реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Российское уголовное право

реферат
p align="left">в) условия воспитания несовершеннолетнего;

г) уровень психического развития несовершеннолетнего;

д) степень и мера влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту;

е) иные психосоциальные особенности личности несовершеннолетнего, способные оказать влияние на назначение наказания;

ж) смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

Вместо наказания к несовершеннолетнему правонарушителю могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, особенность которых состоит в том, что их назначение не влечет за собой судимости. Назначение принудительных мер воспитательного воздействия - разновидность освобождения лица от уголовной ответственности. Однако следует заметить, что элементы кары при этом присутствуют. Они находят выражение хотя бы уже в принудительности исполнения соответствующих мер, а также в некоторых ограничениях, которые им сопутствуют. Поэтому правильнее было бы говорить об освобождении несовершеннолетнего от наказания.

Для применения принудительных мер воспитательного воздействия закон требует соблюдения ряда условий. Во-первых, несовершеннолетний должен совершить преступление небольшой или средней тяжести. Во-вторых, правоприменителю необходимо прийти к выводу о нецелесообразности применения реального наказания, полагая возможным достижение целей наказания иными средствами.

В случае благоприятного для несовершеннолетнего прогноза ему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Из всего перечня принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему можно применить одну или сразу несколько, при этом продолжительность мер, указанных в п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК, устанавливается: при совершения преступления небольшой тяжести на срок от одного месяца до двух лет. А при совершении преступления средней тяжести на срок от 6 месяцев до 3-х лет. Если осужденный систематически не исполняет принудительные меры воспитательного воздействия, тогда они отменяются, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В ст. 91 УК раскрывается содержание каждой из мер перечисленных в ст. 90 УК.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.

Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут выражаться в предъявлении осужденному различного рода требований по усмотрению правоприменительного органа. Примерный их перечень содержится в ч. 4 ст. 91 УК.

Закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих на передачу им несовершеннолетнего под надзор. Однако работа по нравственному перевоспитанию подростка требует не столько усилий, сколько желания, поэтому упомянутый Пленум Верховного Суда РФ обязывает суд спрашивать согласия попечителей для осуществления надзора. В случае нежелания родителей или лиц, их заменяющих, несовершеннолетний не должен передаваться на их попечение.

Существуют особенности и при применении такой принудительной меры как возложение обязанности загладить причиненный вред. Вред может быть материальным или моральным. В случае причинения материального вреда самостоятельную ответственность, в силу требований норм ст. 21 и 27 ГК, несут несовершеннолетние, которые в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полной дееспособностью.

19.3 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания

Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида освобождения несовершеннолетнего осужденного от наказания: освобождение от реального исполнения наказания и освобождение от дальнейшего его исполнения.

Несовершеннолетний может быть досрочно освобожден из воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения на основании положительного прогноза о том, что его нравственное и психофизиологическое состояние не нуждается более в коррекции репрессивными мерами или не нуждается в терапевтическом воздействии, и субъект уже не представляет собой опасность для общества.

Лечебно-воспитательное и воспитательное учреждение - не место исполнения наказания и помещение туда наказанием не является.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы после фактическою отбытия:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Сроки давности исполнения обвинительного приговора и привлечения лица к уголовной ответственности для несовершеннолетних уменьшены наполовину по сравнению с предусмотренными в ст. 78 и 83 УК. Сроки погашения судимости для несовершеннолетних также сокращены и составляют:

- один год после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

- три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 95 УК).

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного суд может распространить либеральные положения правового отношения к преступникам-несовершеннолетним и на лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). К таким лицам нельзя применять помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних либо помещение в воспитательную колонию.

Тема 20. Принудительные меры медицинского характера

20.1 Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

Установленные Уголовным кодексом РФ принудительные меры медицинского характера - это некарательные меры, которые могут быть назначены судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК, и имеющим психические отклонения, препятствующие практическому воплощению стоящих перед наказанием целей.

Некарательный характер медицинских мер заключается в том, что они не выражают отрицательной оценки субъекта и его поведения, не влекут судимости, не преследуют цели исправления лица, совершившего преступление. Их назначение обусловлено исключительно медицинскими показателями и главным образом прогнозом опасности для общества лица, совершившего противоправное деяние и имеющего психические отклонения.

