реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие рынка потребительских услуг муниципального образования г. Казань

реферат
p align="left">В целом проблема классификации услуг всегда будет в более или менее острой форме стоять перед наукой и практикой, что обусловлено развитием услуговых видов деятельности, их усложнением, появлением новых и исчезновением устаревших услуг.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в современной экономике спектр услуг чрезвычайно многообразен, поэтому какой-то однозначной, построенной по единому критерию классификации быть не может. Следует учитывать и то, что функциональные различия физических товаров и услуг обусловливают невозможность использования общепринятых товарных классификаторов для группировки услуг.

Однако нельзя совсем отказаться от этого, так как необходимость классификации услуг диктуется не только потребностью углубления теоретических знаний, но и, что очень важно, самой хозяйственной практикой. Классификация услуг способствует решению следующих задач:

1. развитию и совершенствованию стандартизации услуг;

2. предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

3. учету и прогнозированию реализации услуг, в том числе населению;

4. изучению спроса на услуги;

5. учету предоставления услуг предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм собственности;

6. гармонизации национальной классификации услуг с международными классификациями;

7. актуализации развития производства определенных видов услуг с учетом меняющихся социально-экономических условий.

1.3 . Услуги как составная часть социальной политики государства

Оказание услуг является неотъемлемой частью социальной политики государства, так как их объединяет общая цель, а именно повышение общего благосостояния населения и обеспечение их доступности для широких слоев населения.

Социальную политику - можно определить как политику государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. См.: Ахинов Г.А. Основы экономики социальной сферы. - М.: 2003. - С.82. Она реализует конституционные права граждан. Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты

Именно специфика социальной сферы как "совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление", сферы, где реализуются социальные права граждан, определяет основные характеристики социальных услуг. Однако этот критерий не единственный. Использование других критериев (особенности финансирования, варианты нормативной правовой регуляции, субъекты соответствующих отношений, содержание отношений и т.д.) позволяет к числу признаков социальных услуг отнести следующие:

1) услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;

2) адресная субъектная направленность (социальные услуги получают те слои населения и отдельные граждане, которые нуждаются в оказании помощи);

3) перечень таких услуг закрыт и нормативно регламентирован;

4) финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;

5) субъекты, оказывающие услуги, - в основном государственные и муниципальные учреждения.

К признакам социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора.

Что касается содержания правоотношений, в рамках которых происходит оказание социальных услуг, то полагаем необходимым учитывать следующее. Услуги в социальной сфере обусловлены социальными правами граждан и, как правило, соответствуют видам социальных обязательств государства. При формальном закреплении принципов оказания социальных услуг (которые взаимосвязаны с принципами социального государства) законодатель ставит целью добиться такого баланса между частными и публичными интересами, который в наибольшей степени отвечал бы требованиям фактического равенства и справедливости.

Особые финансовые условия и иные гарантии доступности этих услуг, которые обеспечивает государство, и именно оно, - также черта, отличающая социальные услуги от иных услуг.

Используя данный признак в качестве основания для классификации, можно выделить следующие виды социальных услуг: См.: Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. - М.:2008. - С.10.

1) изначально бесплатные для всего населения (общее образование, скорая медицинская помощь);

2) бесплатные для отдельных категорий населения (высшее образование на конкурсной основе, получаемое впервые);

3) частично оплачиваемые (проезд на железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение для льготных категорий).

Социальные услуги предполагают публичный характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Социальные права как права "второго поколения" представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме.

Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, образующих особый блок законодательства - социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении. См.: Там же. - С.11.

Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно связаны с существованием системы обязательного медицинского страхования (например, медицинская помощь в рамках программ ОМС) и бюджетного финансирования.

Полагаем, что к числу признаков социальных услуг следует отнести и принятие на себя государством или иными публичными структурами (например, местным самоуправлением) ответственности (полной или частичной) за оказание социальных услуг. С учетом того, что оказание большинства социальных услуг не имеет материального результата и это создает значительные сложности в определении их качества, важное значение приобретает деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.

Исходя из выделенных особенностей можно предложить следующее определение: социальные услуги - все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов. Там же.

В случаях, когда государство не создает систему государственных учреждений или механизмы обязательного социального страхования рисков, оно обязано обеспечить доступность услуг, предоставляемых частными организациями.

Право граждан на доступность необходимых благ и услуг предполагает, что в условиях техногенного общества, когда значительно возрастает зависимость человека от системы этих благ и услуг, необходимо не только участие государства в создании, расширении и совершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получения, пользования теми или иными достижениями цивилизации. Основным актом, содержащим легальное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" См.: Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ. - М.: 2008. - С.1., ст. 3 которого раскрывает понятие "социальные услуги" как действия по оказанию отдельным категориям граждан, клиенту социальной службы помощи. При этом субъектами, которым предоставляются социальные услуги, выступают исключительно граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (принят постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. N 327-ст) в зависимости от целей оказания услуг предусматривает шесть видов социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые. См.: ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». - М.:2004. - С.3-6.

Более развернутое представление об отдельных социальных услугах того или иного вида дает, например, ст. 17 упомянутого федерального закона. Так, к числу надомных социальных услуг относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание (ст. 22 указанного закона) может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

Действующим законодательством, в частности ст. 33 указанного выше федерального закона, предусмотрено существование негосударственного сектора социального обслуживания. Однако при этом следует учитывать, что государство гарантирует лишь право на социальное обслуживание в государственной системе социального обслуживания, где действует принцип льготной оплаты услуг.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" См.: Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 2 июля 1999г. №122 //Собрание законодательства РФ.1999.№29.Ст.3699. в ст. 7 закрепляет права граждан пожилого возраста при получении социальных услуг: на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов РФ; на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; на согласие и отказ от социального обслуживания; на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. Данные нормы содержат определенные требования и к самим услугам, поэтому должны быть учтены в соответствующих стандартах.

Статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дает определение понятия "набор социальных услуг": перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим федеральным законом. См.: Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 2 июля 1999г. №122 //Собрание законодательства РФ.1999.№29.Ст.3699. Согласно ст. 6.2 данного закона в состав набора социальных услуг входят следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, включая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Закрепленный законодательно подход к социальным услугам означает сведение системы социальных услуг лишь к совокупности услуг, предоставляемых льготным категориям граждан. По нашему мнению, данный подход является слишком узким, поскольку исключает из системы субъектов социальных услуг категорию граждан, пользующихся услугами государственной и муниципальной систем образования, культуры, здравоохранения, жилищного строительства на общих основаниях, вне рамок организаций социального обслуживания.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к определению, что же такое услуги, а также основные классификации, существующие как в отечественной, так и в зарубежной практике.

Мы можем определить, что услуги являются неотъемлемой частью современного развития общества и экономики, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Сфера услуг находиться в постоянном развитии и это в свою очередь повышает требования к качеству и объему оказываемых услуг, увеличению контроля со стороны государственных и муниципальных структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.