативные основы организации и деятельности общественных объединений в Украине
- 2. Порядок регистрации общественных организаций
- 2.1 Система и класификация общественных організаций в Украине
- 2.2 Функции общественных организаций
- 3. Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
- 3.1 Проблемы создания, развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе
- 3.2 Направления совершенствования системы обеспечения деятельности общественных организаций
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
ВведениеАктуальность исследования.В связи с процессом трансформации украинского общества, общественные организации переживают новый этап становления, постепенно институционализируются, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие общественных организаций в современных условиях можно охарактеризовать как неустойчивое, меняющееся быстрыми темпами. Они осуществляют свою общественную деятельность, опираясь на новые ориентиры, ищут более эффективные формы взаимодействия с молодежью, государственной властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.Общественные организации оказывают особое влияние на развитие институтов гражданского общества в Украине. Общественные организации не только являются субъектами социальной политики и представляют интересы различных социальных групп, но и осуществляют приоритетную деятельность по реализации "государственного заказа". В этом случае, организации и движения служат одним из эффективных инструментов воспитания и контроля молодого поколения. Поэтому на современном этапе трансформации отечественного социума приобретает особую значимость вопрос о важнейших факторах формирования и эффективности функционирования общественных организаций и их доминирующих социальных функциях.С точки зрения эффективности функционирования украинских общественных организаций важным представляется анализ форм их взаимодействий в условиях возрастающей конкуренции за доступ к различным социальным ресурсам в рамках национального пространства.Таким образом, актуальность исследования функционирования общественных организаций в Украине определяется множеством факторов. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию государственной политики позволит улучшить эффективность деятельности общественных организаций и будет способствовать включению современного украинца в процесс демократизации.По данным Госкомстата Украины на 1 января 2008 г. в Украине функционировало 54862 общественных организаций [49].За последние годы отмечается рост активности общественных объединений практически во всех областях деятельности. Тем не менее, на фоне высокой потребности в помощи общественных организаций по решению важнейших социальных проблем, степень их активности все еще существенно ниже, чем степень ее необходимости.Как правило, общественные организации создаются для решения проблем, связанных с поддержкой социально уязвимых слоев населения, защитой прав и интересов различных групп населения, просвещением, организацией досуга, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем общественные организации пытаются решать в сотрудничестве с государством и коммерческими организациями.Значение общественных организаций обусловлено следующими факторами [47]:1. Ярко выраженной социальной направленностью деятельности.Общественные организации оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, общественные объединения предоставляют дополнительные рабочие места.2. Массовостью.За помощью в общественные организации обращается множество людей. Для решения поставленных проблем общественные организации создают собственную инфраструктуру: средства массовой информации, библиотеки, учебные центры, базы данных и т.д.3. Высоким интеллектуальным потенциалом организаторов и участников.Степень разработанности темы.Исследования в области функционирования общественных организаций опираются на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу. В работах классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. де Токвиля и др. представлен анализ социальных институтов и организаций, групп интересов и групп давления. Проблема повышения роли общественных организаций применительно к странам Запада нашла свое отражение в работах Э. Арато, Р. Арона, А. Лейпхарда, Ю. Хабермаса и др.В западной социально-психологической традиции основы современных исследований общественных организаций заложили Г. Тард и Г. Лебон. На базе разработанной ими теории коллективного поведения в середине прошлого века сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений. Такие исследователи как Л. Фойер, С. Фрис, Э. Эриксон, А. Эткинд, Л. Гозман и Г.Г. Дилигенский акцентируют внимание на личностной мотивации участников, социально-психологической характеристике участников общественной организации. Данный подход был продолжен теорией коллективного действия (Г. Блумер, Н. Смелзер) и теорией массового общества (X. Арендт, У. Корнхаузер, С. Липсет).Сторонники культурологической стратегии анализа общественных организаций считают, что в экономически развитых странах основными причинами тех или иным социальных действий является стремление удовлетворить духовные потребности (А. Турен, Д. Лаперони, Ж. де Торсак, К. Мангейм, М. Мид).В социологической науке значительный вклад в разработку проблемы исследования деятельности общественных организаций был сделан еще в советский период. Серьезное значение для анализа исследуемого феномена имеют работы: В.В. Костюшева, Г. Ильинского, В. Воронкова и других исследователей, посвященные специфике движений конца 80-х - начала 90-х гг. Исследования демократических движений в контексте политических и социальных трансформаций в СССР в 1990-х - 2000-х гг. были продолжены такими учеными как Л. Гордон, Э. Клопов, В. Пастухов, которые в своих работах анализируют состояние и механизмы формирования идеологии организаций общественных движений.Среди работ, рассматривающих проблемы институционализации социальных субъектов в современной Украине, можно выделить труды Новичковой Г.В., Лойко Л.В., Гаевой Н.П., Колодия А.В., Додиной Е.Е.Исследованиям актуальных проблем становления гражданского общества в современной Украине и эффективного функционирования его основных институтов, в том числе общественных объединений, посвящены труды Онищенко О.С., Скрипнюк О.В., Максименко О.М.Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований деятельности и эффективного функционирования общественных организаций. В настоящее время возрастает необходимость комплексного анализа данного вопроса.