реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие рынка потребительских услуг муниципального образования г. Казань

реферат
p align="left">Обзор зарубежных и отечественных публикаций позволяет выделить следующие классификации услуг: Там же. - С.75.

1. Услуги могут классифицироваться по функциональному подходу. При этом определяющим является тот факт, чьи потребности они будут удовлетворять, - производства или человека как потребителя. Следовательно, все услуги можно разделить на производственные и потребительские.

Рисунок 1.1 Функциональный подход к классификации услуг

Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.75

Производственные услуги в целом обычно более сложные и совершенные, чем потребительские. Именно производственные услуги выступают как стратегические для экономики, они поставляют информацию, служат источником роста производительности труда, обеспечивают повышение эффективности производства. Достижения в области производственных услуг затем весьма часто используют при производстве потребительских услуг. Вместе с тем следует учитывать одну особенность, которая усложняет статистический учет и оценку производственных услуг. Дело в том, что подавляющая часть рабочей силы, осуществляющая производство подобных услуг, занята в индустриальном секторе экономики.

К потребительским обычно относят услуги, которые предназначены для личного потребления и, как правило, оплачиваются за счет личных средств. См.: Бурленко Т.Д. Сфера услуг. - М.: 2007. -С.80.

Со временем функциональный подход был расширен. В 70-х гг. ХХ века Дж. Зингельманн в рамках предложенного им подхода к структурированию общественного производства наряду с производственными и потребительскими услугами выделил социальные и распределительные.

Рис. 1.2 Классификация услуг в соответствии с функциональным подходом

Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.77

Каждый вид услуг может иметь свою собственную сложную классификацию, например, насчитывается множество бытовых услуг.

2. В западной литературе широко известна классификация услуг предложенная К.Лавлоком в 1983г. См.: Маркова В.Д, Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.80. Она построена на базе двух определяющих признаков:

· На кого или на что направлена услуга;

· С осязаемыми или неосязаемыми действиями сопряжено ее оказание.

Таблица 1.1 Классификация услуг

Основные классы услуг

Сферы услуг

Осязаемые действия, направленные на тело человека

Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, спортивные заведения, рестораны и кафе.

Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты.

Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, поддержание чистоты и порядка, химчистки.

Неосязаемые действия, направленные на сознание человека.

Образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

Неосязаемые действия с неосязаемыми активами.

Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами.

Источник: Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.:2008. - С.77

3. Услуги могут классифицироваться на конечные (т.е. имеющие конечное предназначение своего использования) и промежуточные. Это чрезвычайно важно с точки зрения количественной оценки созданного ВНП (ВВП) и сопряженных с ним показателей, поскольку промежуточные услуги, как правило, не учитываются при подсчете данных показателей. Кроме того, на микроэкономическом уровне хозяйствования выделяют так называемые внутрипроизводственные услуги, т.е. такие, которые производятся и потребляются внутри хозяйствующего субъекта. См.: Николайчук В.Е, Маркетинг и менеджмент услуг. - СПб.:2005. - С.98.

4. В социально-экономическом отношении большое значение имеет различение услуг по критерию законности. В связи с этим выделяются услуги, осуществляемые в рамках правового поля, и теневой оборот услуг. Последний существует во всех странах, отличаясь масштабами и структурой. Его оценка проводиться в основном экспертным путем, различными косвенными методами.

5. В зависимости от степени материальности выделяют: материальные и нематериальные услуги. К материальным относят те виды услуг, результатом которых является создание новой или восстановление потребительной стоимости, причем исполнение максимально учитывает индивидуальные запросы потребителей (пошив одежды, ремонт автомашин). К нематериальным относят «чистые» услуги, которым свойственна максимальная степень неосязаемости: например, услуги артистов, репетиторов, юристов, психологов.

6. По критерию опосредования услуги товарно-денежными отношениями услуги подразделяют на рыночные и нерыночные, или коммерческие и некоммерческие.

7. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу, различают услуги, производимее предприятиями частной формы собственности и государственными организациями, учреждениями и предприятиями.

8. По роли различных услуг в услуговой деятельности хозяйствующего субъекта выделяют основные и вспомогательные (дополнительные) услуги. Это связано с тем, что часто услуга предоставляется в комплексе с дополнительными элементами, составляющими атрибутику обслуживания. Например, проживание в гостинице может сопровождаться целым набором обслуживающих операций: предоставлением завтрака в номер, заказом такси и т.д.