Цель применения принудительных мер медицинского характера состоит в излечении лиц, страдающих психическими отклонениями, улучшении их психического состояния, а также в частной превенции. Отличаясь от наказания целями и средствами применения, принудительные меры медицинского характера имеют некоторые схожие моменты с карательным воздействием на лиц, характеризующихся нормальной психикой. Можно выделить такие общие черты: меры медицинского характера в рамках уголовного права назначаются только по определению суда, одним из оснований их назначения является факт совершения общественно опасного деяния. Несмотря на то, что они не содержат отрицательной оценки деяния и его автора, они, тем не менее, составляют разновидность мер государственного принуждения, и, кроме того, применение принудительных мер медицинского характера заключается в некотором ограничении прав лиц, в отношении которых они назначены.

Ограничения прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера связаны с определением (приговором) суда и состоят главным образом в изоляции в медицинском учреждении без согласия лица, к которому они применяются. Существующий в психиатрических медицинских учреждениях режим содержания значительно сужает права и возможности находящихся там лиц.

Избрание принудительных мер медицинского характера возможно лишь, если имеются к тому законные основания. В ст. 97 УК они перечислены исчерпывающим образом: совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК; наличие у лица, совершившего преступление, различного рода и степени психических отклонении; возможность причинения такими лицами существенного вреда другим людям или себе; необходимость лечения аномального.

Принудительные меры медицинского характера назначаются судом лицам, совершившим предусмотренные в Особенной части УК деяния в состоянии невменяемости, лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, либо лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Состояние невменяемости, лежащее в основе применения принудительных мер медицинского характера, означает патологическое изменение психических реакций, в результате которых субъект признается больным. Такими болезненными состояниями считаются, например: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. При этом ремиссия, т.е. временное улучшение психической деятельности при фактически неизлеченном заболевании, не влияет на возможность применения принудительных мер медицинского характера. Помимо лиц, совершивших преступление и характеризующихся больной психикой, принудительные меры медицинского характера могут назначаться лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, т.е. характеризующимся не больной, а лишь аномальной психикой. Внешне аномальная психика может выражаться в различного рода психозах, неврозах и т.п. В отличие от лиц, которые характеризуются патологическим (болезненным) состоянием психики и нуждаются в стационарном лечении, лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, проходят лечение амбулаторно (ч. 2 ст. 99 УК). Амбулаторно лечатся и лица, совершившие общественно опасное деяние и страдающие алкоголизмом или наркотической зависимостью. Условия назначения принудительных мер медицинского характера аномальным правонарушителям следующие: 1) совершение ими общественно опасного деяния; 2) прогноз медицинских работников о необходимости лечения таких лиц; 3) общественная опасность аномальных.

Общественная опасность аномального правонарушителя заключается в том, что, будучи оставленным без медицинского присмотра, он может причинить вред или себе, или окружающим.

20.2 Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности

Статья 99 УК устанавливает следующие виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Данные виды принудительных мер медицинского характера представляют собой, по существу, типы медицинских учреждений, которые различаются режимом содержания и интенсивностью медикаментозного воздействия.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК) может быть назначено лицу, совершившему противоправное деяние и не нуждающемуся по своему психическому состоянию в помещении в психиатрический стационар. Причем амбулаторное лечение можно избрать лишь в отношении таких правонарушителей, которые совершили преступления, не относящиеся к категории тяжких или особо тяжких, и не склонны к агрессивным проявлениям.

В отличие от амбулаторного лечения и наблюдения помещение в психиатрический стационар предполагает совершение лицом преступлений, относящихся к тяжким или особо тяжким, и негативный прогноз общественной опасности такого липа.

В психиатрический стационар общего типа помещаются лица, совершившие общественно опасные деяния, как правило, не связанные с посягательством на жизнь граждан, и по своему психическому состоянию не нуждающиеся в интенсивном наблюдении, но в то же время требующие больничного содержания и лечения.

Психиатрический стационар специализированного типа предназначен для лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и постоянном наблюдении. Выбор данного типа стационара обусловливается склонностью субъекта к совершению тяжких преступлений, побегам и агрессивному поведению.

Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением служит для лиц, представляющих особую опасность для себя или других лиц и которые требуют постоянного и интенсивного наблюдения.

Контроль за деятельностью учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляют органы местного самоуправления. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи и, в частности, за соблюдением прав пациентов осуществляется Генеральным прокурором. Кроме того, в психиатрических стационарах создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов. Ее представители принимают жалобы пациентов и их заявления, которые разрешают с администрацией стационара, либо в зависимости от предмета жалобы или заявления направляют в прокуратуру или суд.

20.3 Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Согласно ч. 3 ст. 97 УК, порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством России и иными федеральными законами. В частности, имеется в виду, Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицу, совершившему общественно опасное деяние и признанному в установленном порядке невменяемым, которому не назначено наказание. Если субъект совершил преступление в состоянии вменяемости, но, по мнению специалистов, нуждается в лечении от алкоголизма или наркотической зависимости, или психических расстройств, не исключающих вменяемости, то такому лицу суд назначает наказание и принудительные меры медицинского характера, которые могут исполняться параллельно с исполнением наказания либо предшествовать его исполнению. Мера наказания параллельно с принудительной мерой медицинского характера определяется также лицу, которое заболело психической болезнью после совершения преступления.

Если субъекту назначается наказание наряду с принудительными мерами медицинского характера, то, как правило, последние исполняются прежде исполнения наказания.

При изменении психического состояния лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского воздействия, суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, может изменить вид принудительной меры, прекратить лечение или, напротив, продлить его.

Сроки, в течение которых субъект проходит обязательное лечение, не установлены ни законом, ни иным подзаконным актом. Их продолжительность зависит исключительно от достижения целей, стоящих перед принудительными мерами медицинского характера. Однако, согласно правилу ч. 2 ст. 102 УК, лицо, содержащееся под наблюдением врача-психиатра, подлежит освидетельствованию компетентной врачебной комиссией не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований его дальнейшего содержания в соответствующем учреждении. С учетом решения комиссии суд может изменить меру содержания, прекратить исполнение меры медицинского воздействия или продлить время ее исполнения. Первое продление принудительного лечения можно проводить по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

При параллельном применении принудительных мер медицинского характера и наказания сроки содержания в психиатрическом стационаре засчитываются в срок отбывания наказания, установленного судом. В ст. 103 УК изложены правила зачета времени применения принудительных мер медицинского характера только в отношении лишения свободы: из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

Конфискация имущества

(В основе статья Архипенко Т.В. "Российский следователь", 2008, N 23).

В уголовном законодательстве России конфискация имущества была известна давно и рассматривалась до исключения из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в качестве дополнительного наказания. Уголовно-правовая конфискация определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. По правилам ст. 52 УК РФ конфискация имущества устанавливалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. При этом не подлежало конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Конфискация также предусмотрена уголовно-процессуальным законом. Ключевым положением уголовно-процессуальной конфискации является то, что имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, сначала признаются вещественными доказательствами по уголовному делу; затем - при вынесении приговора, а также определения о приостановлении или прекращении уголовного дела - как вещественные доказательства они подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности исходит из позиции, согласно которой "термин "конфискация" означает наказание или меру, назначенную судом в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящую к лишению имущества".

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" вернул конфискацию имущества в отечественную правовую систему. В связи с восстановлением в УК РФ конфискации имущества изменилось название раздела VI "Иные меры уголовно-правового характера" и его структурное содержание. Теперь в раздел включено две главы: гл. 15 "Принудительные меры медицинского характера" и гл. 15.1 "Конфискация имущества".

Иные меры уголовно-правового характера являются мерами государственного принуждения, поскольку они предусмотрены уголовно-правовыми нормами материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Их можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой зависит от вида выбранных мер. Содержание конфискации имущества как формы государственного принуждения состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства определенного имущества.

Иные меры уголовно-правового характера можно сгруппировать по признаку применения таких мер вместо наказания и наряду с наказанием.

Вместо наказания применяются принудительные меры медицинского и воспитательного характера, а также разные виды отсрочек. Конфискация имущества относится к мерам, применяемым наряду с наказанием.