Необходимость изучения общественных организаций послужила основополагающим фактором, повлиявшим на выбор темы дипломного проекта, его целей и задач.Объектом исследования являются общественные организации.Предмет исследования составляют факторы и условия деятельности современных общественных организаций в Украине.Цель работы: выявить пути оптимизации эффективности общественных организаций Украины в условиях трансформирующегося украинского социума.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:Выявить особенности социологического подхода к анализу современных общественных организаций.Раскрыть тенденции формирования и развития современных общественных организаций, их отличительных черт.Обосновать основные критерии эффективности деятельности общественных организаций в условиях современной Украины.Определить пути оптимизации эффективной деятельности общественных организаций в Украине.Теоретико-методологические основы исследования.Методологической основой дипломной работы выступили принципы структурно-функционального подхода, позволяющие определить место общественных организаций в структуре гражданского общества и их роль в социальной политике. В работе также использованы общенаучные методы, сравнительно-исторический метод.Теоретической базой исследования является теория структурации Э. Гидденса, концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Принципиально важным является понимание места общественных организаций в структуре отечественного социума, обоснованное в работах Т.А. Лугининой и О.А. Родиной.Эмпирической базой дипломного исследования выступили:статистические данные;нормативно-правовая база Украины, в том числе закон Украины "Об объединениях граждан";результаты социологических исследований о деятельности общественных организаций в Украине;материалы СМИ;программы и уставы общественных организаций и движений.Научно-теоретическая и практическая значимость работы.Результаты данного исследования могут быть использованы органами государственной власти при подготовке управленческих решений, выработке социальной политики органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Отдельные рекомендации и выводы могут послужить основой по повышению эффективности работы общественных организаций, в их взаимодействии с различными социальными субъектами и между собой.1. Загальна характеристика громадських об'еднань в Україні та їх конституційно-правового статусу1.1 Поняття громадської об'єднаньПраво громадян на свободу передбачено в Загальній декларації прав людини й гарантовано Конституцію та законодавством України.Стаття 36 Конституції України закріплює право громадян України на свободу об'єднання в політичні партії та громадські організації для здійснення й захисту своїх прав і свобод і задоволення політичних, економічних, соціальних, культурних та інших інтересів. При цьому ніхто не може бути примушений до вступу в будь-яке об'єднання громадян чи обмежений у правах за належність чи неналежність до політичних партій або громадських організацій.Форми суспільної активності громадян виражено в діяльності їх різних об'єднань, тому поняття "об'єднання громадян" є узагальнюючим, що відбиває різноманітність цих форм у реальному житті суспільства.Діяльність об'єднань громадян носить найрізноманітніший характер, її може бути спрямовано на участь у розробленні державної політики, розвиток науки, культури, відродження духовних цінностей, розв'язання конкретних соціальних проблем окремих категорій і груп громадян, здійснення благодійної діяльності, охорону навколишнього природного середовища, обумовлено спільністю професійних та інших інтересів громадян тощо.Одним із критеріїв класифікації об'єднань громадян може слугувати мета їх діяльності. Так, у Законі України "Про об'єднання громадян" від 16 червня 1992 р. наведено чітке визначення різновидів об'єднань громадян - політичних партій і громадських організацій. У свою чергу згідно із Законом України "Про політичні партії в Україні" політичною партією визнається зареєстроване відповідно до закону добровільне об'єднання громадян - прихильників відповідної загальнонаціональної програми суспільного розвитку, яка має за мету сприяння формуванню и вираженню політичної волі громадян, участі у виборах та інших політичних заходах.На відміну від політичної партії, громадською організацією е об'єднання громадян, створене для задоволення й захисту своїх законних соціальних, економічних, творчих,, національно-культурних, спортивних та інших інтересів.Найповнішу характеристику об'єднань громадян дозволяє дати їх класифікація за організаційно-правовими властивостями, згідно з якими виділяють:масові об'єднання громадян (політичні партії, творчі спілки, релігійні організації, добровільні товариства, професійні спілки тощо);органи громадської самодіяльності (народні дружини по охороні громадського порядку);органи громадського самоврядування (ради й колективи мікрорайонів, домові, вуличні комітети та ін).Об'єднання громадян можуть класифікуватися і за масштабами діяльності. Згідно з цим критерієм можна виділити об'єднання громадян, які діють у масштабах усієї держави, масштабах окремих адміністративно-територіальних одиниць та їх частин, а також об'єднання громадян, діяльність яких носить міжнародний характер і поширюється на територію не тільки України, а й інших держав. При цьому політичні партії діють тільки в державному масштабі. Масштаб діяльності органів громадської самодіяльності та органів громадського самоврядування обмежений кордонами конкретних адміністративно-територіальних одиниць.Об'єднанням громадян притаманні ознаки, що відрізняють їх від державних організацій. При цьому можна виділити загальні ознаки, характерні для всіх об'єднань громадян, а також окремі специфічні ознаки, властиві тим чи іншим об'єднанням громадян.До загальних ознак слід віднести:1) добровільність об'єднання. Це відображено в добровільності вступу та виходу з об'єднання громадян, методах роботи, сутністю яких є досягнення певної мети внутрішньо-організаційними методами, особливих формах примусу, з яких найвищою є виключення із членів об'єднання громадян;2) організаційні заходи, якими в діяльності об'єднань громадян виступають самоврядування та саморегуляція;3) відсутність у об'єднань громадян внаслідок їх природи державно-владних повноважень (за винятком випадків, коли держава делегує окремі повноваження такого роду й закріплює їх законодавчо, наприклад, закріплення за громадськими інспекторами охорони природи права складати протоколи про адміністративне правопорушення).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|