Развитие рынка потребительских услуг муниципального образования г. Казань
Содержание Введение Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 1.1 Понятие и сущность услуг 1.2 Подходы к классификации услуг 1.3 Услуги как составная часть социальной политики государства Глава 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 2.1 Механизм финансирования сферы услуг на муниципальном уровне 2.2 Нормативно-правовые основы регулирования рынка потребительских услуг на муниципальном уровне 2.3 Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань Глава 3. ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАЗАНЬ НА 2009 ГОД» Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Актуальность темы. Вторая половина ХХ -- начало ХХI века характеризуются многими значимыми явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одной из основных тенденций нашего времени стало феноменально бурное расширение сферы услуг. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развития общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65% ВНП. Это свидетельствует о том, что наступил принципиально новый этап в общественном, в том числе в международном, разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. Состояние сферы услуг в России характеризуется как весьма противоречивое. Хотя доля услуг в ВВП за 1990-2000гг. увеличилось с 32,6 до 52% , тем не менее, по уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от ведущих стран, хотя и происходит постепенное усиление положительных тенденций. Немаловажным является значение сферы услуг для муниципальных образований, именно поэтому в ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506 к предметам ведения местного самоуправления отнесено создание условий для обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; также и в ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822 значатся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для массового отдыха. Эти и ряд других обстоятельств и порождают значимость исследования рынка услуг в России и в частности на муниципальном уровне. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе. Разработанность темы. Несмотря на наличие определенной нормативно-правовой базы, регламентирующий рынок услуг в России, необходимо отметить недостаточную проработанность данного аспекта. Зачастую рынок услуг в соответствии с экономическими законами, вследствие чего многие услуги становятся доступными только для ограниченного круга лиц. Недостаток проработанности юридического аспекта проявляется как на государственном, так и на муниципальном уровне, хотя в последнее время прослеживается явное улучшение ситуации. В изучении проблемы услуг можно выделить три группы исследовательского интереса. К первой группе можно отнести труды в области социальной политики, оно базируется на работах Волгиной Н.А. «Социальная политика в муниципальных образованиях», Багаутдиновой Н.П. «Экономика социальной сферы», Михайлова В.О. «Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации». Вторая группа включает работы по анализу сферы услуг -- это прежде всего труды Демидовой Л. «Сфера услуг в постиндустриальной экономике», Марковой В.Д. «Маркетинг услуг» и др. Третья группа включает исследования в области регулирования муниципальных услуг - это работы Кононкова П.Ф. «Государственное регулирование естественных монополий», Буцкой Н.Г. «Особенности формирования конкурентоспособности в сфере услуг», Николаева Е.М. «Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование» и др. Объект исследования - рынок муниципальных услуг. Предмет исследования - регулирование рынком потребительских услуг на муниципальном уровне. Цель работы - выявление специфики механизма регулирования рынка услуг на муниципальном уровне. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: · изучить теоретические и методологические аспекты изучения сферы услуг; · рассмотреть понятие и сущность сферы услуг; · рассмотреть и проанализировать подходы к классификации услуг, как в отечественной, так и в зарубежной практике; · проанализировать состояние рынка услуг в России и в частности в муниципальном образовании г.Казани; механизмы его финансирования на; · проанализировать нормативно-правовые основы регулирования рынка потребительских услуг; · определить основные задачи муниципальных органов по развитию рынка потребительских услуг. Теоретико-методологическую основу ВКР составили такие общенаучные методы исследования, как системный анализ, сравнительный подход, проектный метод. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, последняя из которых содержит проект, заключения, списка литературы. Глава I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 1.1 Понятие и сущность сферы услуг Отрасли сферы услуг очень разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, военными службами, милицией, пожарной охраной, почтой, школами, музеями, благотворительными организациями, фондами и больницами. К сфере услуг относится и большая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, страховыми компаниями, юридическими фирмами, фирмами по ремонту различного оборудования и фирмами - торговцами недвижимостью. Необходимо отметить тот факт, что рынок потребительских услуг постоянно развивается, и наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы. Так, например, появились службы, которые за определенную плату помогают сбалансировать домашний бюджет, отвезут на службу или подыщут новый дом, новую работу и т.