Что же касается классификации услуг в официальной статистике, то действующие статистические классификации, в том числе Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (MCOK/ISIC), Статистическая классификация видов экономической деятельности европейского союза (КДЕС/NACE), содержат перечень услуг, включающий 160 позиций по 12 укрупненным блокам: деловые связи, услуги связи, строительные и инжиниринговые услуги, дистрибьюторские услуги, общеобразовательные услуги, услуги по защите окружающей среды, финансовые услуги, включая страхование; транспортные услуги; прочие услуги. См.: Прищипенко В., Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар». «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. -С.14.

Как отмечают специалисты, практическое начало статистики услуг в России ведется с 1985 года, когда в стране была принята комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы, а до этого статистическое изучение сферы услуг ограничивалось только бытовым обслуживанием населения.

Для разграничения услуг по видам в отечественной статистической практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), введенный в действие в 1993г. См.: Общероссийский классификатор услуг населению. - М.: 1994. - С.1-60.

Таблица 1.2 Классификация услуг в отечественной практике

Признак

Группировка

Описание группировки

По субъекту конечного назначения

Личные

Услуги для индивидуального потребления домашним хозяйством или его отдельными членами

Общественные

Услуги для коллективного потребления (всем обществом, отдельными коллективами)

По категориям потребителей

Потребленные: а)населением

Потребителем является домохозяйство или отдельные его члены (конечное потребление)

б)организациями

Потребителем является институциональная единица, которая потребляет данную услугу в процессе производства своей продукции (промежуточное потребление)

По форме реализации

а) Рыночные (платные)

Оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль

б)нерыночные

Финансируются из бюджета или общественными организациями, как правило, они социально ориентированы; потребляются либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами

По общественной форме организации труда

Выполненные:

а) организацией

Производителями выступают организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и занимающиеся оказанием услуг в дополнение к своей основной деятельности.

б)индивидуальным предпринимателем

Производителями выступают граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе

По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворении потребностей населения и общества

Классификация по видам деятельности и услуг

Выпуск услуг: классификация по видам деятельности на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)

Платные услуги населению: классификация по видам услуг на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН)

По источнику получения статистических сведений

а)от производителей услуг

Статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги

б)от потребителей услуг

Обследование бюджетов домашних хозяйств

Источник: Общероссийский классификатор услуг. - М.: 1994. - С.1-60.

В статистике услуг используются показатели, состоящие из шести блоков (таблица 1.3)

Таблица 1.3 Шесть блоков показателей

Блоки показателей

Показатель

Показатели производства

Обобщающие показатели.

Выпуск рыночных и нерыночных услуг

Промежуточное потребление

Валовая добавленная стоимость

Изменение доли производства услуг в ВВП

Другие расчетные показатели, характеризующие производство услуг

Финансовые результаты, эффективность деятельности и инвестиции

Оказано услуг;

Показатели финансового состояния;

Затраты на производство и реализацию услуг

Показатели эффективности деятельности;

Показатели инвестиций.

Хозяйствующие субъекты, фонды, труд

Хозяйствующие субъекты;

Численность работников, труд;

Заработная плата;

Выплаты социального характера;

Основные фонды.

Рынок услуг. Удовлетворение потребностей населения и общества в услугах

Насыщенность потребительского рынка услугами;

Конечное потребление услуг;

Обеспеченность потребности населения и общества в услугах;

Доступность услуг для населения.

Цены и тарифы на услуги

Уровень цен,

Структура цен;

Соотношение цен;

Индексы цен;

Покупательная способность рубля и доходов населения;
Показатели рыночного поведения цен: колеблемость, устойчивость, эластичность.

Источник: Общероссийский классификатор услуг. - М.: 1994. - С.1-60.

Одной из серьезнейших проблем, как указывают статистики, является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) См.: Общероссийский классификатор экономических видов деятельности. - М.: 1996. - С.1-512., который построен на базе статистической классификации продукции по видам деятельности в Европейском союзе (КПЕС/СРА) и Перечня продукции ЕС - ПРОДКОМ. После его принятия станет возможным решение вопроса об отмене Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), а также продолжающих действовать в настоящее время общесоюзных классификаторов: работ и услуг в промышленности, кроме машиностроения (ОКРУП), работ и услуг в машиностроении (ОКРУМ), работ и услуг в материально-техническом снабжении (ОКРУМТС), работ и услуг на транспорте (ОКРУТ), работ и услуг в торговле (ОКРУТорг), работ и услуг в строительстве (ОКРУС), работ и услуг в сельском хозяйстве (ОКРУСХ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.