Несмотря на то что раздел VI УК РФ содержит только меры медицинского характера и конфискацию имущества, ученые считают, что данный список гораздо шире. К иным мерам уголовно-правового характера, в частности, относят также меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним при освобождении их от уголовной ответственности или от наказания (ст. ст. 91, 92 УК РФ), условное осуждение, отсрочку исполнения приговора беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), условно-досрочное освобождение.

С.Г. Келина считает, что кроме вышеперечисленных мер к иным мерам относятся также дополнительные наказания, которые могут применяться по усмотрению суда независимо от того, определены или не определены они в санкции за конкретное преступление, а также судимость. К таким видам дополнительных наказаний относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). "В тех случаях, когда эти дополнительные виды наказаний применяются, будучи не предусмотренными в санкции за соответствующее деяние, они могут рассматриваться как иные меры уголовно-правового характера, так как устанавливаются судом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, связаны с определенными правоограничениями, не являются карой, а применяются в целях удержания осужденного от повторного нарушения уголовного закона"

Сходство иных мер уголовно-правового характера с наказанием заключается в следующем:

1) эти меры назначаются судом;

2) являются правовым последствием совершенного преступления;

3) УК РФ предусмотрены основания и порядок их применения;

4) представляют собой государственное принуждение;

5) по своему содержанию эти меры направлены на определенные правоограничения лиц, виновных в совершении противоправного деяния;

6) назначение иных мер состоит в том, чтобы удержать лицо от повторного нарушения уголовного закона, т.е. они направлены на достижение таких же целей, что и наказание, - предупреждение совершения преступления, перевоспитание преступника.

В то же время иные меры уголовно-правового характера принципиально отличаются от наказания. Можно выделить следующие характерные черты комплекса указанных мер:

1) определяются судом по его усмотрению не за каждое совершенное преступление, а по необходимости;

2) иные меры не включены законодателем в санкцию за совершение конкретного преступления, как следствие, могут применяться к лицу, совершившему любое преступление;

3) иные меры лишены свойства кары, возмездия; их цель - исправление преступника и предупреждение с его стороны совершения новых преступлений;

4) применение принудительных мер не влечет судимости.

Таким образом, иные меры отличаются от наказания по основаниям применения, содержанию, целям и юридическим последствиям.

В литературе встречается мнение, что иные меры уголовно-правового характера являются одной из форм реализации уголовной ответственности. Это аргументируется тем, что меры уголовно-правового воздействия и наказание имеют ряд общих признаков, перечисленных выше.

Оппоненты данной точки зрения аргументируют свою точку зрения тем, что уголовная ответственность связана с преступлением, следует за ним и обращена на лицо, виновное в совершении преступления, в то время как такие иные меры, как принудительные меры медицинского характера, применяются и в отношении невменяемых лиц, которые вообще не подлежат уголовной ответственности.

При этом делается вывод, что расширительная трактовка уголовной ответственности, смешение ответственности с принудительными государственно-правовыми мерами, имеющими некарательный характер, недопустимы, так как это ведет к объективному вменению, предполагающему ответственность невменяемых лиц и малолетних.

Но насколько относятся вышеперечисленные рассуждение и приведенные доводы к такой иной мере, как конфискация имущества, включенной законодателем в один раздел вместе с принудительными мерами медицинского характера?

Ведь конфискация имущества будет применяться к лицам, виновным в совершении преступления, одновременно с уголовным наказанием. Законом не указано, возможно ли применение конфискации к невменяемым лицам или к несовершеннолетним. Законодатель не определил цели конфискации имущества, как это сделано применительно к мерам медицинского характера. Вряд ли можно утверждать, что конфискация имущества преследует только цель предупреждения совершения дальнейших преступлений, в силу своей тяжести конфискация явно имеет карательный характер.

Ранее конфискация имущества рассматривалась как вид наказания, заключающийся в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ст. 52 УК РФ). Теперь согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества определена как безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом. Можно отметить, что формулировка изменилась незначительно.

Включая конфискацию имущества в раздел "Иные меры уголовно-правового характера", изменил ли законодатель тем самым ее правовую природу, или такое перемещение фактически представляет собой только технический ход для восстановления указанной меры в уголовном законе и, несмотря на определенные изменения, связанные с порядком применения, конфискация, как и ранее, остается видом уголовного наказания?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.