п. Примерами в Республике Татарстан могут быть: транспортная компания ООО «Вектор»; кадровое агентство «Анкор-Казань»; «Автотранс-экология», оказывающая услуги по благоустройству дворовых территорий. На современном этапе развития общества и экономики на мировом рынке потребителю предоставляется свыше 600 видов услуг. См.: Волгина Н.А., В.К.Егоров, С.В.Калашникова. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. С.488. Наибольшим спросом пользуются туристические, транспортные, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Каждый из видов в большинстве случаев разделяется на более конкретные и специализированные подвиды тех или иных услуг. Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей. Например, бытовые услуги традиционно занимают самый значительный сегмент непроизводственной сферы. Их доля в потребительском бюджете в среднем составляет 31%, в Англии - 37%, Швеции - 41%, в России - около 13% См.: Волгина Н.А., В.К.Егоров, С.В.Калашникова. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. - С.489. При этом в общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходиться на парикмахерские услуги (31-34%), услуги по ремонту обуви (30-33%), услуги химчистки (9-10%). В Российской практике на первом месте по объему и структуре потребительских услуг (без учета торговли) находятся услуги пассажирского транспорта 38%, жилищно-коммунальные услуги занимают третье место - 14,7%, услуги связи - четвертое - 8,4%. Если говорить о Республике Татарстан, то в январе 2009 году в структуре объема бытовых услуг 77,9% приходится на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек - 43,6%; по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 15,8%; ритуальных услуг - 11,6%; услуг парикмахерских - 6,9%. См.: Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». - Казань: Госкомстат РТ, 2009.- С.60. В данных отраслях результат труда - конкретная услуга - не принимает предметную форму, а выступает в виде полезного эффекта, неотделимого от самой деятельности. Термин услуга впервые ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) в 1803г. в своей работе «Трактат по политической экономии». Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи, силы природы. См.: Бурленко Т.Д. Сфера услуг: - М.: КНОРУС, 2007. -С.54. Позднее другой французский экономист Фредерик Бастиа (1801-1850), опираясь на «теорию услуг» Сэя, больше внимания уделял личным услугам и их роли в гармонизации интересов. При этом под услугой он понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги). Бастиа считал буржуазное общество обществом «гармоничного сотрудничества» разных классов, эквивалентно обменивающихся своими «услугами». В литературе советского периода услуга рассматривалась как особая потребительская стоимость, создаваемая в непроизводственной сфере, удовлетворяющая определенные потребности общества и отдельных его членов. Такое определение услуги вполне соответствовало марксистскому подходу, поскольку в свое время К.Маркс отмечал: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд подобно всякому другому товару; но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…». В настоящее время в разных источниках можно встретить следующие определения: Услуги -- суть неосязаемые товары, которые являются предметом рыночных транзакций. Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект. Услуга -- вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемым и не результируется в собственность клиента. Услуги -- это неосязаемы блага, которые приобретаются потребителями, но связаны с собственностью. Услуги -- это действия, дела или исполнение работы; они неосязаемы. Услуги -- нематериальные активы, производимые для целей сбыта. См.: Волгина Н.А., В.К.Егорова, С.В.Калашникова Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. с.490. В Российской практике для трактовки понятия «услуга» используют межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». См.: ГОСТ Р 52059-2003 Услуги бытовые. Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия. - М.: 2003. - С.2. В этом документе под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Поэтому под услугой будем понимать результат полезной деятельности при взаимодействии двух сторон и который в основном неосязаем и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. Услугам присущи четыре основные характеристики: См.: Волгина Н.А., В.К.Егорова, С.В.Калашникова Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. С.491. 1. Услуги неосязаемы. Их невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения. Покупатель вынужден просто поверить продавцу на слово. Однако для укрепления доверия к себе со стороны клиентов поставщик услуг может принять ряд конкретных мер. Во-первых, он может повысить осязаемость своего товара. Специалист по пластическим операциям может нарисовать как будет выглядеть лицо пациентки после операции. Во-вторых, он может не просо описать свою услугу, а заострить внимание на связанных с нею выгодах. В - третьих, для повышения степени доверия поставщик может придумать для своей услуги марочное название. В-четвертых, для создания атмосферы доверия поставщик может привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость. 2. Услугу неотделима от своего источника, будь то человек или машина, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника. Например, зрелищно-развелкательная ценность концерта неотъемлема от исполнителя. 3. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места их оказания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|