p align="left">Обзор зарубежных и отечественных публикаций позволяет выделить следующие классификации услуг: Там же. - С.75. 1. Услуги могут классифицироваться по функциональному подходу. При этом определяющим является тот факт, чьи потребности они будут удовлетворять, - производства или человека как потребителя. Следовательно, все услуги можно разделить на производственные и потребительские. Рисунок 1.1 Функциональный подход к классификации услуг Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.75 Производственные услуги в целом обычно более сложные и совершенные, чем потребительские. Именно производственные услуги выступают как стратегические для экономики, они поставляют информацию, служат источником роста производительности труда, обеспечивают повышение эффективности производства. Достижения в области производственных услуг затем весьма часто используют при производстве потребительских услуг. Вместе с тем следует учитывать одну особенность, которая усложняет статистический учет и оценку производственных услуг. Дело в том, что подавляющая часть рабочей силы, осуществляющая производство подобных услуг, занята в индустриальном секторе экономики. К потребительским обычно относят услуги, которые предназначены для личного потребления и, как правило, оплачиваются за счет личных средств. См.: Бурленко Т.Д. Сфера услуг. - М.: 2007. -С.80. Со временем функциональный подход был расширен. В 70-х гг. ХХ века Дж. Зингельманн в рамках предложенного им подхода к структурированию общественного производства наряду с производственными и потребительскими услугами выделил социальные и распределительные. Рис. 1.2 Классификация услуг в соответствии с функциональным подходом Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.77 Каждый вид услуг может иметь свою собственную сложную классификацию, например, насчитывается множество бытовых услуг. 2. В западной литературе широко известна классификация услуг предложенная К.Лавлоком в 1983г. См.: Маркова В.Д, Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.80. Она построена на базе двух определяющих признаков: · На кого или на что направлена услуга; · С осязаемыми или неосязаемыми действиями сопряжено ее оказание. Таблица 1.1 Классификация услуг |
Основные классы услуг | Сферы услуг | | Осязаемые действия, направленные на тело человека | Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, спортивные заведения, рестораны и кафе. | | Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. | Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, поддержание чистоты и порядка, химчистки. | | Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. | Образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи. | | Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. | Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами. | | |
Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.77 3. Услуги могут классифицироваться на конечные (т.е. имеющие конечное предназначение своего использования) и промежуточные. Это чрезвычайно важно с точки зрения количественной оценки созданного ВНП (ВВП) и сопряженных с ним показателей, поскольку промежуточные услуги, как правило, не учитываются при подсчете данных показателей. Кроме того, на микроэкономическом уровне хозяйствования выделяют так называемые внутрипроизводственные услуги, т.е. такие, которые производятся и потребляются внутри хозяйствующего субъекта. См.: Николайчук В.Е, Маркетинг и менеджмент услуг. - СПб.:2005. - С.98. 4. В социально-экономическом отношении большое значение имеет различение услуг по критерию законности. В связи с этим выделяются услуги, осуществляемые в рамках правового поля, и теневой оборот услуг. Последний существует во всех странах, отличаясь масштабами и структурой. Его оценка проводиться в основном экспертным путем, различными косвенными методами. 5. В зависимости от степени материальности выделяют: материальные и нематериальные услуги. К материальным относят те виды услуг, результатом которых является создание новой или восстановление потребительной стоимости, причем исполнение максимально учитывает индивидуальные запросы потребителей (пошив одежды, ремонт автомашин). К нематериальным относят «чистые» услуги, которым свойственна максимальная степень неосязаемости: например, услуги артистов, репетиторов, юристов, психологов. 6. По критерию опосредования услуги товарно-денежными отношениями услуги подразделяют на рыночные и нерыночные, или коммерческие и некоммерческие. 7. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу, различают услуги, производимее предприятиями частной формы собственности и государственными организациями, учреждениями и предприятиями. 8. По роли различных услуг в услуговой деятельности хозяйствующего субъекта выделяют основные и вспомогательные (дополнительные) услуги. Это связано с тем, что часто услуга предоставляется в комплексе с дополнительными элементами, составляющими атрибутику обслуживания. Например, проживание в гостинице может сопровождаться целым набором обслуживающих операций: предоставлением завтрака в номер, заказом такси и т.д. Что же касается классификации услуг в официальной статистике, то действующие статистические классификации, в том числе Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (MCOK/ISIC), Статистическая классификация видов экономической деятельности европейского союза (КДЕС/NACE), содержат перечень услуг, включающий 160 позиций по 12 укрупненным блокам: деловые связи, услуги связи, строительные и инжиниринговые услуги, дистрибьюторские услуги, общеобразовательные услуги, услуги по защите окружающей среды, финансовые услуги, включая страхование; транспортные услуги; прочие услуги. См.: Прищипенко В., Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар». «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. -С.14. Как отмечают специалисты, практическое начало статистики услуг в России ведется с 1985 года, когда в стране была принята комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы, а до этого статистическое изучение сферы услуг ограничивалось только бытовым обслуживанием населения. Для разграничения услуг по видам в отечественной статистической практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), введенный в действие в 1993г. См.: Общероссийский классификатор услуг населению. - М.: 1994. - С.1-60. Таблица 1.2 Классификация услуг в отечественной практике |
Признак | Группировка | Описание группировки | | По субъекту конечного назначения | Личные | Услуги для индивидуального потребления домашним хозяйством или его отдельными членами | | | Общественные | Услуги для коллективного потребления (всем обществом, отдельными коллективами) | | По категориям потребителей | Потребленные: а)населением | Потребителем является домохозяйство или отдельные его члены (конечное потребление) | | | б)организациями | Потребителем является институциональная единица, которая потребляет данную услугу в процессе производства своей продукции (промежуточное потребление) | | По форме реализации | а) Рыночные (платные) | Оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль | | | б)нерыночные | Финансируются из бюджета или общественными организациями, как правило, они социально ориентированы; потребляются либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами | | По общественной форме организации труда | Выполненные: а) организацией | Производителями выступают организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и занимающиеся оказанием услуг в дополнение к своей основной деятельности. | | | б)индивидуальным предпринимателем | Производителями выступают граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе | | По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворении потребностей населения и общества | Классификация по видам деятельности и услуг | Выпуск услуг: классификация по видам деятельности на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) Платные услуги населению: классификация по видам услуг на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) | | По источнику получения статистических сведений | а)от производителей услуг | Статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги | | | б)от потребителей услуг | Обследование бюджетов домашних хозяйств | | |
Источник: Общероссийский классификатор услуг. - М.: 1994. - С.1-60. В статистике услуг используются показатели, состоящие из шести блоков (таблица 1.3) Таблица 1.3 Шесть блоков показателей |
Блоки показателей | Показатель | | Показатели производства | Обобщающие показатели. Выпуск рыночных и нерыночных услуг Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Изменение доли производства услуг в ВВП Другие расчетные показатели, характеризующие производство услуг | | Финансовые результаты, эффективность деятельности и инвестиции | Оказано услуг; Показатели финансового состояния; Затраты на производство и реализацию услуг Показатели эффективности деятельности; Показатели инвестиций. | | Хозяйствующие субъекты, фонды, труд | Хозяйствующие субъекты; Численность работников, труд; Заработная плата; Выплаты социального характера; Основные фонды. | | Рынок услуг. Удовлетворение потребностей населения и общества в услугах | Насыщенность потребительского рынка услугами; Конечное потребление услуг; Обеспеченность потребности населения и общества в услугах; Доступность услуг для населения. | | Цены и тарифы на услуги | Уровень цен, Структура цен; Соотношение цен; Индексы цен; Покупательная способность рубля и доходов населения; Показатели рыночного поведения цен: колеблемость, устойчивость, эластичность. | | |
Источник: Общероссийский классификатор услуг. - М.: 1994. - С.1-60. Одной из серьезнейших проблем, как указывают статистики, является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) См.: Общероссийский классификатор экономических видов деятельности. - М.: 1996. - С.1-512., который построен на базе статистической классификации продукции по видам деятельности в Европейском союзе (КПЕС/СРА) и Перечня продукции ЕС - ПРОДКОМ. После его принятия станет возможным решение вопроса об отмене Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), а также продолжающих действовать в настоящее время общесоюзных классификаторов: работ и услуг в промышленности, кроме машиностроения (ОКРУП), работ и услуг в машиностроении (ОКРУМ), работ и услуг в материально-техническом снабжении (ОКРУМТС), работ и услуг на транспорте (ОКРУТ), работ и услуг в торговле (ОКРУТорг), работ и услуг в строительстве (ОКРУС), работ и услуг в сельском хозяйстве (ОКРУСХ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|